«Автономные» закупки по новым правилам

1407
 Пластинина Е.А.
Проректор по научной работе, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГБОУ ДПО “Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова”
Не так давно вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Новый закон устанавливает требования к закупкам автономными учреждениями. Разъясним некоторые ключевые моменты документа.

Положение о закупке

Новый закон не содержит детальной регламентации закупочных процедур. Центральное место в нем занимает Положение о закупке – локальном нормативном акте, разработанном и утвержденном самой организацией.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров и др. (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

В Положении о закупке заказчик может кратко изложить основные вопросы, связанные с организацией и проведением закупочных процедур, и сделать отсылку на иные локальные нормативные акты учреждения.

Примерная структура. Положения о закупке

1. Общие положения

  • Область применения
  • Цели и принципы регламентации закупочной деятельности
  • Основные понятия (закупка, процедура, заказчик, продукция и пр.)

2. Организационная структура

  • Общие требования
  • Органы управления закупочной деятельностью
  • Политика в области закупок
  • Автоматизированная система управления закупками
  • Раздел «Закупки» на официальном сайте
  • Виртуальные электронные торговые площадки в сети Интернет

3. Права и обязанности сторон при закупках

  • Права и обязанности организатора закупки
  • Права и обязанности заказчика
  • Права и обязанности участника
  • Объем прав и обязанностей, возникающих у победителя
  • Преференции
  • Требования к участникам закупок

4. Способы закупок и их разновидности (конкурс, аукцион, иные способы; закупка товаров, работ, услуг в электронной форме)

5. Общий порядок проведения закупок

  • Планирование
  • Принятие решения о проведении закупки
  • Подготовка к проведению закупки
  • Объявление о проведении закупки
  • Проведение закупки
  • Отчетность и обмен информацией
  • Контроль

6. Инструкция по проведению закупочных процедур (требования к документации)

  • Открытый одноэтапный конкурс
  • Закрытый конкурс
  • Двухэтапный конкурс
  • Многоэтапный конкурс
  • Ценовой конкурс и т. д.

7. Разрешение разногласий

8. Приложения

  • Приложение 1. Глоссарий
  • Приложение 2. Принципы формирования критериев оценки и отбора заявок участников закупочных процедур
  • Приложение 3. Годовая комплексная программа закупок

При разработке Приложения 2 заказчик может брать за основу:

  • несложную методику, предложенную в постановлении Правительства РФ от 10.09.2009 № 722 «Об утверждении правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • более сложные методики расчета выгодности предложений участников закупки (например, на основании величины индекса оптимальности конкурсного предложения по техническим, финансовым и иным критериям).

Положение о закупке утверждается наблюдательным советом автономного учреждения (п. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Согласно ст. 10 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» наблюдательный совет создается в составе не менее чем 5 и не более чем 11 членов.

Способы закупки

В предлагаемой выше примерной структуре Положения о закупке есть пункт, который предполагает перечисление и описание способов закупок и их разновидностей (конкурс, аукцион, иные способы закупки; закупка товаров, работ, услуг в электронной форме). Нужно четко понимать разницу между конкурсом и аукционом, а также знать, что такое иные способы закупки.

Конкурс – такой способ заключения договора путем проведения торгов, при котором выигравшим признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленных в конкурсной документации на основании Положения о закупке.

Запомнить

Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению на официальном сайте не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Аукцион – торги, по итогам которых победитель определяется на основании исследования выгодности его ценового предложения по договору, то есть победителем на аукционе будет являться лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

Законодатель устанавливает возможность определения в локальном акте заказчика иных способов закупок продукции. При разработке данного раздела заказчик может обратиться как к нормативной правовой базе РФ, так и к иностранному, международному опыту. Например, можно ориентироваться на Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг. Помимо «стандартных» торгов можно предусмотреть потенциальную возможность использования двухэтапных конкурсов и аукционов, с предквалификацией и без, с переторжкой. Кроме торгов, существуют такие способы, как запрос предложений, запрос котировок, конкурентные переговоры, закупки из одного источника.

Согласно ч. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Поскольку Закон № 223-ФЗ не устанавливает подробного описания электронных закупок даже в части терминологии, должен будет появиться не только список товаров, работ, услуг, но и порядок организации таких закупочных процедур, порядок применения самого перечня критерий принятия решения или ссылка об обязательности фиксации этих правил каждым заказчиком в Положении о закупке.

мнение специалиста

Марина Клишина,
первый заместитель генерального директора Центра
исследования бюджетных отношений/div>

Большинство региональных и особенно муниципальных автономных учреждений имеют сравнительно небольшой административно-управленческий аппарат. Соответственно, нельзя бездумно копировать Положения о закупках крупных учреждений – все внутренние процедуры взаимодействия необходимо значительно упростить. Также не стоит перегружать Положение непонятными и ненужными правилами и процедурами – это затруднит работу самому учреждению и запутает поставщиков.

При разработке Положения рекомендуется выбрать и описать именно те способы закупки, которые будут востребованы автономным учреждением. Критерии отбора поставщиков должны устанавливаться исходя из особенностей закупаемых учреждением товаров, работ, услуг. Важно помнить, что простой перенос прежних методик в новые условия может дать отрицательный эффект. Если состав закупаемых товаров, работ, услуг постоянно видоизменяется и требуется «подгонка» закупочных процедур, в Положении о закупках стоит описать разумный минимум и не ставить учреждение в жесткие рамки.

План закупки

План закупки – документ, который содержит информацию о потребностях учреждения в конкретных товарах, работах, услугах, сроки, способы и порядок удовлетворения этих потребностей на определенный период (не меньше года). В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 223-ФЗ требования к форме, содержанию, порядку формирования и размещения плана на официальном сайте должны быть разработаны Правительством РФ.

Рассматриваемый Закон не содержит запрета на внесение в план закупки изменений и дополнений, а также сроков их размещения на официальном сайте. Также не установлена обязанность заказчиков скрупулезно соблюдать положения плана. Это означает, что заказчик может совершить закупку, не предусмотренную планом, либо не совершить закупку, предусмотренную планом. Кроме того, заказчик может без внесения изменений в план закупки изменить количество, объем закупаемых товаров, работ или услуг, совершить закупку иным способом, отличным от того, который предусмотрен планом, и т. д. План закупки является, скорее, ориентиром. Он позволяет заказчикам спрогнозировать свои потребности и тем самым удовлетворить их наилучшим образом, а потенциальным поставщикам – подготовиться к закупке.

Запомнить

В Положении о закупке заказчик должен не только перечислить способы закупок, но и установить правила их выбора, основания применения и порядок реализации.

Нормативный документ

Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Обжалование действий заказчика

Согласно ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в установленном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

  • неразмещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Положения о закупке, изменений, вносимых в указанное Положение, информации о закупке, подлежащей размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;
  • предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
  • осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте Положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ).

При этом Закон № 223-ФЗ в отличие от Закона № 94-ФЗ не регламентирует процедуру подачи жалобы, требования к ее форме и содержанию, процедуру вынесения ФАС России решения и виды выносимых решений. Видимо, в данном случае ФАС России будет действовать по аналогии с рассмотрением жалоб в сфере размещения государственного и муниципального заказа.

Если нарушения были выявлены уже после подписания договора или договор был подписан в процессе рассмотрения жалобы, для признания договора недействительным пострадавший поставщик должен будет обратиться в суд с соответствующим иском.

Запомнить

ФАС России не обладает полномочиями по признанию заключенного договора незаключенным или недействительным; такое право есть только у суда.

Для признания договора недействительным необходимо установление судом двух условий в совокупности:

1. Истец должен быть заинтересованным лицом, чьи права и законные интересы нарушены в результате незаконных действий заказчика.

2. Поскольку иск о признании договора недействительным – это средство защиты нарушенных прав истца, удовлетворение его должно, очевидно, восстановить нарушенное право.

Однако этого не происходит, если в процессе рассмотрения дела договор, заключенный с нарушениями, исполнен или исполнен в существенной части. В данном случае пострадавший истец может использовать другие средства защиты.

Особый интерес представляет такое прописанное в Законе № 223-ФЗ основание для обращения поставщика в ФАС России, как предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмот- ренных актами о закупках.

В документации о закупке должны содержаться требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Иных требований к заявке, чем те, которые содержатся в документации о закупке, заказчик предъявлять не имеет права.

Однако на практике в процессе приема или рассмотрения заявок заказчик может потребовать предоставления недостающих, по его мнению, документов, в том числе о самом поставщике, о поставляемых товарах, работах, услугах, о материалах и средствах. В этом случае поставщик вправе обратиться за защитой в суд или в ФАС России.

Пример

Заказчиком был нарушен срок размещения изменений, внесенных в документацию об аукционе, на официальном сайте. Изменениями были установлены новые требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе. Само по себе это нарушение, но требования участника закупки, подавшего заявку, которая соответствует всем требованиям измененной документации об аукционе, должны быть отклонены, так как это нарушение никак не затронуло признаваемые интересы истца, связанные с участием в аукционе.

А вот требования участника закупки, который докажет, что не смог подать правильную заявку именно потому, что заказчик нарушил срок размещения изменений на официальном сайте, суд должен удовлетворить: в данном случае интересы истца нарушены, а он сам является заинтересованным лицом.

Ответственность за нарушения

В отличие от законодательства о размещении государственного и муниципального заказа, где в отношении заказчика за каждое правонарушение установлена предельно жесткая административная ответственность, в сфере закупок, подпадающих под действие Закона № 223-ФЗ, такой жесткой регламентации ответственности заказчика нет.

Ни в КоАП РФ, ни в Уголовном кодексе РФ ответственность заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ, не установлена.

Нарушение обязанности разместить в установленный срок на официальном сайте Положение о закупке влечет за собой обязательное применение Закона № 94-ФЗ. Однако в данном случае какие-либо имущественные или личные лишения для заказчика или его руководства отсутствуют.

Единственный вид ответственности для заказчиков за нарушение положений Закона № 223-ФЗ – гражданскоправовой. В соответствии со ст. 449 Гражданского кодекса РФ нарушение установленного Законом № 223-ФЗ порядка проведения торгов может повлечь признание их судом недействительными по иску заинтересованного лица, что приведет к недействительности заключенного по результатам таких торгов договора. Кроме того, заинтересованная сторона вправе взыскать с заказчика убытки, вызванные нарушением порядка проведения торгов.

Сложности контроля

Закон № 223-ФЗ, в отличие от Закона № 94-ФЗ, не регламентирует проведение контрольных мероприятий. Соответственно, данная сфера регламентируется иными нормативными актами, в частности Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Также Закон № 223-ФЗ не содержит перечня контролирующих органов. Возможно, таким органом будет являться ФАС России. Косвенно это подтверждается тем, что у участника закупки есть право обжалования ряда действий (бездействий) заказчика в административном порядке именно в федеральный антимонопольный орган (ч. 10 Закона № 223-ФЗ). Однако пока ФАС России специально контрольными полномочиями не наделена.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль