Дайте жалобную книгу!

1217
 Козлов М.А.
Начальник юридического отдела, член Ассоциации юристов России, г.Москва
В Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) был внесен ряд изменений, касающихся создания и развития механизма досудебного (внесудебного) обжалования. Предполагается, что такие нововведения позволят обеспечить тщательное соблюдение стандартов предоставления государственных (муниципальных) услуг.

На что жалуемся

Указанные изменения быливнесены Федеральным законом от 03.12.2011 № 383-ФЗ (далее - Закон № 383-ФЗ).Закон № 210-ФЗ был дополнен гл. 2.1 «Досудебное (внесудебное) обжалованиезаявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющегогосударственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу,должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа,предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного илимуниципального служащего» (п. 7 ст. 22 Закона № 383-ФЗ).

Согласно ст. 11.1 Закона №210-ФЗ заявитель может обратиться с жалобой на решения и действия (бездействия)соответствующих органов и должностных лиц в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя опредоставлении государственной (муниципальной) услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной(муниципальной) услуги;
  • требование у заявителядокументов, не предусмотренных нормативными правовыми актами РФ,субъектов РФ, муниципальных образований для предоставлениягосударственной (муниципальной) услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовымиактами РФ, субъектов РФ, муниципальных образований для предоставления государственной(муниципальной) услуги;
  • отказ в предоставлениигосударственной (муниципальной) услуги, если основания отказа не предусмотреныфедеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативнымиправовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • затребование с заявителя припредоставлении государственной (муни­ципальной) услуги платы, непредусмотренной нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, муниципальныхобразований;
  • отказ органа,предоставляющего государственную (муниципальную) услугу, его должностного лицав исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результатепредоставления государственной (муниципальной) услуги документах либонарушение установленного срока таких исправлений.

Приведенный выше перечень является открытым (формулировка «в том числе»). Например, предметом обжалования могут являться также некорректное поведение или нарушение служебной этики специалистами и должностными лицами в ходе предоставления государственной услуги.

Порядок подачи жалобы

Как установлено ст. 11.2Закона № 210-ФЗ, жалоба подается в орган, предоставляющий государственную(муниципальную) услугу, в письменной форме на бумажном носителе или вэлектронной форме следующими способами:

  • почтовым отправлением;
  • через многофункциональный центр;
  • с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • через официальный сайт органа, предоставляющего государственную (муниципальную)услугу;
  • с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг либо региональногопортала государственных и муниципальных услуг;
  • при личном приеме заявителя.

Жалобы на решения, принятыеруководителем органа, предоставляющего государственную (муниципальную) услугу,подаются в вышестоящий орган (при его наличии) либо в случае его отсутствиярассматриваются непосредственно руководителем указанного органа.

Указанное положениепротиворечит общим принципам обжалования решений, действий (бездействий)государственных или муниципальных органов и их должностных лиц. В частности, всоответствии с п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядкерассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ)запрещается направлять жалобу на рассмотрение в соответствующий орган илидолжностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. Аналогичныеположения содержат и иные нормативные акты.

Заявителеммогут быть представлены документы, подтверждающие доводы, изложенные в жалобе,либо их копии.

Приведенный выше перечень является открытым (формулировка «в том числе»). Например, предметом обжалования могут являться также некорректное поведение или нарушение служебной этики специалистами и должностными лицами в ходе предоставления государственной услуги.

Рассмотрение жалобы

Жалоба, поступившая в орган, предоставляющийгосударственную (муниципальную) услугу, подлежит рассмотрению должностнымлицом, наделенным соответствующими полномочиями, в течение пятнадцати рабочихдней со дня ее регистрации. В случае если обжалуется отказ в приеме документову заявителя, отказ в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случаеобжалования нарушения установленного срока таких исправлений, жалобарассматривается течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

Главное

Жалоба должна содержать следующие сведения:

1 наименование органа, предоставляющего услугу, должностного лица данного органа, либо государственного или муниципального служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

2 фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

3 сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего услугу, его должностного лица либо государственного или муниципального служащего;

4 доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) соответствующего органа, должностного лица либо государственного или муниципального служащего;

5 иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить;

6 личную подпись заявителя (его представителя) и дату.

Правительство РФ вправе устанавливать случаи, при которых срок рассмотрения жалобы может быть сокращен.

Административными регламентамиоказания государственных (муниципальных) услуг могут быть установленыоснования для приостановления рассмотрения жалобы (претензии) и случаи, вкоторых ответ на жалобу (претензию) не дается, например:

  • в письменном обращении не указаны фамилия заявителя,направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направленответ;
  • текст письменного обращения не поддается прочтению;
  • в обращении обжалуется судебное решение;
  • в обращении содержатсянецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществуспециалиста, должностного лица, а также членов его семьи;
  • в обращениисодержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответыпо существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращениине приводятся новые доводы или обстоятельства;
  • ответ по существу поставленного в обращении вопроса неможет быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или инуюохраняемую федеральным законом тайну.

Если в последующемперечисленные выше причины будут устранены, заявитель вправе вновь направитьжалобу в орган, предоставляющий государственную (муниципальную) услугу,вышестоящий орган либо их должностным лицам.

По результатам рассмотренияжалобы орган, предоставляющий государственную (муниципальную) услугу,принимает одно из следующих решений:

  1. удовлетворяет жалобу, в т. ч.в форме отмены принятого решения, исправления допущенных опечаток и ошибок ввыданных в результате предоставления услуги документах, возврата заявителюденежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовымиактами РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в иных формах;
  2. отказывает в удовлетворениижалобы (ч. 7 ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ).

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме (по его желанию в электронной форме) должен быть направлен мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

Ответственность по новым правилам

Согласно ч. 9 ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ в случае если в ходе рассмотренияжалобы или по результатам этого рассмотрения будут установлены признаки состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, наделенное полномочиями порассмотрению жалоб, незамедлительнонаправляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Для справки

Пунктами 45 ст. 12 Закона № 383-ФЗ в ст. 23.1 и ст. 28.4 КоАП РФ внесены изменения, в соответствии с которыми дела о нарушении законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг возбуждаются прокурором и рассматриваются судом.

В связи с этим необходимо знать о том, что ст. 12Закона № 383-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административныхправонарушениях (далее - КоАП РФ) дополнен ст. 5.63, устанавливающейадминистративную ответственность за нарушения законодательства об организациипредоставления государственных и муниципальных услуг.

Нововведение 1. Нарушение должностным лицомфедерального органа исполнительной власти или органа государственноговнебюджетного фонда РФ либо сотрудником многофункционального центра порядкапредоставления государственной (муниципальной) услуги, повлекшее непредоставлениесоответствующей услуги заявителю либо ее предоставление с нарушениемустановленных сроков, если эти действия (бездействие) не содержат уголовнонаказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от3000 до 5000 руб.

Нововведение 2. Предъявление перечисленнымивыше должностными лицами требования о предоставлении документов и (или) платы,не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с нимииными нормативными правовыми актами РФ, если эти действия не содержат уголовнонаказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от 5000до 10 000 руб.

Нововведение 3. Нарушение должностным лицом,наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядкапредоставления государственной (муниципальной) услуги, порядка или сроковрассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностноголица от принятия ее к рассмотрению влечет наложение административного штрафа вразмере от 20 000 до 30 000 руб.

Новая редакция Закона № 210-ФЗустанавливает только правовые основы досудебного (внесудебного) обжалования припредоставлении государственных и муниципальных услуг, поэтому в ближайшеевремя следует ожидать принятия соответствующих подзаконных нормативныхправовых ак­тов, разъясняющих и дополняющих его положения.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×