text
Учет в учреждении

Вечный вопрос – 310 или 340

  • 31 мая 2012
  • 31138
Эксперт ЗАО "МЦФЭР"

Ситуация до боли знакома: учреждение оплатило имущество по статье 310 КОСГУ. Приходят ревизоры и говорят, что это нужно было сделать по статье 340. Или же, наоборот, учреждение посчитало, что приобретает материалы, а проверяющие уверены, что это основные средства. Можно ли обезопасить себя от подобных претензий или они неизбежны?

Подход к проблеме

Дажесамый поверхностный анализ положений Инструкции № 157н показывает: одни и теже объекты имущества при различных обстоятельствах могут учитываться как всоставе основных средств, так и в составе материальных запасов.

Например,оборудование, как правило, приобретается с целью его использования вдеятельности учреждения по прямому назначению. Очевидно, что в таких ситуацияхоно должно учитываться в качестве основного средства. Однако в отдельныхслучаях то же оборудование может быть приобретено для определения его характеристик(надежности, прочности, ресурса работы и т. п.). И здесь уже речь идет о егоиспользовании в течение сравнительно небольшого промежутка времени и учете всоставе материальных запасов.

Другойпример. Очень многие объекты относятся к материальным запасам, посколькуявляются составляющими частями более крупных (сложных) активов, рассматриваемыхв качестве инвентарныхобъектов. Однако специфика применения таких частей в кон­кретных учреждениях,конечно же, может стать достаточным основанием для их учета в составе основныхсредств.

Как видим, при отнесенииматериальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основныесредства или материальные запасы) решающую роль играют профессиональныесуждения конкретных должностных лиц, которые должны основываться на данных опредназначении материальных ценностей и порядке их использования.

Всей полнотой информации для принятия взвешенного и обоснованного решения по данному вопросу обладают только сотрудники учреждения, в котором будет осуществляться использование (эксплуатация) имущества.

Во избежание субъективного подхода при оценке контролерами правомерности применения статей 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ в последние годы специалисты Минфина России неизменно формулируют следующую правовую позицию: отнесение материальных ценностей к основным средствам либо к материальным запасам относится к компетенции получателя бюджетных средств, который принимает решение по указанному вопросу в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета. Данная позиция изложена в письмах Минфина России от 27.02.2012 № 02-07-10/534, от 05.02.2010 № 02-05-10/383.

Рекомендации

Существуюттри простых правила, соблюдение которых позволит существенно снизитьвероятность претензий со стороны органов финансового контроля:

  • Уже на этапе принятия решения о приобретении имуществав учреждении должен быть сформирован набор аргументов, обосновывающихприменение соответствующей статьи КОСГУ. Итогом подобной работы должно статьоформленное в письменной форме решение комиссии по поступлению и выбытиюактивов, созданной в учреждении на постоянной основе.
  • В учреждении должен быть сформирован единый подход котнесению приобретаемых материальных ценностей к основным средствам илиматериальным запасам. Иными словами, должны быть исключены случаи, когда аналогичное имуществоотносится как к основным средствам, так и к материальным запасам.
  • Порядок применениябюджетной классификации при приобретении определенных активов (групп активов)можно согласовать путем утверждения уполномоченным органом власти соответствующихдокументов или приложений (расшифровок) к ним. К таким документам, например,относятся сметы, задания на оказание государственных (муниципальных) услуг,методические рекомендации (указания).

Пример

Образовательное учреждение приобрело следующие учебныенаглядные пособия (материалы) для уроков по рисованию, изготовленные из гипса:розетку стоимостью 900 руб., голову Гермеса - 3500 руб. и орнамент "гроздьвинограда"- 2600 руб. Договоры на приобретение учебных наглядных пособийоплачены за счет статьи 340 КОСГУ. Ревизоры квалифицируют данную операцию вкачестве нецелевого использования бюджетных средств. По их мнению, указанноеимущество должно было быть приобретено за счет статьи 310 КОСГУ.

Применяя приведенные выше правила, учреждение моглооформить решение профильной комиссии, согласно которому наглядные пособия(материалы), приобретаемые для использования на уроках "Рисунок иживопись", должны учитываться в качестве материальных запасов. Конечно, врешении должна быть приведена аргументация такой позиции.

В этом случае ревизоры могли бы отразить в актепроверки финансово-хозяйственной деятельности только свое профессиональноесуждение, согласно которому наглядные пособия (материалы) целесообразно былоучитывать в составе основных средств. Оно, безусловно, имеет право насуществование. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94,утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359, содержиткод 16 3695030 "Пособия учебные и оборудование школьное" к которомумогут быть отнесены различные виды оборудования классов и наглядные пособия(материалы). Однако само по себе данное обстоятельство не является достаточнымоснованием для безусловного отнесения приобретаемых учреждением объектовимущества к основным средствам.

А вот обоснованность квалификации расходов учрежденияпо приобретению данного имущества в качестве нецелевого использованиябюджетных средств весьма сомнительна. Как следствие, подобное решение сбольшой долей вероятности успешно может быть оспорено в установленном порядке(в т. ч. в суде).

Аргументы для проверяющих

Еслиревизоры все-таки зафиксировали нецелевое использование бюджетных средств,сотрудники учреждения могут привести следующие аргументы в свою защиту.

  1. Сослаться на то обстоятельство, что окончательноерешение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовыхактивов находится в компетенции должностных лиц учреждения. Кроме того, можнопредставить решения комиссии по поступлению и выбытию активов (при наличии), атакже привести сложившуюся в учреждении (группе учреждений, публично-правовомобразовании) практику применения КОСГУ.
  2. Обратиться непосредственно к ст. 289 БК РФ, всоответствии с которой нецелевое использование бюджетных средств выражается внаправлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям полученияуказанных средств, определенным:
  • утвержденным бюджетом, бюджетнойросписью;
  • уведомлением о бюджетныхассигнованиях;
  • сметой доходов и расходов;
  • иным правовым основаниемполучения бюджетных средств.

Изсодержания данной нормы по сути следует, что, рассматривая данное нарушение,ревизорам необходимо выяснить все обстоятельства в совокупности, а такжевыявить причины и условия, способствовавшие отнесению расходов на определенныекоды КОСГУ в каждом конкретном случае.

Так, еслибудет установлено, что ошибочные действия совершены неумышленно или же расходы осуществлялисьв соответствии с официальными документами, которые обусловили применениеконкретных статей (подстатей) КОСГУ, речи о нецелевом использовании бюджетныхсредств идти не должно (письмо Минфина России от 27.02.2012 № 02-07-10/534).

Ответственность за нецелевое использование бюджетныхсредств не может быть применена, если исходя из содержания нормативныхдокументов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетнойклассификации следовало бы отнести осуществленные учреждением расходы (п. 14.1постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23).

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.