Быть или не быть налогу на недвижимость?

1099
 Смирнов Д.
Доктор экон. наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Необходимость введения единого налога на недвижимость обозначена в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов. Основная идея нововведения заключается в том, чтобы обязать физических и юридических лиц уплачивать налог не с остаточной, а с рыночной стоимости недвижимого имущества. Рассмотрим перспективы и последствия введения этого налога.

Законопроект с долгой историей

Идея о введении единого налога на недвижимость взамен существующего земельного налога и налога на имущество физических лиц, а также распространение этого порядка на юридических лиц, в том числе государственные (муниципальные) учреждения, сама по себе не нова.

Еще в 1997 г. был принят Федеральный закон от 20.07.1997 № 110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери».

Согласно этому закону юридические и физические лица, участвующие в эксперименте, должны были уплачивать налог с рыночной стоимости земельных участков, зданий, сооружений и иного недвижимого имущества.

Результаты этого эксперимента были положены в основу проекта Федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации».

Этот законопроект дополняет НК РФ главой «Налог на недвижимость».

Запомнить

Одновременно с реформированием механизмов налогообложения объектов имущества необходимо провести и корректировку системы арендных платежей за объекты имущества и землю, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.

В июне 2011 г. в Бюджетном послании Президента РФ было сказано о том, что налог на недвижимость в некоторых регионах можно начать взимать уже в 2012 г. Однако в конце декаб ря министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявила, что появление налога возможно не ранее 2013 г. и только в 10 регионах. А по всей России он «еще долго» не будет введен.

Запомнить

Самые серьезные ограничения на применение в России налога на недвижимость накладывает разделение прав на землю и недвижимое имущество, находящееся на ней.

Чем же вызвана столь длительная и сложная процедура разработки и согласования введения нового платежа? Можно выделить три основные группы причин задержки с принятием нового порядка налогообложения имущества:

  • теоретико-методологические;
  • организационно-экономические;
  • политические.

Глобальная или шедулярная система?

Первая группа причин связана с длительными спорами относительно единства (глобальная система) или раздельности (шедулярная система) налогообложения двух основных компонентов недвижимости: недвижимого имущества и земли.

Россия в 1992 г. пошла по пути раздельного обложения как основных компонентов недвижимости − земли и имущества, находящегося на ней, так и плательщиков налога. Надо отметить, что это соответствует общепринятой практике. В большинстве государств глобальная система практически не применяется, в то время как широко распространены различные вариации шедулярной системы, когда различные объекты имущества облагаются по разным схемам и ставкам.

Как определять рыночную стоимость

Одна из наиболее существенных организационно-экономических причин связана с формированием системы оценки объектов недвижимости. Действительно, прежде чем взимать налог, нужно правильно рассчитать налоговую базу.

Различия в методиках оценки земли и недвижимого имущества, отсутствие достоверной базы информации о сделках купли-продажи по большинству сегментов недвижимости требуют использования различных механизмов при определении налоговой базы, а значит, существенно ограничивают достоинства единого налога.

Однако следует отметить, что создание и поддержание государственного кадастра объектов недвижимости и формирование методик оценки таких объектов – необходимая составляющая любого варианта налога с имущества. Государственные органы формируют эту составляющую: уже проведен значительный комплекс работ, хотя имеют место и отдельные недоработки, которые не позволяют говорить о возможности введения налога повсеместно в ближайшее время.

«За» и «против» введения налога на недвижимость

Взаимодействие участников формирования налоговой базы

Прежде чем вводить новый налог, необходимо сформировать механизмы эффективного обмена информацией об объектах недвижимости и иного взаимодействия между регистрирующими, контролирующими органами, а также службами, занимающимися предоставлением информации для учета и формирования налоговой базы.

Запомнить

В проекте не прописаны варианты дифференциации ставок. В условиях недостатка собственных средств на местном уровне и высокой степени лоббирования это может привести к установлению органами местного самоуправления экономически необоснованных ставок.

Пример

Опыт эксперимента по налогообложению недвижимости в г. Твери показал, что даже задержка передачи идентификационного номера налогоплательщика из налогового органа может существенно замедлить процесс формирования налоговой базы.

Кроме того, понадобится провести разграничение недвижимости, находящейся в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности, урегулировать вопрос эффективного использования имущества.

Значительные сложности возникают при взаимодействии налогоплательщика с территориальными органами Росреестра, что является следствием недостаточного количества таких органов в рамках отдельно взятого населенного пункта, неоправданно сложной процедуры перерегистрации объектов, а также в целом отсутствия единой информационной базы.

Существенным моментом является и дефицит молодых квалифицированных специалистов в области кадастровой оценки и независимой оценки недвижимости, а также недостаточно четкие критерии отбора оценщиков и кадастровых инженеров, непроработанные схемы обязательного страхования ответственности оценщика.

Ставки налога

Проект местного налога на недвижимость устанавливает максимальную ставку (до 1%), а также положение о том, что конкретная ставка налога утверждается нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Также законопроект предполагает возможность применения понижающего коэффициента в размере 0,8 при расчете налоговой базы, что не является оптимальным вариантом для России. Использование такого коэффициента:

  • не отменяет необходимость дифференциации ставок по налогу;
  • серьезно усложняет налоговую систему;
  • усиливает непонимание порядка расчета налога со стороны налогоплательщиков (так как снижается осознание связи между стоимостью объекта имущества, ставкой и суммой налога).

А что же будет с простыми гражданами?

В случае введения налога сложно придется не только организациям, но и физическим лицам. Сумма налога с двухкомнатной квартиры в г. Москве согласно проекту местного налога на недвижимость будет определяться следующим образом.

Учитывая, что собственность на земельный участок у владельца квартиры отсутствует, налоговая база будет включать исключительно недвижимое имущество, однако его стоимость уже учитывает приоритетный фактор – местоположение. При стоимости квартиры около 7 млн руб. (площадью 52 м2) и двух проживающих пенсионерах сумма налога составит (7 млн - 1,346 млн (вычет) × 0,8 × 0,5%) = 22 615 руб.

Политические сложности

Говоря о политических причинах задержки введения нового налога с имущества, необходимо отметить несколько важных моментов. Совершенно очевидно, что существующие обязательные платежи за имущество слабо соотносятся с реальной стоимостью объектов, подвергающихся налогообложению.

Введение нового налога в любой его интерпретации существенно изменит размер налоговых обязательств в сторону увеличения, что не может не вызвать негативных социально-политических процессов в обществе: роста социальной напряженности, возрастания налоговой нагрузки на физических и юридических лиц.

Безусловно, решение, приводящее к таким последствиям, может негативно сказаться на рейтинге политических лидеров. Это и является значимой причиной, тормозящей процесс введения нового налога.

мнение практика

Дмитрий Жуковский,
начальник отдела автоматизации бюджетного учета
группы компаний «Бизнес ИТ»

Сегодня объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог, за исключением: всех видов земельных участков, изъятых из оборота в соответствии с Земельным кодексом РФ; отдельных видов земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с указанным Кодексом.

Для целей налогообложения используется кадастровая стоимость земельных участков. Так как земельный налог является местным, представительные органы муниципальных образований имеют право: вводить его и прекращать; устанавливать налоговые ставки и сроки в пределах, определенных НК РФ; устанавливать льготы; устанавливать необлагаемый налогом минимум налоговой базы.

Таким образом, обязанность уплачивать земельный налог возникает у государственного (муниципального) учреждения в случае, если: такая обязанность установлена на территории муниципального образования, где расположен земельный участок; участок не относится к виду земельных участков, не облагаемых земельным налогом; на участок оформлено право постоянного (бессрочного) пользования; либо право собственности, при условии что он не передан в постоянное (бессрочное) пользование.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль