text
Учет в учреждении

Конкурируй или проиграешь

  • 10 мая 2012
  • 1027
Финансовый консультант юридической компании «Налоговик»

Рынок – понятие для бюджетных учреждений новое. Но именно внедрение рыночных принципов в их деятельность – одна из приоритетных задач реформирования. Неотъемлемой частью рыночной экономики является конкуренция. О ней и пойдет речь далее.

Конкуренция: зло или благо

Конкуренция (от лат. concurrentia – столкновение, состязание) – это экономическое соперничество между производителями товаров и услуг за более выгодные условия деятельности. Так называемая конкурентная борьба обусловлена ограниченностью экономических ресурсов, которые необходимо получить от потребителя или отвоевать у конкурента.

Стимулом конкурентной борьбы является стремление превзойти других – подать товар в более выигрышном свете и оказать потребителю услугу высшего качества.

Пример

Частные и государственные школы могут конкурировать по нескольким направлениям: размер платы за дополнительные услуги, набор этих услуг, разнообразие питания, отношение к ученикам и родителям. Однако часто эта конкуренция мнимая, ведь один и тот же учитель может работать как в частной школе, так и в государственной.

То же самое и с медицинскими центрами. Желание сэкономить личное время приведет человека в коммерческую медицинскую организацию. Однако есть большая вероятность, что там ему окажет помощь тот же врач, который ведет прием в муниципальной поликлинике бесплатно.

Все решает потребитель

Конкуренция на рынке некоммерческих продуктов, в частности социальных услуг, – это своего рода соревнование между учреждениями за потребителя. При этом конкурентная борьба направлена главным образом не на получение прибыли, как в случае с коммерческими организациями, а на наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов. Конкуренция помогает учреждению завоевать определенную позицию, оправдать собственное существование за счет бюджетных источников.

Запомнить

Внедрение государственных (муниципальных) заданий направлено на реализацию принципа «голосования ногами». В соответствии с этим принципом потребитель сам решает, в какое именно учреждение ему обратиться. Таким образом, главная конкурентная стратегия для бюджетных учреждений в настоящее время – ориентация на потребителя и борьба за него.

Некоммерческие организации могут конкурировать как между собой, так и с коммерческими субъектами. В этом случае конкурентная борьба возникает, например, в культурно-досуговой сфере: государственные (муниципальные) учреждения культуры соперничают с многочисленными коммерческими клубами, танцхоллами, выставочными залами. В сфере медицинских и образовательных услуг государственные (муниципальные) учреждения и частные организации предлагают потребителям идентичные услуги.

Пример

Высшие учебные заведения схожего профиля – государственные и частные – предлагают на рынке образовательные услуги по подготовке специалистов различных направлений. При этом наблюдается монополистическая конкуренция: на рынке присутствует множество продавцов, предлагающих схожие продукты разного качества по различным ценам. Однако и здесь есть свои особенности. Дипломы коммерческих вузов меньше востребованы, поскольку часто вызывают недоверие работодателей. Однако коммерческие вузы, в отличие от государственных, могут похвастаться индивидуальным подходом к каждому студенту.

мнение специалиста

Марина Седова,
канд. экон. наук, профессор кафедры «Финансы»
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации»

Гипотеза Тибу («голосование ногами») изначально затрагивала выбор экономическими агентами административно-территориальной единицы, в которой им будут обеспечены условия, в наибольшей степени соответствующие их предпочтениям. Однако эта гипотеза может быть применена и в отношении выбора потребителями бюджетного учреждения, оказывающего наилучшим образом государственные (муниципальные) услуги.

В качестве примера реализации принципа «голосования ногами» можно привести принятие Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», позволившего пациентам самостоятельно выбирать врача и медицинское учреждение.

Победит в конкурентной борьбе та некоммерческая организация, которая сумеет произвести наиболее востребованный продукт, обладающий максимальным социальным эффектом. Ведь именно достижение социального эффекта (например, повышение общего уровня образования населения, культурного уровня, сокращение смертности или беспризорности) декларируют все некоммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности.

Как продать услугу?

Для того чтобы привлечь потребителей платных услуг, бюджетные учреждения могут:

  • повысить качество услуг (в том числе внимательнее и вежливее относиться к потребителям);
  • снизить цены;
  • ввести дополнительные сервисы;
  • предложить выгодные условия платежей;
  • расширить ассортимент товаров;
  • воздействовать на потребителя через рекламу.

Почему учреждение должно идти на такие меры? К этому его подталкивает рыночная конкуренция. Рыночная конкуренция (т. е. наличие большого числа независимых продавцов и покупателей, обладающих свободой войти) выступает как главная регулирующая система в экономике.

Чем выше конкуренция, тем в конечном счете лучше потребителям, ведь организации, которые оказывают некачественные услуги, просто не смогут на таком рынке выжить.

Запомнить

Конкурентное преимущество достигается тогда, когда организация предлагает потребителю услугу (работу, товар) такой ценности, которую он вряд ли где-либо найдет.

Создав преимущество, учреждение устанавливает более высокие цены на свою услугу (работу, товар) и получает большую прибыль. Конкурентное преимущество может быть экономическим, психологическим или экономико-психологическим.

Конкуренция в России закреплена законодательно. Так, целью Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и т. д. Закон распространяется на все типы юридических лиц, в том числе на государственные (муниципальные) учреждения.

Монополистическая конкуренция

Рынок монополистической конкуренции аналогичен совершенному конкурентному рынку в том смысле, что на нем также действует много организаций и проникновение новых не ограничено. Но он отличается от рынка совершенной конкуренции тем, что рыночная продукция дифференцирована: каждая организация продает особый тип товара (оказывает особый вид услуги), отличающийся по качеству, оформлению или престижности.

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.