Экологическая подготовка для бухгалтера

1299
 Беляков П.А.
Главный бухгалтер – начальник финансового отдела ФГУ “Краснознаменное пограничное управление ФСБ России по Волгоградской области”
При отсутствии штатного специалиста-эколога бухгалтер сталкивается с проблемой, которая обусловлена недостатком необходимых знаний в области экологического нормирования. Ему сложно правильно подать документы для получения разрешений, устанавливающих лимиты выбросов и сбросов, и на их основе верно рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду. Что же должен знать бухгалтер об экологических нормативах?

Актуальность проблемы

Деятельностьучреждений не может не воздействовать на состояние окружающей среды. Одниимеют на своем балансе автомобили, у других есть собственная котельная, втретьих находятся дизельные силовые установки. Все учреждения имеют твердыебытовые отходы (ТБО), требующие размещения на полигонах, а также закупаютртутные энергосберегающие лампы.

Также впроцессе хозяйственной деятельности могут извлекаться минеральные ресурсы ввиде песка и гравия, производиться забор воды из артезианских источников (дляэтого необходимо получить лицензию) и выбрасываться в природную средузагрязняющие вещества.

Послезамены ламп накаливания на ртутьсодержащие энергосберегающие лампы воисполнение Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережениии о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельныезаконодательные акты Российской Федерации" работы у бухгалтераприбавилось.

По нашемумнению, ртутьсодержащие лампы (материальные запасы) лучше не списывать с учетапри их выдаче в эксплуатацию.

На это есть две причины: гарантийный срок лампы, поданным производителя, не менее 12 месяцев; утилизацией ламп занимаютсяуполномоченные организации. Процесс утилизации ртути и ее соединенийфизико-химическими или механическими способами с целью исключения отравлениялюдей и животных называется демеркуризацией.

После выдачи ламп со складапредлагаем списать их с балансового учета, но продолжать учитывать назабалансовом счете. Аналогичным образом можно учитывать автомобильныепокрышки, которые списываются со склада только после получения документов опереработке. Данные особенности учета необходимо отразить в учетной политике.

Учреждение несет дополнительныерасходы по оплате услуг по договору демеркуризации. Передача ламп на утилизациюосуществляется с переходом права собственности на них по накладной или актуприема-передачи. По факту исполнения работ подписывается акт приемкивыполненных работ (услуг). Материальные запасы (ртутьсодержащие лампы)списываются с забалансового учета на основании акта списания материальныхзапасов с приложением акта приемки выполненных работ (услуг) по демеркуризации.

Правовые основы нормирования в экологии

Под нормированием в областиприродопользования и охраны окружающей среды понимается установлениеуполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствиис требованиями законодательства.

В числе основных нормативныхправовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования,следует на­звать Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающейсреды". Глава V "Нормирование в области охраны окружающейсреды" закона определяет систему экологических нормативов и стандартов,критерии их установления, органы, ответственные за разработку и утверждениеэтих нормативов.

Применительно к использованиюотдельных природных ресурсов и их охране нормирование регулируетсясоответствующим природо-ресурсным законодательством — земельным, водным,лесным, об охране атмосферного воздуха, о животном мире и др.

Виды экологических нормативов

В системуэкологических нормативов и стандартов входят:

  • нормативы качества окружающейсреды;
  • нормативы предельнодопустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;
  • нормативы использованияприродных ресурсов;
  • нормативы санитарных изащитных зон.

Нормативы качества окружающейсреды. Ониустанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК)вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологическихвеществ, загрязняющих окружающую среду, и нормативов предельно допустимыхуровней (ПДУ) вредных физических воздействий на нее.

Итак, качество окружающей среды определяют понормативам, установленным в соответствии с:

  • химическими показателямисостояния окружающей среды, в т. ч. нормативам ПДК химических веществ;
  • физическими показателямисостояния окружающей среды;
  • биологическими показателямисостояния окружающей среды, а также нормативам ПДК микроорганизмов;
  • иными показателями.

При установлении нормативовкачества окружающей среды учитываются природные особенности территорий иакваторий, назначение природных и природно-антропогенных объектов, особо охраняемыхтерриторий.

Нормативы допустимоговоздействия на окружающую среду. В целях предотвращения негативного воздействия наокружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физическихлиц — природопользователей устанавливаются следующие нормативы:

  • допустимых выбросов и сбросоввеществ и микроорганизмов;
  • образования отходовпроизводства и потребления и лимиты на их размещение;
  • допустимых физическихвоздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения,напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
  • допустимого изъятиякомпонентов природной среды;
  • допустимой антропогеннойнагрузки на окружающую среду;
  • иного допустимого воздействия наокружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях

Следует учесть!

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Нормативы допустимых выбросови сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных,передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственнойи иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки наокружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологическихнормативов.

Технологические нормативы устанавливаютсядля стационарных, передвижных и иных источников наоснове использования наилучших существующих технологий с учетом экономическихи социальных факторов.

Выбросы и сбросы химическихвеществ, в т. ч. радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающуюсреду в пределах установленных нормативов, лимитов на выбросы и сбросы допускаютсяна основании разрешений, выданных органами исполнительной власти,осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Плата за природопользование

Воздействие на окружающуюсреду — любое изменение в окружающей среде, полностью или частично являющеесярезультатом деятельности организации (ГОСТ Р ИСО 14001-2007*). Отрицательноевоздействие на окружающую среду экономическим субъектам необходимокомпенсировать соответствующими платежами.

Внастоящее время существуют следующие виды налогов и платежей за пользованиеприродными ресурсами:

  • платежи за пользование леснымфондом;
  • платежи за пользованиеводными объектами;
  • платежи за пользованиеобъектами животного мира;
  • налог на добычу полезныхископаемых;
  • земельный налог;
  • плата за нормативные исверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ и размещение отходов.

В свою очередь, каждый изэтих видов подразделяется на подвиды. Структура платежей, а также порядок ихвнесения за природопользование регулируются природоресурснымизаконодательными, налоговыми и иными нормативными правовыми актами.

Плата запользование природными ресурсами. Отношения в области платы за отдельные природныересурсы регулируются преимущественно соответствующими природоресурснымизаконодательными актами. Общие требования платности использования землиустановлены Земельным кодексом РФ (далее — ЗК РФ). Согласно ст. 65 ЗК РФ платаза использование земли взимается в форме земельного налога и арендной платы.Земельному налогу посвящена гл. 31 НК РФ. Данный вопрос актуален длябухгалтеров учреждений в связи с планами Минфина России в 2013 г. отменитьмногие льготы по налогу.

Плата занегативное воздействие на окружающую среду. К видам негативноговоздействия на окружающую среду, за которые взимается плата, относятся:

  • выбросы в атмосферный воздухзагрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих и иныхвеществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водныеобъекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом,электромагнитными, ионизирующими и др. видами физических воздействий.

Субъектхозяйственной деятельности платит за природопользование, выражающееся впредоставлении возможности привнесения в окружающую среду (размещение в ней) определенногоколичества вредных веществ. Плату за нормативное загрязнение относят на себестоимостькак один из видов производственных издержек.

Важный нюанс

На землях многих сельских поселений отсутствует коллективная система водоснабжения. В таком случае существует объективная необходимость иметь на балансе артезианские скважины. Для расчета платы на месте забора воды должен быть установлен сертифицированный прибор учета.

Экологическое страхование

Экологическоестрахование позволяет принять предупреждающие меры на случай возможногопричинения вреда окружающей среде, физическим и юридическим лицам в результатехозяйственной деятельности учреждения. Оно представляет собой отношения позащите имущественных интересов физических лиц и организаций от экологическихрисков за счет средств специальных страховых фондов. В Российской Федерацииосуществляется обязательное государственное экологическое страхование.

С 1января 2012 г. обязательное страхование гражданской ответственности владельцаопасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объектерегламентируется Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ (далее - Закон №225-ФЗ). Он призван повысить эффективность механизма ответственности владельцаопасного объекта и ориентирован на техногенные катастрофы. Для учрежденийзакон тоже актуален, т. к. многие из них имеют на балансе котельные, которыеотносятся к опасным объектам (согласно подп. "б" п. 1 ст. 5 Закона №225-ФЗ к опасным объектам относится оборудование, работающее под давлениемболее 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусовЦельсия).

Федеральныйзакон от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасныхпроизводственных объектов" устанавливает обязательное страхованиеответственности за причинение вреда при эксплуатации опасногопроизводственного объекта (ст. 15). Организация, эксплуатирующая опасныйпроизводственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вредажизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случаеаварии на нем.

Ответственность за нарушения

Согласност. 8.41 КоАП за невнесение в установленные сроки платы за негативноевоздействие на окружающую среду накладывается штраф на должностных лиц вразмере от 3000 до 6000 руб., а на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.

Статья9.19 КоАП РФ регламентирует ответственность за несоблюдение требований обобязательном страховании гражданской ответственности владельца опасногообъекта за причинение вреда в результате аварии на этом объекте. Эксплуатацияопасного объекта, за исключением ввода его в эксплуатацию, в случае отсутствиядоговора обязательного страхования гражданской ответственности владельцаданного объекта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц вразмере от 15 000 до 20 000 руб., на юридических лиц - от 300 000 до 500 000руб. Данная статья введена Федеральным законом от 27.07.2010 № 226-ФЗ ивступила в силу с 1 апреля 2012 г.

Заключение

От совместной работы главногобухгалтера и эколога зависит достоверность и качество подготавливаемойотчетности, своевременное внесение установленных платежей, связанных своздействием на окружающую среду.

Вотношении опасных объектов, которые являются государственной или муниципальнойсобственностью и финансирование которых полностью или частично осуществляетсяза счет средств соответствующих бюджетов, положения ст. 9.19 КоАП РФприменяются с 1 января 2013 г.

Так чтоеще есть время, чтобы заключить договоры страхования и избежатьответственности, предусмотренной КоАП РФ.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×