Как не перешагнуть предел цены

1022
 Абидуева Е.В.
Консультант отдела правового и информационно- аналитического обеспечения управления государственной политики министерства культуры и архивов Иркутской области
Закон о некоммерческих организациях (ч. 4 ст. 9.2) обязывает учредителя утверждать Порядок определения платы для физических и юридических лиц за оказание услуг, выполнение работ, относящихся к основным видам деятельности бюджетного учреждения. В соответствии с этим Порядком руководитель учреждения рассчитывает цены на услуги (работы) в пределах госзадания. Порядок имеет прямую зависимость с финансовым обеспечением деятельности учреждения. Поэтому так важно научиться составлять его грамотно.

Расчет с точностью до наоборот

Согласно нормам п. 2 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) показатели государственного (муниципального) задания должны использоваться при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание услуг (работ), а также для определения объема субсидий на выполнение задания бюджетным или автономным учреждением.

Однако на практике лишь в единичных случаях субъекты РФ и муниципальные образования соблюдают установленные БК РФ требования. Как правило, не планирование бюджета осуществляется на основании нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (работ), а, наоборот, нормативы затрат рассчитываются согласно доведенным до учреждения бюджетным ассигнованиям на реализацию государственного (муниципального) задания.

Дело в том, что задания утверждаются в начале года на основании законов (решений) о бюджете, уже вступивших в силу. А следовательно, они не могут быть фундаментом составления проектов бюджетов.

Аналогичным образом – по остаточному принципу – рассчитываются и показатели плана финансово-хозяйственной деятельности (далее – план ФХД) учреждения, и предельные цены (тарифы) на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Вместе с тем руководители учреждений и учредители должны принимать решения с учетом необходимости обеспечения социальной, производственной эффективности деятельности организаций, которая, очевидно, не может быть сведена исключительно к грамотному использованию бюджетных средств.

Стоимость услуги как фактор финансирования

Смысл определения предельной платы за услуги (работы) в том, чтобы учреждение могло рассчитать ту сумму, которую оно планирует собрать с потребителей (физических и юридических лиц) за оказанные им услуги (работы). Иными словами – рассчитать доходы от основной установленной уставом деятельности учреждения.

Чтобы определить цену для конкретного физического или юридического лица, необходимо планируемую цифру дохода с оказания услуги (работы) разделить на количество ее потребителей. В идеале должна сформироваться минимальная цена (стоимость) услуги (работы) на одного получателя.

Поскольку услуга может иметь разный объем затрат на ее оказание при различных обстоятельствах, цена на одноименные услуги (работы) будет зависеть от этих затрат.

Рассмотрим порядок определения платы за оказание услуг, выполнение работ, относящихся к основным видам деятельности, предусмотренным уставом, на примере бюджетных учреждений культуры субъекта РФ.

Плата или цена?

В законодательных актах используются два понятия: «плата» (ст. 9.2 Закона «О некоммерческих организациях») и «цена» (ст. 69.2 БК РФ). С формально-юридической точки зрения, если имеется в виду возмездный договор оказания услуг (выполнения работ) вне зависимости от его формы (письменный, устный), обязанность получателя оплатить услугу (работу) определяется ценой договора. Термин «уплата», «оплата» применяется «обезличенно», когда речь идет о видах и порядках оплаты имущественных и неимущественных обязанностей, возникающих в силу закона или договора у юридических и физических лиц. Таким образом, термин «плата» является менее конкретным, чем «цена».

Определение платы для граждан

При определении платы для физических лиц за оказание услуг (выполнение работ) учитываются показатели, характеризующие:

  • объем фактических затрат на оказание услуг, выполнение работ в течение срока действия государственного задания (далее – объем фактических затрат);
  • объем субсидии, выделенной на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнение работ), и субсидии на иные цели в текущем финансовом году (далее – объем субсидии);
  • показатели задания, характеризующие объем оказываемых услуг (работ). А в случаях, когда услуги (работы) не включены в задание, прогноз спроса получателей услуг (работ) (далее – объем услуг);
  • объем арендных платежей от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления (далее – арендные платежи), направляемых исключительно на поддержание технического состояния данного недвижимого имущества.

Плата рассчитывается по следующей формуле:
ПФЛ = (ОФЗ – ОС (+ АП))/ОУ,
где ПФЛ – плата для граждан за оказание услуг (выполнение работ);
ОФЗ – объем фактических затрат;
ОС – объем субсидии;
АП – арендные платежи;
ОУ – объем услуг.

Полученные данные включаются в плановые показатели по поступлениям плана ФХД учреждения, утверждаемого в установленном законодательством порядке.

В рассматриваемом нами случае бюджетными учреждениями за оказание одной и той же услуги гражданам Российской Федерации, иностранных государств, лицам без гражданства взимается одинаковая плата. Если это не нарушает конституционные права граждан, учреждение может установить другие правила, которые должны быть отражены в Порядке определения платы для физических и юридических лиц за оказание услуг, выполнение работ.

Запомнить

Получение доходов от иной деятельности, как и порядок ценообразования в процессе ее осуществления, законодательством не регулируется. Предельные цены (тарифы) устанавливаются в государствен-ном (муниципальном) задании только в отношении основной деятельности учреждения.

Определение платы для юридических лиц

При определении платы для юридических лиц учитываются показатели, характеризующие:

  • фактические затраты учреждения, необходимые для исполнения договорных (контрактных) обязательств в текущем финансовом году (далее – фактические затраты на исполнение обязательств);
  • субсидия на иные цели в текущем финансовом году, исчисленная пропорционально сроку действия договора, заключаемого учреждением с юридическим лицом (далее – иная субсидия);
  • объем арендных платежей от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления (далее – арендные платежи), направляемых исключительно на поддержание технического состояния данного недвижимого имущества;
  • планируемое количество договоров, государственных (муниципаль(выполнение работ) в текущем финансовом году (далее – количество договоров).

Рассчитаем плату:
ПЮЛ = (ФЗ – СИ (+ АП))/КД,
где ПЮЛ – плата для юридических лиц за оказание услуг (выполнение работ);
ФЗ – фактические затраты на исполнение договорных (контрактных) обязательств;
СИ – иная субсидия;
АП – арендные платежи;
КД – количество договоров.

Полученные данные также включаются в показатели по поступлениям плана ФХД.

Запомнить

Если рассчитанная цена услуги (работы) сильно отклоняется от среднерыночных показателей, то стоит задуматься над целесообразностью ее предоставления, либо над решением проблемы недостаточности бюджетного субсидирования.

Все, что вне задания, оплачивается отдельно

Оказание услуг, выполнение работ для потребителей сверх установленного задания осуществляется учреждениями за плату. При этом соблюдаются одинаковые условия, установленные для оказания одних и тех же услуг (работ) в пределах задания. То есть учреждение должно сохранить показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых услуг (работ), установленных госзаданием.

Запомнить

Основной целью создания Порядка определения платы для граждан и юридических лиц за оказание услуг (выполнение работ) является не закрепление методики расчета стоимости услуги (работы), а определение значения локальных документов учреждения для расчета планируемого дохода.

Подчеркнем, цена на платные услуги формируется, исходя из рассчитанной по указанным выше формулам и утвержденной планом ФХД платы за оказание услуг (выполнения работ). При этом учитывается планируемое количество потребителей, включая отдельные категории граждан, пользующихся правом льготного и бесплатного посещения учреждений культуры.

Бюджетные учреждения не вправе выходить за границы предельных цен, установленных на оплату соответствующих услуг (работ).

Утвержденную плату для юридических лиц за оказание услуг (выполнение работ) учреждения используют при определении цены заключаемых гражданско-правовых договоров, государственных (муниципальных) контрактов.

Методика расчета отдельных величин формул, установленных в правовом акте, может быть доведена учредителем до учреждения методическими письмами. Составляющие фактических затрат на оказание услуг (работ) могут определяться учреждениями самостоятельно.

официальное мнение

Ирина Абанкина,
канд. экон. наук, директор Института развития
образования НИУ ВШЭ

В настоящее время существует противоречие между Законом № 83-ФЗ1 и Законом № 131-ФЗ2. В подп. 4 п. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ указано, что органы местного самоуправления обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги (работы), предоставляемые (выполняемые) муниципальными учреждениями. Именно тарифов, а не порядков их установления, как указывается в Законе № 83-ФЗ. Конечно, если мы говорим о тарифах на услуги ЖКХ – это нормально, однако, с ценами на образовательные услуги должна быть иная ситуация. Пока что многие органы местного самоуправления сами устанавливают цены, поскольку формально трактуют положения законодательства и не видят разницы между понятиями «цена», «предельная цена» и «тариф».

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×