Новая инструкция по бюджетной отчетности

3050
Отчетный год завершается, и очень скоро бухгалтеры бюджетных учреждений приступят к подготовке годовой бюджетной отчетности. Но формировать ее за 2007 г. бухгалтерам необходимо с учетом требований Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которая была утверждена приказом Минфина России от 24.08.07 № 72н (далее – Инструкция № 72н, Инструкция). О том, на что следует обратить внимание бухгалтерам при работе над годовым отчетом, мы расскажем в этой статье.

Что произошло?

В последние дни лета текущего года Министерствофинансов РФ приказом от 24.08.07 № 72н (далее - Приказ № 72н) утвердило новуюИнструкцию по составлению и представлению отчетности об исполнении бюджетовбюджетной системы Российской Федерации. Тем же приказом были признаныутратившими силу:

  • приказ Минфина России от 21.01.05 № 5н "Обутверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальнойи месячной бюджетной отчетности (далее - Инструкция № 5н);
  • приказ Минфина России от 11.11.05 № 137н "Овнесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой,квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденную приказом Министерствафинансов РФ от 21.01.05 № 5н" .

Таким образом, бухгалтеры бюджетных учреждений получилисовершенно новую Инструкцию по составлению отчетности. При этом Приказ № 72нраспространил свое действие начиная с отчетности по состоянию на 1 января 2008г., то есть начиная с годовой отчетности за 2007 год.

Основные нововведения

Отметим, что вводимая Инструкция № 72н в целомсоответствует "букве и духу" действующей Инструкции № 5н. В то жевремя Инструкция № 72н - это иной нормативный документ, который регламентируетсоставление и представления отчетности в соответствии с положениями Бюджетногокодекса РФ в редакции Федерального закона от 26.04.07 № 63-ФЗ "О внесенииизменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетногопроцесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РоссийскойФедерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"

Рассмотрим более подробно основные, на наш взгляд,изменения и дополнения, введенные Инструкцией № 72н.

Изменения в общих положениях

Инструкцией № 72н установлено, что бюджетная отчетностьможет быть представлена как на бумажных носителях, так и (или) в видеэлектронного документа. При этом указано, что порядок представления отчетностина электронных носителях или путем передачи по телекоммуникационным каналамустанавливается главным распорядителем средств бюджета, органом, организующимисполнение бюджета, и органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнениябюджета, с обязательным обеспечением защиты информации в соответствии сзаконодательством РФ. Таким образом, главные распорядители и соответствующиеорганы должны в ближайшее время разработать и довести до подведомственныхучреждений порядок представления отчетности на электронных носителях или черезтелекоммуникационные каналы связи.

"Легализовано" право главных распорядителейустанавливать для подведомственных распорядителей и получателей средствбюджета дополнительные фор­мы бюджетной отчетности в составе месячной,квартальной и годовой отчетности. Такое же право предоставлено и органам,организующим исполнение бюджета и ответственным за формирование отчета обисполнении консолидированного бюджета, а также органам, которые осуществляюткассовое обслуживание исполнения бюджета в отношении главных распорядителей,получателей бюджетных средств соответствующих территориальных органов и т. п.

При наличии в формах отчетности плановых ианалитических показателей помимо подписей руководителя учреждения и главногобухгалтера на таких фор­мах должны присутствовать и подписи руководителейфинансово-экономических служб бюджетных учреждений. Этим требованиемИнструкция № 72н восстановила значимость плановых, экономических и т. п. служб(отделов) бюджетных учреждений при формировании показателей отчетности,которые до этого были несправедливо "забыты" не только в Инструкции №5н, но и в бюджетном учете в целом.

Согласно Инструкции № 72н бюджетная отчетность теперь может формироваться не только на основании данных Главной книги, но и на основе других законодательно установленных регистров бюджетного учета. Видимо разработчи-Инструкции стало очевидным, что в условиях бюджетного учета Главная книга перестала быть основным бухгалтерским инструментом для формирования показателей отчетности.

Осталось неизменным требование о проведенииинвентаризации перед составлением годовой бюджетной отчетности. Но теперь вИнструкции № 72н дана оговорка о том, что перед годовой отчетностью должнапроводиться инвентаризация активов и обязательств.

В Инструкции № 72н дан ответ на многочисленные вопросыо возможности появления в отчетности показателей со знаком "минус".Теперь если по бюджетному учету показатель имеет отрицательное значение, то вбюджетной отчетности, в предусмотренных Инструкцией случаях, этот показательотражается в отрицательном значении - со знаком "минус"

В отличие от Инструкции № 5н вводимой Инструкцией № 72нустановлен свой состав форм отчетности для каждого из участников бюджетногопроцесса, а также утвержден ряд новых форм бюджетной отчетности (таблица).

Состав бюджетной отчетности участников бюджетного процесса

Более подробно рассмотрим изменения, произошедшие впорядке формирования годовой отчетности главного распорядителя, распорядителяи получателя средств бюджета.

Баланс главного распорядителя (распорядителя),получателя средств бюджета (ф. 0503130)

Несколько изменений претерпела форма Баланса главногораспорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130) (далее- Баланс ф. 0503130):

  • в активе по строкам 230"Расчеты с дебиторами", 260 "Расчеты по авансам выданным",290 "Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам", 310 "Расчетыс подотчетными лицами", 320 "Расчеты по недостачам" теперь приводятсяданные только по соответствующим синтетическим счетам бюджетного учета 020500000,020600000, 020700000, 020800000, 020900000;
  • в пассиве по строке 490"Расчеты с поставщиками и подрядчиками" также приводятся данныетолько синтетического счета 030200000.

В свою очередь, показатели в разрезе счетованалитического учета теперь формируются только в Пояснительной записке в форме"Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности" (ф. 0503169).

В годовом отчете за 2007 г. в IV разделе"Финансовый результат" Баланса ф. 0503130 финансовый результатдеятельности учреждения также следует отражать в "свернутом" видекак остаток по синтетическому счету 040100000 "Финансовый результатучреждения"

Начиная с отчетности за 2007 г бухгалтерам придетсяоформлять Справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах,которая является неотъемлемой частью Баланса ф. 0503130. Такая Справкасоставляется по данным забалансовых счетов Плана счетов бюджетного учета вразрезе как бюджетной, так и приносящей доход деятельности, причем как наначало года, так и на конец отчетного периода.

Отчет о финансовых результатах деятельности (ф.0503121)

Форма отчета о финансовых результатах деятельности (ф.0503121) (далее - Отчет ф. 0503121) не претерпела изменений.

Инструкцией № 72н установлен отдельный порядок поформированию показателей Отчета ф. 0503121 для каждого участника бюджетногопроцесса.

Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя(распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127)

Форма отчета об исполнении бюджета главногораспорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127) (далее- Отчет ф. 0503127) также не претерпела особых изменений.

Инструкцией № 72н установлены отдельные требования поформированию показателей Отчета ф. 0503127 как для месячной, квартальной, таки годовых форм отчетности. При этом отдельно установлены требования кформированию показателей при подготовке главным распорядителем(распорядителем) консолидированного Отчета ф. 0503127.

Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)

Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) (далее- Справка ф. 0503125) формируется для выполнения исключений взаимосвязанныхпоказателей консолидированных форм бюджетной отчетности.

Справка ф. 0503125 формируется всеми участниками бюджетного процесса заисключением органа, организующего исполнение бюджета и уполномоченного на формированиебюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета.

Эта форма отчетности является ежемесячной и формируетсянарастающим итогом с начала финансового года на основании данных, отраженныхна отчетную дату. Показатели Справки по состоянию на 1 января года, следующегоза отчетным, отражаются без учета результата заключительных операций позакрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабряотчетного финансового года.

Справка по консолидируемым расчетам составляется раздельнопо бюджетной деятельности и по приносящей доход деятельности.

Справка по заключению счетовбюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110)

Таблица данной формы, аналогичная по своей структуре,раньше входила в состав формы баланса 0503130. Теперь Инструкцией № 72нСправка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового годавыделена в самостоятельную форму отчетности.

Кроме того, во втором разделе этой формы приводятсясведения по заключению счетов, на которых учитывалась операции со средствами,находящимися во временном распоряжении.

Отчет об исполнении сметыдоходов и расходов по приносящей доход деятельности главного распорядителя(распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503137)

Отчет об исполнении сметы доходов и расходов поприносящей доход деятельности главного распорядителя (распорядителя),получателя средств бюджета (ф. 0503137) (далее - Отчет ф. 0503137) предназначендля формирования сведений по кассовому исполнению"предпринимательской" сметы.

Это новая форма в составе бюджетной отчетности, но посвоей структуре она напоминает форму Отчета ф. 0503127. Наконец-то в этой формеразработчики "вспомнили" о сметных показателях, а именно о доходах,расходах и источниках финансирования дефицитов, которые содержатся в утвержденнойсмете ходов и расходов по приносящей доход деятельности. Наличие сметныхпоказателей в данной форме бюджетной отчетности, на наш взгляд, позволитполучать заинтересованным пользователям отчетности больше объективнойинформации о финансовом состоянии бюджетных учреждений.

При этом в составе Пояснительной записки (ф. 0503160)представляются Сведения о кассовом исполнении сметы доходов и расходов попредпринимательской деятельности (ф. 0503182) (далее - Сведения). В Сведенияхнеобходимо указать причины отклонений, возникших при кассовом исполнении сметыдоходов и расходов.

Из Инструкции № 72н следует, что бюджетным учреждениямнеобходимо планировать кассовые поступления и расходование средств, а такжеизменение остатков денежных средств.

Кроме того, Инструкцией даны разъяснения об отражении вданной форме внутренних расчетов между головным учреждением и обособленнымподразделением без образования юридического лица.

Пояснительная записка (ф. 0503160)

В составе Пояснительной записки не произошлосущественных изменений. Отметим лишь то, что согласно Инструкции № 72н теперьнеобходимо заполнять таблицу Сведений о динамике и структуре основныхпоказателей исполнения бюджета (ф. 0503179). В данной форме показателиотчетного периода сопоставляются с соответствующими показателями года, предшествующегоотчетному.

Кроме того, в составе Пояснительной записки формируетсятаблица ф. 0503168 "Сведения о движении нефинансовых активов"

Разделительный(ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателясредств бюджета (ф. 0503230)

Разделительный (ликвидационный) баланс главногораспорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503230) (далее- Баланс ф. 0503230) формируется в случае реорганизации (ликвидации)учреждения. Баланс ф. 0503230 составляется на начало года, а также по состояниюна дату реорганизации или ликвидации.

Аналогичным порядком формируется и Справка о наличииимущества и обязательств на забалансовых счетах.

Что еще нового?

В отличие от Инструкции № 5н новая Инструкция дополненаследующими разделами:

  • Порядок составления бюджетной отчетности об исполненииконсолидированного бюджета бюджетной системы Российской Федерации органом,организующим исполнение бюджета (раздел III);
  • Порядок составления бюджетной отчетности по кассовомуобслуживанию исполнения бюджета органом, осуществляющим кассовое обслуживаниеисполнения бюджета (раздел IV);
  • Особенности составления и представления бюджетнойотчетности администраторами поступлений в бюджеты бюджетной системы РоссийскойФедерации (раздел V);
  • Особенности формирования бюджетной отчетности приреорганизации или ликвидации получателя средств бюджета (раздел VI).

В каждом разделе приведены особенности формированиясоответствующих форм бюджетной отчетности.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×