Размещение заказов: настоящее и будущее

2107
В апрельском номере нашего журнала мы опубликовали интервью “В поисках истины” с директором Учебно-методического центра подготовки специалистов ЖКХ Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова Е.А. Пластининой. В статье шла речь о реализации Федерального закона от 21.07.05 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”.

Судя по письмам, пришедшим в редакцию, эта публикация вызвала большой интерес у читателей. Ответственный редактор журнала А.Ю. Шихов встретился с Е.А. Пластининой и предложил обсудить наиболее острые моменты в проблеме размещения госзаказов бюджетными учреждениями. В беседе также приняла участие преподаватель кафедры "Экономика и управление собственностью"Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова Т.П. Ерофеева.

А. ШИХОВ: Подходит к концу 2007год. Он оказался весьма"урожайным" на изменения в законодательстве и нормативных актах, которыенепосредственно регламентируют деятельность бюджетных учреждений. При этомдважды в течение года вносились изменения и дополнения в "любимый"всеми Закон № 94-ФЗ.

С чем связаны столь частые изменения Закона оразмещении заказов?

Е. ПЛАСТИНИНА: Действительно, за два с небольшим года действия Законао размещении заказов изменения и дополнения в него вносятся уже четвертый раз.

На момент принятия Закона № 94-ФЗ в 2005 г. многие егонормы основывались на международном и региональном опыте проведениягосударственных закупок. Когда закон начал действовать, то он существенноизменил многие "исторически" сложившиеся механизмы и подходыбюджетных учреждений к приобретению товаров, работ и услуг для государственныхи муниципальных нужд. Опыт применения закона на практике потребовал уточнениянекоторых его норм.

А. ШИХОВ: Можно ли сказать, что первая редакция Закона № 94-ФЗ - это была своего рода "обкатка" мирового опыта государственных закупок в российских условиях?

Е. ПЛАСТИНИНА: Думаю, да. Закон сначала был написан, а потом уже порезультатам "испытаний" в него вносились изменения, дополнения. Надоотметить, что некоторые требования первой редакции закона, например, опредставлении участником на процедуре вскрытия конвертов разъяснений своейконкурсной заявки, были признаны атавизмом. И уже вскоре эта норма былаотменена Федеральным законом от 27.07.06 № 142-ФЗ «О внесении изменений вФедеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"».

Конечно, всем участникам размещения заказа хотелось быменьше ощущать себя "подопытными кроликами". Но в данном случаекачество обсуждаемого "опытного образца" - это своего рода показательдальновидности и эффективности законотворчества депутатов ГосударственнойДумы.

Напомню, что первые изменения в Закон № 94-ФЗ носиличисто технический характер и были направлены на устранение противоречий законас другими нор­мативными актами, действовавшими на тот момент. Два последнихпакета поправок, которые внесены в 2007 г. Федеральными законами от 20.04.07 №53-ФЗ и от 24.07.07 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Оразмещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные актыРФ» (далее - соответственно Закон № 53-ФЗ и Закон № 128-ФЗ), уже былинаправлены на изменение концептуальных положений закона с учетом более широкойпрактики его применения и мнений специалистов.

А. ШИХОВ: Полученный опыт размещения заказов позволил проанализировать ситуацию и уточнить приоритеты государства в этой сфере. Какие акценты стремилась расставить наша законодательная власть, внося в течение 2007 г. столь принципиальные изменения в Закон о размещении заказов?

Е. ПЛАСТИНИНА: В принятых поправках к Закону № 94-ФЗ четкопрослеживается некий "шаг назад" законодателя от ранеепродекларированного стремления к "всеобщей конкуренции". И здесьключевое слово "всеобщая", поскольку основной целью Закона № 94-ФЗ,поставленной в 2005 г., было привлечение максимального количества участников всферу госзаказа. На сегодня, спустя два года, можно признать, что эта цельдостигнута: каждое бюджетное учреждение ощутило на себе все достоинства инедостатки этого закона.

Не забудьте и о пресловутой коррупции. Закон № 94-ФЗбыл призван макси­мально ограничить субъективизм заказчика. К сожалению, приэтом не удалось избежать "эффекта петли", то есть ситуации, кодазаказчики выбирали в качестве победителя некие фирмы-призраки. При этом главнаяцель таких фирм сводилась лишь к получению ими предусмотренного контрактомаванса, получив который, фирмы "растворялись".

Чтобы избежать в дальнейшем таких ситуаций,законодателем было принято решение о введении определенных действенныхмеханизмов защиты заказчика, таких как:

  • обязательное условие обобеспечении исполнения контракта;
  • возможность выбора несколькихпобедителей в рамках одного конкурса, чтобы уменьшить риски при исполненииконтракта;
  • введение требований кквалификации участника размещения заказа и др.

Отметим и то новое, что скорее является хорошо забытымстарым. Например, появлению такого критерия оценки участников как "квалификация"мы "обязаны" Закону № 218-ФЗ. Теперь этот критерий используется нетолько в качестве элемента процедуры оценки и сопоставления конкурсных заявок,но и как обязательное условие допуска к участию в аукционе при размещениизаказа на подрядные работы на сумму более 50 млн руб.

Кроме того, напомню, что участник допускается каукциону по размещению заказа на выполнение работ по строительству,реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства только при условии, что у него естьопыт в проведении таких работ в течение последних пяти лет. При этом участникунеобходимо документально подтвердить, что им выполнялись не менее 20% объемааналогичных строительных работ на конкретном объекте.

А. ШИХОВ: Стоит ли ожидать новых изменений в Законе о размещении заказов?

Е. ПЛАСТИНИНА: Сейчас об этом говорить рано. Кроме того, последниеизменения Закона № 94-ФЗ будут вступать в силу постепенно - вплоть до 2011 г.Столь длительный "переходный период" позволит органам государственнойвласти, заказчикам и другим участникам размещения заказа заранее подготовитьсяк реализации соответствующих норм закона.

Например, только с 1 января 2011 г. вступают в силунормы о размещении информации о заказах разного уровня (для федеральных нужд,нужд субъектов РФ или муниципальных нужд) на едином официальном сайтеПравительства РФ. При этом порядок помещения информации на такой сайт долженбыть установлен Правительством РФ. Обратите внимание, что для обслуживания иобеспечения функционирования такого сайта может привлекаться на основеконтракта соответствующая организация.

Впереди три года. И если не сидеть сложа руки, товполне можно успеть сориентироваться во всех изменениях и подготовитьсядолжным образом.

А. Ш ИХОВ: К нам в редакцию в течение года поступали письма читателейс просьбой помочь им в конкретной ситуации. Но получалось так, что пока шлописьмо, пока мы готовили ответ, выходили очередные изменения в Закон № 94-ФЗ,которые сводили на нет нашу работу. И чтобы на страницах журнала дать внятныйответ читателю, приходилось начинать с белого листа.

Так, в редакцию в июле пришло письмо из Хабаровска отглавного бухгалтера Департамента Росприроднадзора по Дальневосточномуфедеральному округу Р.И. Веслополовой. В своем письме она задает нескольковопросов. Вот один из них: нужно ли проводить конкурс по ОСАГО, если суммауплачиваемой страховой премии по договору страхования составляет всего 15,5тыс. руб. в год? Вопрос читателя очень волнует, поскольку при этом известнапозиция Федеральной антимонопольной службы по ДФО, которая настаивает напроведении в этом случае конкурса, ссылаясь на ст. 12 и 13 Федерального законаот 23.06.99 № 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовыхуслуг". В то же время имеется постановление Федерального арбитражного судаДальневосточного округа от 05.02.07 № ФОЗ-А04/06-1/5036, в котором говорится:если страховая премия по договору страхования не превысила 60 тыс. руб., топроведения конкурса не требуется в соответ­ствии со ст. 2 Закона № 94-ФЗ.

Получается, что наш читатель стал заложником противоположныхмнений органов, которые представляют, с одной стороны, исполнительную власть,а с другой - судебную.

Куда "бедному крестьянину податься"?

Т. ЕРОФЕЕВА: Во-первых, в 2007 г. ссылкаФАС по ДФО на Закон № 117-ФЗ, конечно, неправомерна. Ведь в соответствии сФедеральным законом от 26.07.06 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"(далее - Закон о защите конкуренции) Закон № 117-ФЗ утратил силу еще 26.10.06(п. 5 ч. 1 ст. 53).

Во-вторых, рекомендуем читателю обратить внимание надругую судебную практику. Например, постановление Федерального арбитражногосуда Восточно-Сибирского округа от 13.12.06 № А74-2346/2006-Ф02-6572/06-С1: по­сколькуорган местного самоуправления - Администрация муниципального образованияБейский район Республики Хакасия - привлек для осуществления операций сосредствами местного бюджета финансовую организацию без проведения открытогоконкурса или открытого аукциона (сумма страховой премии по договору ОСАГОсоставила 6056 руб. 26 коп.), суд посчитал, что УФАС (Управление Федеральнойантимонопольной службы) по Республике Хакасия приняло законное решение онеправомерности действий администрации Бейского района и выдало предписание,направленное на устранение нарушений антимонопольного законодательства. И такоерешение суда совершенно правильное!

А. ШИХОВ: Получается, что судебные органы противоречат сами себе?

Т. ЕРОФЕЕВА: Нет, надо помнить, что в частиразмещения заказов действия органов исполнительной власти и местногосамоуправления регламентируются не только Законом № 94-ФЗ.

В соответствии со ст. 18 Закона о защите конкуренциивсе федеральные органы исполнительной власти (Росприроднадзор является органомфедеральной исполнительной власти), органы исполнительной власти субъектов РФ,органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды обязаны закупатьтакую финансовую услугу, как страхование ответственности, исключительно(!)путем проведения открытого конкурса или аукциона.

В своюочередь, порядок проведения открытых торгов определен Законом № 94-ФЗ.

Поэтому в данном случае позиция ФАС по ДФО правильная:департаменту Росприроднадзора по ДФО необходимо проводить конкурс назаключение договора по ОСАГО независимо от размера страховой премии. Этотребование закона.

А. ШИХОВ: Хорошо, с органами исполнительной власти мы разобрались, а как быть другим бюджетным учреждениям в этом случае?

Т. ЕРОФЕЕВА: Все другие бюджетныеучреждения, которые не относятся к органам исполнительной власти и местногосамоуправления, проводят размещение заказов в рамках полномочий, которые имдоводятся главным распорядителем бюджетных средств.

Если главным распорядителем не оговорено специальныхусловий в полномочиях учреждения, то заказ на приобретение товаров, выполнениеработ и оказание услуг размещается учреждением-заказчиком тем способом,который можно выбрать в соответствии с Законом № 94-ФЗ, в т. ч. без проведенияпроцедур - до 100 тыс. руб.

А. ШИХОВ: Давайте рассмотрим еще одну ситуацию, в которой проситпомочь разобраться Р.И. Веслополова.

Должен ли Департамент Росприроднадзора проводить запроскотировок и заключать государственный контракт на приобретение авиабилетовсотрудникам, выезжающим в командировки? Билеты приобретаются за наличный расчет каждымсотрудником самостоятельно. При этом общая сумма приобретаемых билетов втечение квартала превышает установленный предельный размер, а годовой объемдоведенных лимитов бюджетных обязательств на оплату проезда составляет 460тыс. руб.

Т. ЕРОФЕЕВА: По моему мнению, вопросчитателя не вполне корректен, поэтому однозначно ответить на нельзя. Порядокобеспечения билетами своих сотрудников, отбывающих в командировки, долженустановить руководитель учреждения. И здесь могут быть два варианта.

Первый вариант - руководитель учреждения принимаетрешение централизованно закупать билеты для всех своих сотрудников, вылетающихв командировки. Другими словами, учреждение как юридическое лицо выходит нарынок для получения соответствующей услуги. В этом случае проведение процедурпо размещению соответствующего заказа необходимо. Предметом размещения заказабудет услуга по продаже авиабилетов или билетов для проезда железнодорожнымтранспортом. Кроме того, для удобства в стоимость желаемой услуги можновключить дополнительные условия, например услугу по доставке билетов в офис,предусмотреть срок доставки билетов с момента получения заявки от заказчика идр.

А какую проводить процедуру (котировки, конкурс,аукцион) зависит от "цены вопроса", то есть от стоимостиприобретаемой заказчиком услуги. Если учреждение планирует приобретать билетыдля своих сотрудников на сумму не более 100 тыс. руб. в квартал, то,следовательно, заключить соответствующий договор на оказание услуг можно безпроведения необходимых процедур.

Второй вариант - учреждение, выступая в ролиработодателя, выдает под отчет сотрудникам, направляющимся в командировки,наличные на приобретение проездных документов и оплату других командировочныхрасходов. Далее сотрудник самостоятельно занимается приобретением билетов насоответствующий вид транспорта. Напомним, что в соответствии со ст. 168Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) работодатель обязан возмещать работникурасходы, связанные со служебными командировками. Поэтому в данном случаерасходы работника на приобретение проездных документов являютсякомпенсационными, а порядок их оплаты регулируется ТК РФ и соответствующиминормативными документами. Самостоятельноеприобретение работниками проездных документов не относится к сфере действия Закона о размещении заказов.

А. ШИХОВ: В таком случае приобретение товаров, выполнение работ и т. п. через подотчетных лиц также не будет относиться к сфере действия Закона № 94-ФЗ?

Т. ЕРОФЕЕВА: Будет. Мнение о том, чтоприобретение товаров, работ и услуг через подотчетных лиц не подпадает подкомпетенцию Закона о размещении заказов - одно из наиболее распространенныхзаблуждений руководителей и бухгалтеров бюджетных учреждений!

Все наличные денежные средства должны выдаваться подотчет на основании письменного заявления работника учреждения. Давая указаниябухгалтерии выдать наличность работнику для оплаты работ, услуг илиприобретения товаров, руководитель от имени учреждения принимаетсоответствующие бюджетные обязательства, а работник далее выступает уже отимени юридического лица. Следовательно, все эти операции должны преждевсего планироваться для целей размещения заказов и учитываться, чтобы"вписаться" в установленный предельный размер расчетов в течениеквартала.

А. ШИХОВ: Все чаще при обсуждении проблем закупок на первый план выходит понятие "эффективности закупок". Проблемы и трудности, которые возникали с закупками в 2006 г., это, скорее всего, "первый блин", который во многом получился "комом". При этом многие руководители и работники бухгалтерских служб считают, что такие затраты, как оплата обучения членов комиссий, оплата публикаций извещений и т. п., являются неэффективными. На Ваш взгляд, насколько эффективной оказалась система закупок в 2007 г.?

Т. ЕРОФЕЕВА: Возможно, что с позицииотдельно взятого бюджетного учреждения такие затраты действительно кажутсянеоправданными и даже бессмысленными. Но давайте рассуждать более широко иговорить об эффективности расходов на становление системы государственныхзакупок не в рамках одного учреждения, а в целом, то есть в рамках всего государства,всей экономики страны. Возможно, что от процедур размещения заказов следуетожидать эффекта не только экономического, но и политического и т. п.

Кроме того, многие политики и чиновники манипулируютпонятием "эффективности", причем не всегда уместно. Но до сих порнигде законодательно не дано четкое и внятное определение понятия эффективностигосударственных или муниципальных закупок, эффективности работы бюджетныхучреждений в условиях рынка.

А о том, насколько эффективны были такие расходы, понесенные(заметьте!) самим государством, судить, на мой взгляд, пока рано.

А. ШИХОВ: На страницах журнала мы неоднократно рассказывали об автономных учреждениях. В конце 2007 г. был принят ряд документов, которые дают зеленый свет широкомасштабному процессу преобразования бюджетных учреждений в автономные. Будут ли автономные учреждения являться заказчиками размещения заказов? Какова степень их участия в размещении заказов вообще?

Е. ПЛАСТИНИНА: Автономные учреждения (АУ) в соответствии с Законом №94-ФЗ не являются государственными или муниципальными заказчиками.

Однако АУ, как и любая другая коммерческая илинекоммерческая организация, может выполнять функции государственного илимуниципального заказчика. Для этого оно должно подписать с учредителем или иныморганом, который будет выделять бюджетные средства, соответствующеесоглашение.

Если такого соглашения нет, то АУ могут приобретатьтовары, услуги, работы без процедур, установленных Законом № 94-ФЗ. Но им никтоне мешает использовать приобретенный опыт размещения заказов для оптимизациисвоих затрат. Тогда это их право, а не обязанность.

Кроме того, автономные учреждения, как и бюджетныеучреждения, являются равноправным участником размещения заказов, но уже в ролиисполнителя, подрядчика и поставщика. Можно предположить, что скорее всего АУ будутучаствовать в размещении заказов со стороны органов исполнительной власти ипрочее в части оказания услуг и выполнения работ в сфере культуры, науки испорта.

Для АУ участие в процедуре размещения заказов - это ещеодин источник получения финансовых средств помимо средств, выделяемых длявыполнения государственных или муниципальных заданий.

А. ШИХОВ: Законом №218-ФЗ предусмотрено при размещении заказовустанавливать в конкурсной (аукционной) документации за конкретную запаснуючасть единицу цены, то же - за конкретную услугу. При этом должна бытьобъявлена общая (максимальная) цена самого контракта на поставку товаров илиоказание услуг.

Такая норма применима ко всем видам услуг? Например,возможно ли размещение заказа на услуги по мытью окон по фиксированной цене замытье одного окна, при этом оплата будет производиться за фактическоеколичество вымытых окон?

Е. ПЛАСТИНИНА: Для ответа на этот вопрособратимся к ч. 4 ст. 28 Закона № 94-ФЗ. В этой статье приведен закрытыйперечень критериев для оценки конкурсных заявок. Таким образом, конкурснаякомиссия в обязательном порядке должна оценивать поданные заявки, учитываяследующие условия применения каждого из критериев (таблица).

Условия применения критериев оценки конкурсных заявок

Вышеуказанная таблица построена на нормах, изложенных в ч. 4 ст. 28Закона № 94-ФЗ. Если сравнивать критерии и условия их применения в части ценыединицы товара (п. 2 таблицы), то, на наш взгляд, выясняется, чтозаконодателем допущена явная техническая ошибка: сопоставляется единица товараи возможность применения критерия по оказанию услуг.

В случае применения нормы закона с указанной"ошибкой", сложностей у заказчика не возникнет. При этом, по нашемумнению, абсолютно правомерным будет применение аналогии, то есть в конкурснойдокументации при закупке услуг в сфере образования, услуг посанаторно-курортному лечению и оздоровлению устанавливать в качестве критерия оценкиконкурсных заявок не "цену единицы товара", а "цену единицыуслуги"

Однако при рассмотрении критерия "цена единицы,услуги, работы" (п. 4 табли­цы) возможна оценка единицы услуги, работы вконкурсной документации без предъявления дополнительных ограничительныхусловий.

Вместе с тем, обращаясь к положениям о государственномили муниципальном контракте (ч. 4.2 ст. 9), о содержании конкурснойдокументации (п. 4.1 ч. 4 ст. 22), о порядке подачи заявок (п. 2 ч. 3 ст. 25),нельзя не заметить, что о цене единицы услуги речь идет лишь в случаяхзаключения контракта на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонттехники, оборудования (п. 3 таблицы), и на оказание услуг связи, юридическихуслуг (п. 5 таблицы). Можно ли в этом случае говорить о еще одной техническойошибке? Полагаем, да. Можно ли эту ошибку использовать во благо заказчика?Ответ также может быть утвердительным с учетом допущения того, чтоокончательное толкование данной нормы - в руках судебных инстанций.

То есть возможно установление критерия оценки заявок"цена единицы услуги" при закупке юридических услуг и услуг связи безнеобходимости что-либо обосновывать. Возможность установления критерия оценкизаявок "цена единицы услуги, работы" при закупке любых других услуг иработ - это право заказчика, которое при возникновении конфликтных ситуаций (сучастниками размеще­ния заказа, с контрольными инстанциями) придется доказыватьв суде.

А. ШИХОВ: В ответ на публикацию статьи "В поискахистины"к нам в редакцию пришло письмо из Астрахани от заместителя на­чальникаФГУ "Управлениевододелителя и нерестилищ" Е.Т. Царева. В своем письмеЕвгений Тимофеевич очень эмоционально рассказывает о тех проблемах, с которымиприходится сталкиваться его учреждению, в т. ч. и из-за процедур размещениязаказов. При этом наш читатель предлагает внести определенные изменения в Законо размещении заказов, которые, как это ни удивительно, уже частичноприсутствуют в последней редакции Закона № 94-ФЗ. Евгений Тимофеевич зрил вкорень!

Но в своем письме Е.Т. Царев предлагает в качествеальтернати­вы процедурам размещения заказов более жестко подходить кобоснованию закупок при формировании смет. На наш взгляд, в этом естьрациональное зерно. Кроме того, порядок формирования и обоснования сметдоходов и расходов более близок и понятен бюджетным учреждениям, чем процедурыразмещения заказов. Возможна ли, по Вашему мнению, такая альтернатива процедурамразмещения заказов?

Е. ПЛАСТИНИНА: Действительно, большое видится на расстоянии. Какпоказывает жизнь, существовавшие при СССР механизмы регулирования бюджетнойсферы были достаточно эффективны. Отдельные элементы той системы, а такженакопленный в советские времена опыт в последнее время реанимируются ивнедряются на практике.

Но надо отметить, что цена такого опыта также быладостаточно высокой, путем проб и ошибок в течение многих лет и десятилетий.Сейчас мы живем в другой стране, при других экономических и политическихреалиях. Нам всем нужно набраться терпения и копить новый опыт работы вусловиях рыночных отношений.

Главное, на мой взгляд, не забывать, что процедуры размещения заказов -это вовсе не панацея, не единственное и исключительное решение всех проблем навека. Закон № 94-ФЗ - лишь инструмент, который призван решить определенныезадачи государства на данном историческом этапе.

С большой долей уверенности можно предположить, что кактолько создастся стабильная и благоприятная экономическая ситуация, тогосударство обязательно отреагирует на это и создаст для учреждений бюджетнойсферы наиболее оптимальные условия хозяйствования.

А. ШИХОВ: Что посоветуете нашим читателям в конце года?

Е. ПЛАСТИНИНА, Т.ЕРОФЕЕВА: Преждевсего, настоятельно рекомендуем обратить внимание на письмо ФАС России №ИА/17333, которое эта служба разослала по своим территориальнымпредставительствам. В письме отмечается, что задержки с финансированиембюджетных учреждений не могут приниматься в качестве оправдания нарушенияпроцедур по размещению заказов.

Поэтому главные распорядители (распорядители) бюджетныхсредств, прини­мающие решение о выделении получателям бюджетных средствдополнительных бюджетных средств в конце отчетного периода, должны учитывать,что процедуры размещения заказа займут у получателей как минимум от 30 до 40дней. При этомФАС России не будет рассматривать поступление таких "запоздалых"бюджетных средств в конце финансового года, как потребность в определенныхтоварах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, и не является случаемразмещения заказа у единственного поставщика в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 55Закона о размещении заказов.

В случае если из-за задержек с выделениемдополнительных лимитов бюджетные учреждения пойдут на нарушение сроковразмещения государственного или муниципального заказа, то ФАС России всоответствии с требованиями Закона о размещении заказов будет обязана выдаватьобязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений, а такжеобращаться в суд с исками о признании размещенных заказов недействительными.

Следовательно, дополнительные лимиты бюджетныхобязательств должны выделяться получателям бюджетных средств не позднеесентября, в крайнем случае октября, текущего отчетного периода. В противномслучае, во избежание неприятностей, получателям бюджетных средств лучшеотказаться от выделения дополнительных лимитов бюджетных средств.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль