Бюджетные инвестиции в объекты госсобствен ности

2031
 Саакян Т.В.
Заместитель директора Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ
На 2012 г. продлено действие правил предоставления бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных бюджетных и автономных учреждений, а также федеральных государственных унитарных предприятий в порядке, определенном для получателей средств федерального бюджета. Рассмотрим особенности этого порядка.

Нормативное регулирование

В который раз тема бюджетных инвестиций в Российской Федерации подтвердила старую истину, что нет ничего более постоянного, чем временные нормы. Порядок предоставления бюджетных инвестиций в объекты госсобственности, ранее действовавший в отношении федеральных унитарных предприятий, с 2011 г. распространялся и на федеральные автономные и новые бюджетные учреждения.

Этот порядок, конечно, входит в разрез с нормами законодательства, определяющими организационно-правовой статус бюджетного и автономного учреждений (принятие обязательств от собственного имени, отсутствие субсидиарной ответственности). Но в 2011 г. на основании особенностей переходного периода (п. 13 ст. 31 Закона № 83-ФЗ) законодательство разрешало применять к бюджетным учреждениям положения бюджетного законодательства, установленные для получателя бюджетных средств (ПБС).

Запомнить

В 2012 г. правовым основанием предоставления бюджетных инвестиций в объекты госсобственности для автономных и бюджетных учреждений в порядке, установленном для участника бюджетного процесса, является постановление Правительства РФ от 31.12.2010 № 1204 (в ред. постановления Правительства РФ от 30.12.2011 № 1202).

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 31.12.2010 № 1204 федеральным бюджетным и автономным учреждениям, выполняющим функции государственного заказчика, в заключенных после 1 января 2011 г. государственных контрактах на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов федеральной собственности необходимо обеспечить условие, предусматривающее замену с 1 января 2013 г. стороны контракта. Вместо Российской Федерации одной из сторон будет выступать учреждение, в основные средства которого осуществляются бюджетные инвестиции. Необходимо изменить реквизиты счетов, с которых будет осуществляться оплата определенных договором денежных обязательств.

Аналогичная норма установлена п. 5 Правил осуществления в 2012 г. бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в форме капитальных вложений в основные средства федеральных государственных унитарных предприятий (постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1202). Согласно этой норме в государственных контрактах на выполнение работ (оказание услуг) в отношении объектов госсобственности, строительство которых началось после 1 января 2008 г., должны предусматриваться положения о переходе права заказчика от Российской Федерации к предприятию-застройщику с соответствующим изменением вида контракта.

Нормативный документ

Согласно ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изменение типа учреждения не является его реорганизацией. В связи с этим по совокупности норм, установленных ст. 14 данного Закона, название может остаться прежним. Но если произошло изменение наименования федерального учреждения в связи со сменой его типа, к ранее заключенному контракту необходимо оформить дополнительное соглашение в части уточнения наименования организации как стороны контракта, а также ее банковских реквизитов. При внесении таких изменений необходимо руководствоваться разъяснениями Минфина России и Федерального казначейства от 31.12.2010 № 02-03-06/5491 и № 42-7.4-05/5.2-12 и Минфина России от 08.08.2011 № 02-03-06/3599.

Возврат статуса участника бюджетного процесса

Постановление Правительства РФ № 1202 было принято 30.12.2011, когда многие бюджетные учреждения уже были исключены из Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее – Сводный реестр). Однако организации, не зарегистрированной в Сводном реестре, не может быть открыть лицевой счет получателя бюджетных средств.

Поэтому учреждение необходимо внести в реестр снова.

Запомнить

Ответственность за обеспечение внесения соответствующих условий в госконтракт лежит на федеральных органах государственной власти, в ведении которых находятся организации.

Это возможно сделать двумя способами:

1 аннулировать соответствующим главным распорядителем средств федерального бюджета Заявки на исключение (ф. 0531668). Для этого Федеральное казначейство направляет Уведомление об аннулировании (ф. 0531666) с указанием в графе «Основание для аннулирования заявки»: «Бюджетные инвестиции». В этом случае важно, чтобы реквизиты учреждения не успели исключить из Сводного реестра.;

2 включить реквизиты организации в Сводный реестр в соответствии с пп. 3.2.1 и 3.13.1 Порядка ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 15.08.2008 № 80н, если организацию к этому времени успели исключить из Сводного реестра.

Открытие лицевого счета получателя бюджетных средств

Лицевой счет получателя бюджетных средств формируется в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденным приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 № 7н (далее – Порядок № 7н).

Если организации уже были открыты другие лицевые счета в органе Федерального казначейства (ОФК), то в соответствии с п. 2.33 Порядка № 7н для открытия ей лицевого счета ПБС повторное представление тех документов, которые ранее были уже переданы Казначейству, не требуется (за исключением Заявления на открытие лицевого счета).

Кроме того, если состав должностных лиц, имеющих право подписи документов при совершении операций по ранее открытым лицевым счетам организации и открываемому ей лицевому счету ПБС совпадают, то организация вправе не представлять Карточку образцов подписей.

Запомнить

Наделение бюджетных и автономных учреждений полномочиями ПБС требует от них выполнения обязанности ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности в части операций по бюджетным инвестициям в порядке, установленном инструкциями № 157н и № 162н.

В этом случае Федеральное казначейство считает возможным использование имеющейся в ОФК Карточки образцов подписей к лицевому счету для учета операций неучастника бюджетного процесса (ф. 0531833) с последующим ее дополнением номером лицевого счета. Внесение изменений в Карточку образцов подписей (ф. 0531833) подтверждается подписью главного бухгалтера ОФК.

Оплата денежных обязательств

Оплата денежных обязательств в рамках бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства госсобственности на основании заключенных организациями государственных контрактов (договоров) производится в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета.

Расходы отражаются по соответствующим кодам бюджетной классификации согласно Указаниям № 180н.

При этом используются:

1 целевые статьи классификации расходов бюджетов, предназначенные для отражения расходов на реализацию соответствующих инвестиционных проектов;

2 вид расходов группы 400 подгруппы 410 в разрезе элементов (соответственно по элементам 413 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности бюджетным учреждениям вне рамок государственного оборонного заказа»; 414 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности бюджетным учреждениям в рамках государственного оборонного заказа»; 415 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности автономным учреждениям») и подгруппы 420 в разрезе элементов (соответственно по элементам 421 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности государственным унитарным предприятиям, основанным на праве оперативного управления», 422 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности государственным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения»);

3 статьи и подстатьи КОСГУ в следующем порядке:

  • расходы, производимые по договору строительного подряда (государственному контракту), предметом которого является выполнение подрядных работ по строительству (реконструкции) объектов, относятся на ст. 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
  • расходы, осуществляемые в целях строительства (реконструкции) объектов на основании договоров, предметом которых является выполнение отдельных видов работ (услуг), осуществление иных расходов из состава затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом стоимости строительства, подлежат отнесению на соответствующие статьи (подстатьи), исходя из их экономического содержания.

Полномочия застройщика

Если при осуществлении бюджетных инвестиций были заключены трехсторонние государственные контракты, в которых федеральные органы государственной власти выступают в качестве государственных заказчиков, а организации – в качестве застройщиков, то оплату денежных обязательств необходимо осуществлять с учетом следующих особенностей.

Согласно ст. 72 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до государственного заказчика как для получателя бюджетных средств.

Заключение государственными заказчиками (федеральными органами государственной власти) государственных контрактов, предусматривающих условие, что оплата денежных обязательств осуществляется застройщиками (организациями), вступает в прямое противоречие с нормами БК РФ, поскольку организации не могут принимать бюджетные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета.

В целях соблюдения положений бюджетного законодательства РФ федеральным органам государственной власти необходимо обеспечить внесение изменений в указанные государственные контракты. При этом застройщикам (организациям) можно поручить только определенные функции.

Запомнить

Застройщикам (организациям) при наличии в госконтракте государственного заказчика не может быть поручена оплата денежных обязательств по заключаемым в 2012 г. контрактам, подписание актов приемки выполненных работ (услуг) и иной первичной документации по учету работ в капитальном строительстве.

Например, организацию и управление работами на стройках и объектах, осуществление в установленном порядке строительного контроля, проверку обоснованности цен, а также сведений, содержащихся в документах, предъявленных подрядными организациями, поставщиками и другими организациями к оплате за выполненные ими работы (услуги), поставленную продукцию и другие произведенные затраты и т. п.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль