Истина в суде

1591
 Абидуева Е.В.
Консультант отдела правового и информационно- аналитического обеспечения управления государственной политики министерства культуры и архивов Иркутской области
Нередко учреждения не согласны с результатами проверки, проведенной органом финансового контроля – ФНС России, Росфиннадзором, Счетной палатой или другим органом власти, наделенным соответствующими полномочиями. Инспекторы тоже убеждены в своей правоте и не желают идти на попятную. Остается только одно – искать правды в суде. Как это сделать, расскажем далее.

Куда обратиться

Основныминормативными правовыми актами, регламентирующими порядок обращения в суд,являются Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — АПКРФ) и Гражданский процессуальный кодекс (далее — ГПК РФ).

Наименование суда определяется исходя из существаспора.

Следует понимать двоякую правовую природу возникающихспоров:

  • когда обе стороны выступают вкачестве равноправных контрагентов по сделке, обязательства по которой былинарушены или не исполнены (исковое производство);
  • когда одна из сторон наделенаадминистративно-властными полномочиями, а другая — оспаривает правомерность ихосуществления (рассмотрение соответствующих заявлений).

Последняякатегория дел может быть связана с экономическими интересами заявителя, а можеткасаться иных гражданских прав и свобод, не носящих финансового характера.

Важный нюанс

Право на обращение в суд является конституционным правом граждан. Споры бюджетных учреждений с гражданами рассматриваются в судах общей юрисдикции. По большей части это трудовые споры. Подведомственность и подсудность судов общей юрисдикции определена ст. 22 ГПК РФ.

Дела поэкономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлениемпредпринимательской и иной экономической деятельности, отнесены к компетенцииарбитражного суда (ст. 27 АПК РФ). Следовательно, споры бюджетных (автономных)учреждений по совершаемым сделкам в рамках осуществленияосновных видов деятельности, платной и иной приносящей доход деятельностиподведомственны арбитражным судам.

Оспаривание ненормативныхправовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственнойвласти (местного са­моуправления), иных организаций, наделенных отдельными государственнымиили публичными полномочиями (УФНС России, финорганов, органов, осуществляющихконтроль в финансово-бюджетной сфере), затрагивающих права и законные интересылиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, такжеосуществляется в арбитражных судах.

Рассмотрение дел, неподсудных арбитражным судам, осуществляется в рамках гражданского судопроизводства— в судах общей юрисдикции и третейских судах.

Подача заявления

Порядок подачи заявлений опризнании недействительными ненормативных правовых актов или о признаниинезаконными решений и действий (бездействия) органов власти, осуществляющихпубличные полномочия, должностных лиц в судебные органы един на всейтерритории Российской Федерации. Он регулируется ГПК РФ (если заявление несвязано с экономическими интересами заявителя) либо АПК РФ.

Следует учесть!

Содержание в заявлении требований предполагает описание заявителем существа претензий с указанием норм права, нарушение которых повлекло за собой нарушение прав и законных интересов заявителя, с описанием фактических обстоятельств дела. Это нормы так называемого материального права: БК РФ (при определении, например, полномочий главных распорядителей бюджетных средств), иных законов, подзаконных актов, устанавливающих основания и порядок совершения каких-либо действий организациями, органами власти, гражданами.

К форме и содержанию заявления законодательством предъявляютсяследующие требования:

  • письменная форма. Заявление также может быть подано варбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайтеарбитражного суда http://www.arbitr.ru;
  • подписание заявителем непосредственно илипредставителем заявителя по доверенности;
  • содержание следующих сведений:
    • наименование суда, в которыйподается заявление;
    • наименование заявителя, егоместо нахождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты;
    • перечень прилагаемых документов,определенный ст. 126 АПК и ст. 132 ГПК РФ;
    • наименование органа или лица,которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия(бездействие);
    • название,номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
    • права и законные интересы,которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением идействием (бездействием);
    • законы и иные нормативныеправовые акты, которым, по мне­нию заявителя, не соответствуют оспариваемыйакт, решение и действие (бездействие);
    • требование заявителя опризнании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий(бездействия) незаконными.

Заявителювменяется в обязанность направить другим лицам, участвующим в деле, копиизаявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказнымписьмом с уведомлением о вручении.

В соответствии со ст. 197 АПКРФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы организаций, вт. ч. учреждений, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельностиненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственныхорганов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенныхфедеральным законом отдельными государственными или иными публичнымиполномочиями, должностных лиц, в т. ч.судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общимправилам искового производства с особенностями, предусмотренными АПК РФ. Ктаким особенностям относятся:

  • сокращенный срок"исковой давности" (термин един, хотя речь идет о заявлении) — тримесяца со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении ихправ и законных интересов, если иное не установлено федеральными законами;
  • возможность участия прокурора,а также органов, осуществляющих публичные полномочия, если они полагают, чтооспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) несоответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права изаконные интересы граждан, орга­низаций, иных лиц в сфере предпринимательской ииной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либообязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской ииной экономической деятельности. Таким образом, защита учреждением своих правможет начаться не с обращения в суд, а с заявления в прокуратуру;
  • оформление заявления всуд (ст. 199 АПК РФ), в частности, необходимо представить текст оспариваемогоакта, решения и при необходимости заявить ходатайство о приостановлениидействия оспариваемого акта, решения;
  • единоличное рассмотрение делав трехмесячный срок со дня подачи заявления истцом;
  • обязанность доказываниясоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иномунормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения возлагаетсяна орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия(бездействие).

При подаче заявления варбитражный суд важно представить сведения о соблюдении претензионного илииного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом илидоговором. В противном случае заявление будет оставлено без движения, о чемсудья должен вынести определение, в котором устанавливаются разумные сроки дляустранения недостатков поданных документов (ст. 136 ГПК РФ, ст. 128 АПК РФ).Если ответчик устно отказывается от соблюдения досудебного порядка решенияспора, заявитель должен указать эти обстоятельства в заявлении.

Прирассмотрении подобных дел заявление будет выглядеть следующим образом:

Цена вопроса

Сроки иразмер уплаты государственной пошлины за рассмотрение дел в КонституционномСуде РФ, в судах общей юрисдикции, арбитражных судах определяются гл. 25.3 НКРФ.

По общему правилу плательщики(истцы) уплачивают государственную пошлину до подачи запроса, ходатайства,заявления, искового заявления, жалобы, в т. ч. апелляционной, кассационной илинадзорной. Размер государственной пошлины определяется исходя из суммы иска(если она исчисляема) или в размере, прямо установленном ст. 333.19 НК РФ.

Льготыпри обращении в арбитражные суды, связанные с освобождением от уплатыгосударственной пошлины, установлены соответственно ст. 333.36 и 333.37 НК РФ(сведения о наличии льготы заносятся в исковое заявление).

Арбитражныесуды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размергосударственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указаннымисудами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст.333.41 НК РФ.

Заявлениео предоставлении рассрочки либо отсрочки по оплате государственной пошлины либоуменьшении размера государственной пошлины подается в суд одновременно сподачей иска. Оно должно содержать сведения о наличии оснований, предусмотренныхч. 2 ст. 64 НК РФ, чтобы суд признал причину отсрочки или рассрочки оплатыгосударственной пошлины, уменьшения ее размера уважительной. В противномслучае иск также будет оставлен без движения.

Суды – это эффективно!

Судебное разрешение споровявляется наиболее совершенной формой защиты гражданских прав. Строгоевыполнение процессуальных требований к организации судебных разбирательств,необходимость соблюдения единых, установленных федеральными законами, сроков,постоянство структуры судебных органов оптимизируют процедуры защиты своихправ учреждениями и обжалования незаконных решений органов власти.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль