Средства самообложения граждан – источник доходов местных бюджетов

2328
6 октября 2003 г. был принят Федеральный закон № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Закон № 131-ФЗ), и реформа местного самоуправления вступила в новую фазу.

При этом доходная база местных бюджетов в должной мерене обеспечена. Согласно гл. 9 "Доходы местных бюджетов" Бюджетногокодекса РФ (далее - БКРФ) за местными бюджетами закреплены лишь налог на имуществофизических лиц и земельный налог, отдельные доходы от взимания государственнойпошлины, а также доли от налогов, поступающих в бюджеты субъектов РФ.

Это привело к тому, что на сегодняшний день более 85%муниципальных образований нуждаются в дотациях из вышестоящих бюджетов. В такихусловиях средства самообложения граждан могут стать дополнительным источникомфинансового обеспечения для решения вопросов местного значения.

Статьей 55 "Доходы местных бюджетов" Закона №131-ФЗ установлен уникальный источник доходов местного бюджета - средствасамообложения граждан. Согласно указанной статье, под ними понимаются разовыеплатежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местногозначения, размер которых устанавливается в абсолютной величине равным для всехжителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан,численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей и для которыхразмер платежей может быть уменьшен. Вопросы о введении самообложения на территории муниципального образованияи использования полученных от него средств решаются на местном референдуме(сходе граждан).

Понятие "самообложение граждан" не упоминаетсяни в налоговом, ни в бюджетном законодательстве. Оно введено и используется насегодняшний день исключительно законодательством о местном самоуправлении, атакже подзаконными актами органов местного самоуправления.

Самообложение граждан не относится к налогам илиплатежам налогового характера в силу норм гл. 1 "Законодательство оналогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах РоссийскойФедерации" Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), которая устанавливаетсистему налогов и сборов, взимаемых на территории РФ, а также общие принципыналогообложения, в т. ч. виды взимаемых налогов и сборов; основаниявозникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по ихуплате.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправленияо местных налогах и сборах принимаются представительными органами местногосамоуправления в строгом соответствии с НК РФ. Местные налоги и сборы устанавливаютсяНК РФ (закрытый перечень приведен в ст. 15), в соответствии с ним ониизменяются или отменяются нормативными правовыми актами представительныхорганов местного самоуправления. Поскольку вопросы введения и использованиясредств самообложения граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан),то уже по этому признаку (порядок установления сборов не соответствуеттребованиям законодательства о налогах и сборах) можно утверждать, что данныесборы с граждан имеют характер неналоговых доходов местных бюджетов.

В целях реализации положений ст. 55 Закона № 131-ФЗмуниципальному образованию необходимо принять решение о порядке самообложенияграждан (далее - Решение). В Решении представительного органа о порядкесамообложения граждан муниципального образования следует отразить:

  • порядок проведения референдума об установлениисамообложения;
  • цели или мероприятия, на которые могут привлекатьсясредства самообложения;
  • состав граждан, участвующих в самообложении (обычно этограждане, достигшие 18-летнего возраста, местожительство которых расположено вграницах муниципального образования);
  • размеры, в которых могут быть привлечены средства,порядок и сроки их внесения, а также вопросы уменьшения сумм платежей дляотдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% отобщего числа жителей муниципального образования;
  • ответственность жителей муниципального образования заотказ от их внесения, порядок взыскания задолженности по указанным средствам;
  • порядок использования средств самообложения в течениефинансового года, возможность их использования в следующих финансовых годах;
  • органы местного самоуправления, на которые возлагаетсяответственность по контролю за правильностью проведения самообложения;
  • порядок вступления в силу решения о введениисамообложения.

На сегодняшний день законодательство Российской Федерации (Бюджетный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях) не содержит норм, устанавливающих ответственность физических лиц за отказ от внесения, а равно и за несвоевременность внесения в доход бюджета муниципального образования средств самообложения. Применение к неплательщикам мер ответственности, предусмотренных НК РФ, выглядит сомнительным, поскольку, как уже было отмечено, средства самообложения не отвечают в полной мере требованиям понятия "налог". Одновременно ст. 56 Закона № 131-ФЗ не установлены временные рамки и периодичность проведения самообложения.

Отдельно следует остановиться на вопросе проведенияпроцедуры самообложения. На практике имели место случаи, когда взиманиесредств самообложения производилось непосредственно муниципальными служащими,а полученные средства поступали в кассу органа местного самоуправления исоответственно не отражались в доходной части бюджета муниципальногообразования.

Это неправильно. Поскольку средства самообложенияявляются одним из видов доходов местных бюджетов, их поступление должноотражаться на счетах по учету средств местных бюджетов, открытых втерриториальных органах Федерального казначейства.

Уплата должна производиться непосредственно физическимилицами через кредитные организации с использованием платежных поручений,оформленных в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 24.11.04 №106н "Об утверждении правил указания информации в полях расчетных документовна перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РоссийскойФедерации"

Что касается отражения доходов, полученных отсамообложения граждан, в бюджетах муниципалитетов, то в 2007 г. согласноприказу Минфина России от 08.11.06 № 168н "Об утверждении Указаний опорядке применения бюджетной классификации Российской Федерации"поступающие в доход бюджетов муниципальных образований средства самообложенияграждан следует учитывать по следующим кодам классификации доходов бюджетовРФ: 000 1 17 05030 03 0000 180 "Прочие неналоговыедоходы бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федеральногозначения Москвы и Санкт-Петербурга";
000 1 17 05040 04 0000 180 "Прочие неналоговыедоходы бюджетов городских округов";
000 1 17 05050 05 0000 180 "Прочие неналоговыедоходы бюджетов муниципальных районов";
000 1 1705050 10 0000 180 "Прочие неналоговые доходы бюджетов поселений"

Администратором указанных поступлений (1-3 знаки кодаклассификации доходов) будет выступать орган местного самоуправления, накоторый соответствующим решением представительного органа муниципальногообразования будут возложены обязанности по осуществлению контроля заправильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислению,учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных)платежей, поступивших в бюджет в ходе самообложения.

В заключение следует отметить, что в настоящее время вГосударственную Думу внесен целый ряд проектов федеральных законов,предусматривающих внесение изменений в ст. 56 Закона № 131-ФЗ. Большинством изних предусмотрена возможность введения новых сборов с физических лиц,проживающих на территории муниципального образования, решением органа местногосамоуправления на основании социологического опроса граждан, результатыкоторого будут носить рекомендательный характер. То есть предлагаетсяотказаться от такого сложного и затратного мероприятия, как референдум жителеймуниципального образования. Также есть предложения о расширении круга лиц, вовлекаемыхв самообложение, за счет граждан, временно пребывающих на территориимуниципального образования (например, дачники).



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль