Гордиев узел тепловой энергии

1611
 Пименов В.В.
Руководитель аналитического отдела ООО "Лаборатория информационных исследований"
В рамках государственного заказа учреждение планирует осуществить монтаж так называемого теплового узла. Как оказалось, самым сложным в этом процессе стало не определение цены и выбор кода бюджетной классификации, а понимание, что же собой этот самый узел представляет.

Суть дела

При проведении запросакотировок цен на монтаж узла тепловой энергии у бухгалтера возник вопрос, какотражать данные операции: по подстатье 226 КОСГУ или в соответствии со сметнойдокументацией (работы, материалы, комплектующие)? Как следует учитыватьконечный результат выполненной работы (как основное средство или же стоимостьработ сразу можно списать на финансовый результат)? Попробуем разобраться.

Зри в узел

Расходы на оплату договора,предметом которого является монтаж узла тепловой энергии, могут оплачиваться засчет подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ в полном объеме на основанииединого акта выполненных работ, в стоимость которых включается ценаиспользованных подрядчиком расходных материалов и комплектующих. Подобныезатраты по решению уполномоченных должностных лиц учреждения могут быть отнесенык расходам, не увеличивающим первоначальную стоимость объекта недвижимогоимущества и соответственно учитываться в составе расходов текущего финансовогогода.

Основная проблема – определить, что подразумевается под узлом тепловой энергии, монтаж которого будет осуществляться за счет средств государственного (муниципального) заказчика. Представляется целесообразным рассмотреть проблему, исходя из того, что в здании будет установлен узел управления ресурсами (энергией) с оборудованием устройств автоматизации и диспетчеризации для обеспечения дистанционного учета и управления.

В настоящее время в различныхпублично-правовых образованиях достаточно широкое распространение получилапрактика включения узлов учета тепловой энергии (приборов учета, узловуправления ресурсами) в состав основных средств в качестве отдельныхинвентарных объектов. Конечно, принятие подобных решений относится преждевсего к компетенции должностных лиц, входящих в состав профильных комиссий. Вто же время обоснованность такой трактовки положений правовых актов,определяющих порядок ведения бухгалтерского учета, весьма сомнительна.

Согласно п. 45 Инструкции №157н, инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласнотребованиям Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94,утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359 (далее -ОКОФ), к группировке объектов основных фондов по подразделам.

В свою очередь, согласно ОКОФ,в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для ихэксплуатации, в т. ч. и система отопления, включая котельные установки дляотопления (бойлерные, тепловые пункты) и их оборудование, находящиеся в самомздании. А функциональное предназначение приборов учета тепловой энергииявляется частью функционирования объекта недвижимого имущества как единогообособленного комплекса (пп. 1.1, 1.3 Правил учета тепловой энергии и теплоносителяв Российской Федерации, утвержденных Минтопэнерго России 12.09.1995 № Вк-4936).

Учитывая вышеизложенное, несложно сделать вывод: узлы управления ресурсами (узлы учета тепловой энергии) обоснованно могут учитываться в составе зданий. При этом данные об их установке на объекте недвижимости должны отражаться в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта» Инвентарной карточки учета основных средств (приложения 3–5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н) на основании актов и прилагаемой технической документации.

Установка узлов управленияресурсами с функциями их учета сопряжена в т. ч. с исполнением требованийПравил учета тепловой энергии и теплоносителя в Российской Федерации. А,согласно Указаниям № 180н, расходы на оплату работ (услуг), осуществляемые вцелях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию)имущества, подлежат отнесению на подстатью 225 «Работы, услуги по содержаниюимущества» КОСГУ. Именно такой подход применяется в отдельных публично-правовыхобразованиях.

Косвенно обоснованность даннойпозиции подтверждается и тем, что установка приборов учета потребления ресурсови узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрическойэнергии, газа) некоторыми правовыми актами прямо относится к работам покапитальному ремонту (п. 6 ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»). Атакие расходы, согласно Указаниям № 180н, осуществляются за счет подстатьи 225«Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

В то же время широкоераспространение получил подход, согласно которому любые монтажные работы (еслиони не предусмотрены договорами поставки или договорами на осуществлениеремонта, дооборудования, реконструкции и т. п.) должны оплачиваться за счетподстатьи 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Такой подход основан наформальной трактовке положений Указаний № 180н - во внимание прежде всегопринимается формулировка предмета договора (содержащая словосочетание«монтажные работы»), а не экономическое содержание конкретной хозяйственнойоперации. Тем не менее в рассматриваемой ситуации именно применение подстатьи226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ позволит минимизировать риски возникновенияпретензий со стороны контролирующих органов.

Указания № 180н не допускают возможности выделения из единых актов выполненных работ, составленных по итогам исполнения обязательств, возникших в рамках договоров на выполнение работ, отдельных позиций для их оплаты по различным статьям (подстатьям) КОСГУ (при ином подходе было бы просто невозможно организовать качественное планирование и осуществление бюджетных расходов, связанных с оплатой различных работ).

В частности, не может идтиречь об оплате по отдельному коду бюджетной классификации (статья 340«Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ) стоимости материалов икомплектующих, используемых подрядчиком при монтаже узла управления ресурсами(энергией), если стоимость данных материальных запасов учитывается приформировании стоимости монтажных работ.

Обоснованность применения данной правовой позицииподтверждена в п. 3 письма Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/3831при разъяснении порядка применения аналитического кода КОСГУ 225.2 «Ремонт(текущий и капитальный) и реставрация нефинансовых активов», и, судя покомментариям специалистов уполномоченных органов, ею вполне можно руководствоватьсяв целях осуществления расходов по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Иное дело, если в рамкаходного договора осуществляется поставка материальных ценностей (на основаниинакладных), а затем с использованием данных материалов проводятся монтажныеработы (по итогам выполнения которых составляется акт). Или же подрядчик можетосуществлять монтаж узла управления ресурсами (энергией) с использованиемматериалов (комплектующих), предоставленных учреждением.

В подобных ситуациях за счеткода 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ согласно актам может оплачиваться толькостоимость монтажных работ.

На основании положений действующих нормативных правовых актов невозможно сформулировать какие-либо универсальные правила, определяющие единый порядок отнесения работ к ремонту, модернизации (дооборудованию, реконструкции) или прочим работам (не увеличивающим первоначальную стоимость объекта недвижимого имущества).

Более того, сомнительно, чтопри существующем многообразии видов хозяйственной деятельности и технологийтакие правила будут разработаны в ближайшее время.

Не решают описанную вышепроблему и разъяснения уполномоченных органов, содержащие определения такихпонятий, как «ремонт», «модернизация», «дооборудование» и т. п. (письмоМинфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383).

Следовательно, в ситуациях,подобных рассматриваемой, уполномочен­ные должностные лица учреждений должныруководствоваться своими профессиональными суждениями, основанными надокументально подтвержденной информации о конкретной хозяйственной операции.

«Разносим» расходы

Как было указано выше, узелуправления ресурсами (энергией) нецелесообразно учитывать в качествесамостоятельного основного средства.

Кроме того, сомнительно, чтомонтаж такого узла может быть признан достаточным основанием для увеличенияпервоначальной стоимости соответствующего здания. Обоснованность такогоподхода косвенно подтверждается и судебной практикой (см. постановления ФАСПоволжского округа от 09.12.2010 по делу № А65-5431/2010, ФАС Северо-Западногоокруга от 11.02.2009 по делу № А56-10236/2007, ФАС Восточно-Сибирского округаот 04.12.2008 № А33-1122/2008-Ф02-6062/2008, Второго арбитражного апелляционногосуда от 14.02.2006 по делу № А17-150/5-2005).

Таким образом, врассматриваемой ситуации в учреждении может быть принято решение об отнесениистоимости монтажных работ и стоимости использованных в ходе таких работматериалов (комплектующих) к расходам текущего финансового года.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль