Когда качество оставляет желать лучшего

1642
 Даньшин А.Е.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Принимая товар, всегда есть риск, что его качество окажется не соответствующим ожиданиям заказчика. В такой ситуации перед ним встанет задача получить возмещение от поставщика. Однако чтобы обеспечить выполнение своих требований, самому получателю надо соблюсти ряд условий, предусмотренных законом и договором. О том, как это сделать, пойдет речь далее.

Чем руководствоваться

Прежде всего определимся,какие нормы законодательства применимы в рассматриваемой ситуации.

В Гражданском кодексе РФпоставка товаров для государственных или мутншгипальньгх нужд регламентирована§ 4 гл. 30. Однако никаких особенностей приемки поставленного товара, проверкиего качества и заявления требований в этом параграфе нет. В нем содержится ссылкана применение правил о договоре поставки — ст. 506—522 ГК РФ (п. 2 ст. 525 ГКРФ). Кроме того, в силу п. 5 ст. 454 ГК РФ на госпоставку распространяются теположения о договоре купли-продажи, которые регулируют вопросы, не отраженныев нормах о договоре поставки.

В части, не урегулированнойкодексом, применяются нормы иных законов, в частности, Федерального закона от21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее —Закон № 94-ФЗ).

Наконец, следует учитывать ивыполнять условия тех пунктов контракта, в которых прописаны требования ккачеству, правила его проверки заказчиком, а такжепретензионный порядок разрешения спора между сторонами.

Принятие и проверка товара

Начнем с приятного. Припроверке соответствия товара условиям контракта у государственного(муниципального), иного заказчика заведомо есть преимущество перед остальнымипокупателями. Если в обычной хозяйственной практике возможна ситуация, когда вдоговоре поставки требования к качеству товара прописаны весьма посредственно,то в случае с госзаказом такая ситуация скорее редкость. Ведь Закон № 94-ФЗобязывает включать требования к качеству в конкурсную документацию,документацию об аукционе (ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 34, ч. 4 ст. 41.6). Затем этиусловия переносятся и в контракт (договор).

В перечисленных статьях установлен запрет на указание производителя товара, в т. ч. в форме требований к качеству.

Как правило, в договорах(контрактах) оговаривается, что качество товара должно подтверждатьсясертификатом соответствия, паспортом качества завода-изготовителя,соответствовать стандартам и условиям действующих ГОСТов и ТУ на конкретный видтовара. Это облегчает задачу заказчика по проверке качества фактическипоставленных товаров.

Итак, обратимся к правиламприемки товара и проверки его качества. ГК РФ обязывает покупателя(получателя) совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятиетоваров, постав­ленных в соответствии с договором (ст. 513 ГК РФ). При этом ч.12 ст. 9 Закона № 94-ФЗ предписывает обязательно включать в контракт условие опорядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров (выполняемыхработ, оказываемых услуг) на соответствие их количества, комплектности, объемаи качества требованиям, установленным в таком контракте.

Следует учесть!

Покупателю, прежде всего, следует заглянуть в те пункты контракта, где сказано о его обязанностях по приемке товара. Их необходимо максимально четко выполнить. Несоблюдение процедурных моментов грозит негативно отразиться на интересах покупателя - поставщик может отказаться от выполнения требований заказчика, ссылаясь на нарушения последним процедуры приемки.

В статье 513 ГК РФ также указано, что принятыепокупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенныйзаконом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями деловогооборота. Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество икачество принятых товаров в установленномпорядке и о выявленных несоответствиях или недостатках незамедлительнописьменно уведомить поставщика.

На практике в контрактахчасто предусматривают, что приемка должна проводиться в соответствии с Инструкциейо порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаровнародного потребления по качеству, утвержденной постановлением ГосарбитражаСССР от 25.04.1966 № П-7 (далее - Инструкция № П-7).

Если стороны включили в контракт ссылку на этот документ, то фактпоставки товара с недостатками должен быть доказан исключительно с соблюдениемданной Инструкции. Согласно ее положениям покупатель, получив некачественныйтовар, должен вызвать для участия в продолжении приемки продукции исоставления двустороннего акта представителя изготовителя (отправителя). Именноэтот акт может и должен быть доказательством ненадлежащего качества товара.

Обратившись к практике, можнонайти ряд поучительных примеров. Так, по условиям контракта стороныпредусмотрели использование Инструкции № П-7. Однако на деле отправленнымписьмом заказчик не вызывал поставщика для составления акта, а лишь сообщал онесоответствии поставленного товара заявленному качеству по ГОСТу и требовалвывезти эту партию товара. Суд пришел к выводу, что поскольку требованияИнструкции № П-7 нарушены, нет оснований для признания факта поставкинекачественного товара. Спор с поставщиком покупатель проиграл. Причем этоможно назвать типичным случаем.

Нарушение порядка приемки суды часто расценивают как основание для признания факта поставки некачественного товара недоказанным даже при наличии документов, в которых этот факт зафиксирован (постановления ФАС Московского округа от 26.08.2011 № КА-А40/9287-11, ФАС Дальневосточного округа от 16.03.2011 № Ф03-718/2011, определение ВАС РФ от 16.08.2010 № ВАС-10410/10 и др.).

Справедливости ради отметим, что иногда заказчикам все же удается склонить служителей Фемиды на свою сторону. Так, в одном из дел суд отклонил доводы поставщика о нарушении заказчиком правил приемки товара, установленных государственным контрактом и Инструкцией № П-7.

Следует учесть!

В тех случаях, когда в контракте порядок приемки товара вопреки требованию закона не определен, применяется правило п. 2 ст. 513 ГК РФ о том, что товары должны быть осмотрены в срок, определенный обычаями делового оборота. Но здесь круг опять замыкается – судьи полагают, что в таком случае также могут быть применены положения названной Инструкции № П-7 (постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.11.2008 по делу № А56-47642/2007).

Арбитры решили, что несоблюдениеуказанных правил не повлияло на качество товара. На момент поставкигосзаказчику товар в любом случае не соответствовал требованиям ГОСТ и имел явныепризнаки недоброкачественности (постановление ФАС Дальневосточного округа от18.04.2011 № Ф03-1191/2011).

Если речиоб Инструкции № П-7 в контракте не идет, то применять ее не обязательно (на этоуказано в постановлении Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18). Вместе с тем, еслистороны не согласовали порядок приемки товара и проверки его качества, тоИнструкцию № П-7 можно применить в порядке обычаев делового оборота(постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.11.2008 по делу №А56-47642/2007).

Если контракт является уже непервым, заключенным межу заказ­чиком и поставщиком, в качестве обычаев деловогооборота должна применяться прежняя практика, установившаяся в отношениях сторон.Об этом свидетельствуют положения ст. 431 ГК РФ.

Само по себе отсутствие в контракте порядка приемки товара по количеству и качеству не является основанием для освобождения поставщика от ответственности за нарушение условий договора. Этот постулат закреплен в п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18.

Доказательства несоответствия качества

Если стороны оговорили вконтракте применение Инструкции № П-7, свидетельством ненадлежащего качествабудет являться акт, порядок составления которого предусмотрен этим документом(пп. 14-20).

В актеуказываются количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемкедефектов. Затем получатель (заказчик) обязан вызвать для участия в продолженииприемки продукции и составления двустороннегоакта представителя поставщика, если это предусмотрено условиями поставки.

В иных случаях, нерегулируемых Инструкцией № П-7, доказательством поставки некачественнойпродукции является акт приемки товара. К нему также предъявляется рядтребований. Акт обязательно должен содержать сведения о количественекачественного товара, описание выявленных дефектов и способа приемки по качеству.В отсутствие этих сведений надлежащим доказательством акт являться не будет(постановления ФАС Центрального округа от 24.08.2010 по делу № А35-589/08-С5,определение ВАС РФ от 03.12.2010 № ВАС-16308/10 и др.).

Дляопределения качества продукции заказчик также может (по Инструкции № П-7обязан) пригласить эксперта или представителя компетентной организации(например, торгово-промышленной палаты). Причем в ч. 12 ст. 9 Закона № 94-ФЗпрямо прописано, что для проверки соответствия качества поставляемых товаров,выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным контрактом,заказчик вправе привлекать независимых экспертов. Заключение эксперта являетсянаиболее убедительным доказательством ненадлежащего качества поставленныхтоваров.

Для участия в проведении экспертизы следует вызвать представителя поставщика. В противном случае ее заключение не будет являться надлежащими доказательствами поставки некачественного товара (постановления ФАС Уральского округа от 16.05.2011 № Ф09-2150/11-С3, ФАС Поволжского округа от 20.01.2010 по делу № А55-5822/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.07.2007 № А19-24879/06-14-26-04АП-1578/07-Ф02-4923/07 и др.).

Если уведомление поставщику было отправлено, но он не прибыл, то заключение эксперта будет надлежащим доказательством.

Требования к поставщику

Последствияпоставки товаров ненадлежащего качества установлены ст. 518 ГК РФ. В нейсказано, что покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащегокачества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475Кодекса. Исключение составляет случай, когда поставщик, получивший уведомлениепокупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит ихтоварами надлежащего качества.

Следует учесть!

В соответствии со ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок.

Не является существенным нарушением:

  • если обнаруженные недостатки устранимы и не требуют несоразмерных расходов или затрат времени;
  • если поставленный товар по цене и качеству не проигрывает описанному в контракте.

Подобные выводы содержатся в определении ВАС РФ от 12.08.2011 № ВАС-10344/11, постановлениях ФАС Московского округа от 24.03.2011 № КА-А40/1225-11, ФАС Уральского округа от 08.10.2009 № Ф09-7696/09-С3.

В статье475 ГК РФ покупателю, которому передан товар ненадлежащего качества,предоставлено право по своему выбору потребовать от продавца:

  • соразмерно уменьшить покупную цену;
  • безвозмездно устранить недостатки товара вразумный срок;
  • возместить свои расходы на устранение недостатковтовара.

В случае существенного нарушения требований к качеству товара (неустранимыенедостатки, недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерныхрасходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либопроявляются  вновь после их устранения, идругие подобные недостатки) покупатель вправе по своему выбору:

  • отказатьсяот исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежнойсуммы;
  • потребовать замены товара ненадлежащего качестватоваром, соответствующим договору.

Если поставщик не исполнит направленныеему требования, то он считается не исполнившим обязанность по передаче товара.Как следствие, покупатель не обязан оплачивать товар, поскольку вправе в этойситуации отказаться от исполнения договора со своей стороны в порядке ст. 523ГК РФ (постановления ФАС Московского округа от 12.12.2006, 17.01.2007 №КГ-А40/12092-06, ФАС Северо-Западного округа от 20.08.2007 по делу №А66-6350/2006).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль