Формирование бюджетной отчетности

2473
Реформирование бюджетной сферы – многогранный процесс, который затрагивает различные стороны деятельности бюджетных учреждений. За последние годы произошло много изменений в бюджетной классификации и процедурах бюджетного процесса, в порядке учета и реализации бюджетных обязательств, стали применяться более современные методы управления бюджетными средствами.

Основным итогом очередного этапа реформы в 2004–2006 гг. должно было стать включение в бюджетный процесс еще одной составляющей, а именно процедуры оценки результативности бюджетных расходов, то есть должен был произойти поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.

Итак, что же изменилось в формировании отчетности бюджетного учреждения за годы реформ?

Показатели результативности и эффективности

В качестве одной из главных задач реформы бюджетнойсферы было продекларировано создание условий и предпосылок для максимальноэффективного управления государственными (муниципальными) финансами всоответствии с приоритетами государственной политики. Поэтому предполагалась,что в итоге появится система показателей результативности и эффективностидеятельности бюджетных учреждений.

Результативность - это количественныйпоказатель, отражающий результаты деятельности учреждения за определенныйпериод. Главные распорядители бюджетных средств и их получатели должныразработать их самостоятельно. Обратим внимание, что некоторые количественныепоказатели содержатся в статистической отчетности учреждения. Кроме того, определенныеданные отражаются во внутриведомственных отчетах, которые составляются либоотдельно, либо в дополнение к основным показателям бюд­жетной отчетности.

Отметим, что в соответствии со ст. 176 Бюджетногокодекса (далее - БК РФ) еще на этапе составления проекта бюджета каждомуглавному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств и бюджетномуучреждению должны быть установлены задания по предоставлению государственныхили муниципальных услуг. Эти задания должны учитывать цели деятельностиконкретного учреждения. Таким образом, показатели результативности должныформироваться именно на стадии составления проекта бюджета.

Эффективность же имеется в виду, прежде всего,финансовая, то есть качественная оценка производственной деятельности,выражаемая как соотношение между результатом хозяйственной деятельности ииспользованными ресурсами.

Напомним, что принцип финансовой эффективности иэкономии бюджетных средств зафиксирован в ст. 34 БК РФ. А в проекте изменений вБюджетный кодекс этот принцип назван "принципом результативности иэффективности"

Согласно ему бюджетополучатели в процессе исполнениябюджетов должны стремиться достичь заданного результата с использованиемнаименьшего объема средств или наилучшего результата с использованиемопределенного бюджетом объема средств.

В ходе реформ формирование процедуры оценкирезультативности и эффективности бюджетных расходов пошло по двумнаправлениям: первое - совершенствование среднесрочного финансовогопланирования, второе - разработка механизмов внутреннего и внешнего контроля зарезультатами использования бюджетных средств.

Заметим, что понятия результативности и эффективностидеятельности нельзя в полной мере приложить ко всей бюджетной сфере. Так, всилу специфики функций, возложенных государством на учреждения и организации,подведомственные Минобороны, МВД России и другим силовым ведомствам, ихдеятельность должна оцениваться иначе. Однако с точки зрения результативностивполне можно оценивать деятельность образовательных учреждений, учрежденийздравоохранения, научно-исследовательских институтов и т. п. учреждений, атакже отдельные аспекты работы учреждений и организаций силовых ведомств.

Поэтому далее мы будем говорить об оценкерезультативности и эффективности бюджетных учреждений, деятельность которыхдолжна быть конкурентоспособной по отношению к деятельности коммерческихорганизаций аналогичного профиля, например в области образования,здравоохранения, науки и т. п.

Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 1 Федеральногозакона от 21.11.96 № 129-ФЗ основными задачами бухгалтерского учета являются:

  • формирование полной идостоверной информации о деятельности организации и ее имущественномположении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности -руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации,а также внешним - инвесторам, кредиторам и др.;
  • обеспечение информацией,необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности дляконтроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациейхозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества иобязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов всоответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  • предотвращение отрицательныхрезультатов хозяйственной деятельно­сти организации и выявлениевнутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

В свою очередь, согласно Инструкции по бюджетному учетуот 10.02.06 № 25н (далее - Инструкция № 25н) бюджетный учет представляет собойупорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации вденежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов иобязательств бюджетных учреждений и операциях, приводящих к изменениювышеуказанных активов и обязательств.

Бюджетная отчетность, как и любая другая бухгалтерскаяотчетность, должна предоставлять всем заинтересованным пользователям полную идостоверную информацию о предполагаемом и фактическом состоянии дел в бюджетномучреждении. При этом внутренним и внешним пользователям бюджетной отчетностивесьма важно знать о социально значимых результатах деятельности государственногосектора, а также о том, эффективны ли расходы, связанные с достижением этихрезультатов.

Вся обобщенная информация о состоянии финансовых инефинансовых активов и обязательств, а также об операциях с активами иобязательствами приводится в бюджетной отчетности. Единый порядок еесоставления и представления установлен Инструкцией о порядке составления ипредставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности,утвержденной приказом Минфина России от 21.01.05 № 5н (далее - Инструкция №5н).

Бюджетная отчетность должна также давать информацию,которая позволяла бы контролировать законность проводимых хозяйственныхопераций и их целесообразность, а также следить за наличием и движениемимущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовыхресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами и т. п.Вся эта информация необходима в первую очередь руководителю для принятия своевременныхи обоснованных управленческих решений. Поэтому далее показатели, которыеформируются в бюджетной отчетности, мы будем рассматривать с точки зренияполучения управленческой информации.

Состав бюджетной отчетности

Прежде чем понять, какую информацию о результатахдеятельности и эффективности расходования бюджетных средств мы можемпочерпнуть из бюджетной отчетности, нужно знать - из каких форм такаяотчетность формируется.

Напомним, что она по своему составу разделяется намесячную, квартальную и годовую.

В состав бюджетной отчетности получателей бюджетныхсредств входят следующие формы:

  • баланс исполнения бюджетаглавного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф.0503130);
  • отчет о финансовых результатахдеятельности (ф. 0503121);
  • отчет об исполнении бюджетаглавного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф.0503127);
  • пояснительная записка (ф.0503160);
  • справка по некассовымоперациям по исполнению бюджета (ф. 0503129);
  • справка об остатках денежныхсредств на банковских счетах получателя средств бюджета (ф. 0503126);
  • справка по внутренним расчетам(ф. 0503125).

Последние три формы, а также отчет об исполнениибюджета представляются в составе месячной отчетности, а все формы вместеформируют квартальную и годовую отчетность.

Отметим, что формы месячной отчетности, по моемумнению, не несут никакой аналитической информации, необходимой руководителю дляпринятия управленческих решений по управлению результатами деятельностиучреждения.

А теперь рассмотрим формы отчетности более подробно.

Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130)

В этой форме (далее - баланс) содержатся данные остоимости активов и обязательств и о финансовом результате. Их можно отследитьв "динамике", то есть как на начало года, так и на конец отчетногопериода. Вся информация представлена в "разрезе" по источникамфинансовых средств: бюджетные средства, внебюджетные средства и средства вовременном распоряжении.

Баланс представляет своего рода "фотографию"финансового состояния бюджетного учреждения на отчетную дату, так как в немприведены остатки по счетам аналитического учета Плана счетов. А поскольку, всвою очередь, все счета аналитического учета разделены по основным направлениямрасходования средств, то есть по статьям экономической классификации расходов,то мы можем получить информацию и по направлениям использования бюджетныхсредств.

Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)

Согласно п. 75 Инструкции № 5н этот отчет долженсодержать данные о финансовых результатах деятельности получателя средствбюджета при исполнении бюджета в разрезе КОСГУ как по бюджетной, так и повнебюджетной деятельности. А теперь еще и по средствам, находящимся вовременном распоряжении.

Форма 0503121 состоит из двух частей. В первой части мывидим состав доходов и расходов, которые были сформированы в бюджетном учете втечение отчетного периода методом начисления. Во второй части представленыобороты за отчетный период по кодам операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Структура доходной части отчета перекликается со ст. 41БК РФ и позволяет видеть, каким образом формируется доходная часть бюджета вотчетном периоде. Пожалуй, это одно из основных преимуществ бюджетнойотчетности по сравнению с предыдущей бухгалтерской отчетностью учреждений.

Если учреждение ведет активную и разнообразнуюпредпринимательскую деятельность, то на основе информации, представленной вразделе "Доходы" данного отчета, можно узнать структуру доходов,которые получило учреждение за отчетный период.

Однако в форме не приводятся данные о доходах запредыдущий отчетный период. Поэтому для анализа динамики структуры доходовучреждения за определенный период времени необходимо воспользоваться отчетнымиданными за предшествующие отчетные периоды.

В свою очередь, расходная часть ф. 0503121структурирована по кодам "расходных" операций секторагосударственного управления, то есть в разрезе "расходных" КОСГУ Наосновании данных этой части формы можно сделать вывод о том, какие расходысоставляют большую или меньшую долю в общей сумме расходов.

Обратим внимание, что часть расходов в отчетном периоде моглаучаствовать в формировании первоначальной стоимости материальных инематериальных активов, то есть не была прямо списана на счет 0 40101 200"Расходы учреждения". Такие расходы отражаются по дебету счета010600 000 "Вложения в нефинансовые активы", а затем в составесформированной стоимости актива списываются на соответствующие счета Планасчетов по учету нефинансовых активов. И только потом, по мере расходованияматериальных запасов или начисления амортизационных отчислений, будутсписываться на расходы учреждения. В ф. 503121 такие расходы будут отражатьсяпо строке 270 "Расходы по операциям с активами".

Поэтому при анализе расходной части ф. 0503121 следуетговорить о структуре лишь "прямых" расходов учреждения.

Показатели, представленные во второй части формы,отражают данные об уже совершившихся оборотах по счетам бюджетного учета вразрезе КОСГУ по операциям с активами и обязательствами. Они прямо связаны споказателями баланса и служат для проверки правильности составленияотчетности. Тем не менее, на наш взгляд, эти показатели также не несут никакой управленческой информации.

В рассматриваемой форме финансовый результат приводится по строке 290 “Чистый операционный результат”. Эта сумма должна быть равна одновременно:

  • разнице доходов и расходов (а если определяется финансовый результат по внебюджетной деятельности, отнимается также налог на прибыль) (стр. 010 - стр. 150 - стр. 292);
  • соотношению оборотов по операциям с активами и обязательствами, то есть сумма оборотов по операциям с нефинансовыми активами плюс сумма оборотов по операциям с финансовыми активами минус сумма оборотов по операциям с обязательствами (стр. 310 + стр. 390 - стр. 510).

Показатель “Чистый операционный результат” имеет, по моему мнению, экономический характер и не несет в себе никакой управленческой информации об эффективности и результативности деятельности учреждения.

Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127)

Этот отчет представляет собой информацию о кассовыхпоступлениях (доходах) на лицевые счета и выбытиях (расходах) с лицевых счетовбюджетного учреждения.

Кроме того, в этой форме по гр. 5 отражаются данные о лимитахбюджетных обязательств, полученных учреждением за отчетный период.

Справка по внутренним расчетам (ф. 0503125)

В ней отражаются данные о внутренних расчетах междуглавными распорядителями (распорядителями) и получателями средств.

Справку чаще всего используют главные распорядители прицентрализованном снабжении получателей бюджетных средств. Поэтому с еепомощью, например, можно сравнить объем централизованных поставок,произведенных через главного распорядителя бюджетных средств, и объем закупок,произведенных учреждением самостоятельно.

Пояснительная записка (ф. 0503160)

Она дополняет и конкретизирует информацию, котораясодержится в вышеуказанных основных формах отчетности.

Таблицы и формы, которые должны приводиться впояснительной записке, указаны в приложении 1 к Инструкции № 5н. Кроме того,Минфин России в письме от 24.10.06 № 02-14-10а/2816 приводит нескольковидоизмененные таблицы и формы пояснительной записки, а также дает рекомендациипо ее заполнению.

Напомним, что пояснительная записка состоит из 14 форми 7 таблиц, которые сгруппированы по нескольким разделам, а именно:
  • общие вопросы организации деятельности бюджетногоучреждения;
  • результаты деятельности бюджетного учреждения вотчетном периоде;
  • анализ отчета об исполнении бюджета;
  • анализ финансовой отчетности бюджетного учреждения;
  • прочие вопросы деятельности бюджетного учреждения.

Аналитические данные, представленные в таблицах 1 -7,вероятно, должны отражать в т. ч. и информацию об эффективности расходованиябюджетных средств, результативности исполнения бюджета, контрольных мероприятияхи т. п. Однако четких требований по представлению такой информации в Инструкциинет. Предполагается, что главный распорядитель бюджетных средств самостоятельноустановит, какую управленческую информацию приводить в этих таблицах.

По моему мнению, для анализа того, эффективно лиучреждение использовало бюджетные средства в отчетном периоде, нужно знатьпоказатели его сметы доходов и расходов, а они в составе форм бюджетнойотчетности не представлены.

В свою очередь, показатели ряда форм пояснительнойзаписки увязываются с данными баланса (ф. 0503130), отчета о финансовыхрезультатах (ф. 0503121), отчета о кассовом исполнении бюджета (ф. 0503127).

Отметим, что все вышеуказанные формы отчетности несодержат показателей результативности, то есть количественных показателейдеятельности учреждения за отчетный период. Исключением является лишь форма"Сведения о результатах деятельности" (ф. 0503162). Однако и она недает руководителю учреждения никакой полезной информации для управленческогоанализа, кроме сопоставления "плановых" и "фактических"показателей "результативности"

Полагаю, что бюджетная отчетность была бы болееинформативной, если бы в ней приводились данные, отражаемые на счетах 5-гораздела Плана счетов "Санкционирование расходов".

Бюджетная отчетность требует доработки

Начиная с отчета за 2005 г. бюджетные учреждения сдаютотчетность по-новому. Стала ли она более информативной, чем прежняя? На самомделе, на мой взгляд, практически все вышеперечисленные показатели можно былопосчитать и раньше, до введения Инструкции по бюджетному учету. Принципыформирования показателей, конечно, изменились, но существенно новыхинструментов для принятия управленческих решений бюджетная отчетность несоздала.

Кроме того, как было указано выше, рассмотренные формыотчетности не содержат информации и о том, возросла ли эффективностьрасходования бюджетных средств по сравнению с предыдущими отчетными периодами,а также о результативности деятельности. Поэтому для управленческого анализабюджетной отчетности необходимо обладать дополнительной информацией одеятельности учреждения как в предыдущие периоды, так и в течение отчетногопериода.

Наиболее действенным "новым" решением вИнструкции по бюджетному учету, которое могло создать основу дляуправленческого анализа, по моему мнению, являются счета 5-го раздела Планасчетов "Санкционирование расходов"

При умелом использовании "возможностей"счетов этого раздела руководитель учреждения, главный распорядитель бюджетныхсредств могут своевременно получать управленческую информацию о ходе исполнениябюджета.

Эта информация собирается на счетах 5-го раздела Планасчетов благодаря следующему обстоятельству. Принятие учреждением бюджетныхобязательств отражается в учете только на основании платежных и иныхфинансово-хозяйственных документов, подписанных руководителем учреждения, покоторым у учреждения возникают (или могут возникнуть) подобные обязательстваперед кем-либо, и рассматриваются в бюджетном учете как самостоятельная хозяйственнаяоперация. Дата подписания этих документов должна соответствовать дате отраженияв учете операции по принятию бюджетных обязательств.

Таким образом, на указанных счетах должна накапливатьсяпредварительная информация о возможном (планируемом или ожидаемом) исполнениибюджета. При этом у руководителя, главного распорядителя остается время длятого, чтобы проанализировать ход исполнения бюджета, принять необходимыеуправленческие решения и исправить ситуацию. В результате руководитель и другиезаинтересованные лица получают возможность управлять финансовой ситуацией ирезультатами деятельности учреждения еще до того, когда в бюджетном учетесформируется окончательный финансовый результат, то есть когда ничегоисправить будет уже нельзя.

При этом, по моему мнению, такая информация должна бытьпостоянной и представляться руководителю в течение всего отчетного периода.

Однако в Инструкции № 5н не предусмотрено отдельнойформы отчетности, в которой отражалась бы информация, формируемая на счетах5-го раздела Плана счетов.

Выходит, что в настоящее время бюджетная отчетностьориентирована исключительно на получение информации о соотношении активов иобязательств, а баланс - информации о приросте активов, что соответствуетопределению бюджетного учета (п. 2 Инструкции № 25н).

Сроки представления отчетности

Напомним, что согласно Инструкции № 5н бюджетнаяотчетность составляется на следующие даты: квартальная - по состоянию на 1апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года,следующего за отчетным, месячная - на первое число месяца, следующего заотчетным.

Очевидно, что квартальное представление отчетностипозволяет главному распорядителю и руководителю учреждения своевременнополучать информацию для принятия эффективных управленческих решений. Крометого, состав форм квартальной отчетности позволяет главному распорядителюоперативно в течение всего отчетного периода отслеживать ход выполнениягосударственных заданий и объемы использования выделяемых лимитов бюджетныхобязательств.

Вместе с тем представление отчета в полном объемепоквартально является своего рода гарантией того, что работники бухгалтериипроконтролируют состояние на отчетную дату дебиторской и кредиторскойзадолженности и т. п. А это будет повышать уровень достоверности и полнотыпоказателей отчетности.

В заключение отметим, что реформирование бюджетнойсферы продолжится и в ближайшие годы. Основным направлением следующего этапареформ станет повышение эффективности межбюджетных отношений и улучшениекачества управления государственными и муниципальными финансами.

Правительство РФ своим постановлением от 03.04.06 №467-р одобрило "Концепцию повышения эффективности межбюджетных отношенийи качества управления государственными и муниципальными финансами в РоссийскойФедерации в 2006-2008 годах" и утвердило план мероприятий по реализацииконцепции.

Очевидно, что для того чтобы действительно повыситьэффективность межбюджетных отношений, необходимо завершить процесс системногореформирования этих отношений. В результате должна быть создана эффективная,устойчивая и прозрачная система финансовых взаимоотношений между органамивласти.

Поэтому в ближайшие три года руководителям бюджетныхучреждений, работникам их финансовых служб и бухгалтерий предстоит кропотливаяработа по реализации планов правительства.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль