Инструкция по бюджетному учету: что нужно знать руководителю

4418
Вот уже более двух лет бюджетные учреждения ведут учет своей хозяйственной деятельности согласно Инструкции по бюджетному учету. Все началось с приказа Минфина России от 26.08.04 № 70н “Об утверждении Инструкции по бюджетному учету”. Однако уже через год эта Инструкция была отменена, а взамен ее приказом Минфина России от 10.02.06 № 25н была утверждена новая Инструкция по бюджетному учету (далее – Инструкция № 25н), которая, впрочем, принципиально от прежней не отличается. Неудивительно, что для руководителей учреждений такая “подмена” скорее всего осталась практически незамеченной.

Тем не менее наверняка многие из них даже и не подозревают, какая им сегодня отведена роль в организации бюджетного учета. Поэтому мы расскажем о том, что нужно знать руководителю учреждения об Инструкции по бюджетному учету и на что следует обратить внимание при организации работы бухгалтерии.

Руководитель учреждения и организация бюджетного учета

В Инструкции № 25н немного говорится об обязанностяхруководителя бюджетного учреждения по организации учета. Само слово"руководитель" появляетс в ее тексте лишь в нескольких пунктах. Может дажепоказаться, что новая Инструкция отводит руководителю незначительную роль ворганизации бюджетного учета. Но считать так - большое заблуждение.

Так, в п. 18 Инструкции № 25н сказано, что руководитель(заместитель руководителя) обязан присутствовать при нанесении инвентарныхномеров на объекты основных средств. Кроме того, руководитель (заместительруководителя) должен присутствовать при маркировке специальными штампамипредметов мягкого инвентаря. При этом маркировочные штампы должны храниться уруководителя учреждения или его заместителя (п. 56 Инструкции № 25н).

Кроме того, если в учреждении принято, что наличныеденежные средства для выплаты заработной платы выдаются из кассы раздатчикам,то руководитель учреждения утверждает список этих лиц своим приказом. Егокопия должна находиться в кассе учреждения, а с раздатчиками обязательнозаключается договор о полной материальной ответственности (п. 94 Инструкции №25н).

Согласно п. 155 Инструкции № 25н авансы под отчетсотрудникам учреждения могут выдаваться только по распоряжению руководителя.Чтобы получить аванс, нужно подать письменное заявление, указав в немназначение аванса и срок, на который выдаются подотчетные суммы.

В документе подробно расписаны действия руководителяпри обнаружении пропажи или уничтожения первичных документов и регистровбюджетного учета. Согласно п. 6 Инструкции № 25н в этом случае руководительучреждения должен приказом назначить комиссию по расследованию причин происшествия.Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждает руководитель.

Таким образом, Инструкцией по бюджетному учетупредполагается достаточный круг вопросов, в решении которых руководителюучреждения придется принимать непосредственное участие, а следовательно, инести ответственность за них.

Обязанности руководителя согласно Закону № 129-ФЗ

Напомним, что в настоящее время еще действуетФедеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее- Закон № 129-ФЗ). Рассмотрим, какую ответственность несет руководитель всоответствии с этим нормативным актом.

Так, согласно п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ руководительобязан согласовать с главным бухгалтером и утвердить перечень лиц, имеющихправо подписывать первичные учетные документы. Напомним, что все документы,которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами,подписываются руководителем организации и главным бухгалтером илиуполномоченными ими на то лицами.

Кроме того, для организации работы бухгалтерской службыруководителю необходимо утвердить следующие локальные нормативные документы:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащийсинтетические и аналитические счета, необходимые для своевременного и полноговедения бухгалтерского учета и представления отчетности;
  • формы первичных учетных документов для оформленияхозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а такжеформы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видовимущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетнойинформации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями и др.

В соответствии со ст. 18 Закона № 129-ФЗ руководителиорганизаций несут ответственность за уклонение от ведения бухгалтерскогоучета, а также за искажение бухгалтерской отчетности и несоблюдение сроков еепредставления и публикации. За указанные нарушения они привлекаются кадминистративной или уголовной ответственности в соответствии сзаконодательством РФ.

Напомним, что административная ответственностьдолжностных лиц за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета ипредставления бухгалтерской отчетности установлена ст. 15.11 КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях.

Обращаем ваше внимание на п. 2 ст. 6 Закона № 129-ФЗ,где говорится, что руководитель в зависимости от объема учетной работы может:

  • учредить бухгалтерскую службу как структурноеподразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерскогоучета централизованной бухгалтерии, специализированной организации илибухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.

Таким образом, если следовать букве закона, то внастоящее время учреждению совсем не обязательно иметь в своем штатномрасписании ставки бухгалтеров. Оплата услуг по ведению бухгалтерского учетаможет производиться на основе договора гражданско-правового характера по ст.226 "Прочие услуги"

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона № 129-ФЗруководители несут ответственность за организацию бухгалтерского учета ворганизациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственныхопераций.

Надо отметить, что ответственность руководителя неограничивается только обязанностями по организации бюджетного учета вучреждении. Руководитель также несет непосредственную ответственность заосновной бухгалтерский "продукт" - бюджетную отчетность учреждения.

Руководителю учреждения следует помнить, что бюджетнаяотчетность является важнейшим финансовым документом. И именно руководитель также, как и главный бухгалтер, визируя формы отчетности, подтверждаетдостоверность содержащихся в этих формах показателей деятельности учреждения.Особенно внимательными при подписании отчетности следует быть руководителямминистерств и ведомств, ставя свою подпись на формах консолидированной бюджетнойотчетности.

Многие руководители заплатили дорогую цену за своепренебрежение к мере своей ответственности в момент подписания форм бюджетнойотчетности. Только четко понимая, что подпись руководителя и главногобухгалтера на финансовых документах, в т. ч. и формах отчетности, - этоне "банальное" согласование или простое визирование документов,можно избежать многих неприятных последствий.

Поэтому, на наш взгляд, руководителю учреждения,осознавая всю ответствен­ность перед законом, необходимо четко представлятьстепень ответственности и компетенции главного бухгалтера.

Обязанности главного бухгалтера по ведению бюджетного учета

В первую очередь заметим, что главный бухгалтер несетответственность за формирование учетной политики учреждения, ведениебухгалтерского учета, своевременное представление полной и достовернойбухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 7 Закона № 129-ФЗ).

Кроме того, главный бухгалтер должен обеспечиватьсоответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ,контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

При этом требования главного бухгалтера подокументальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтериюнеобходимых документов и сведений обязательны для всех работников. Такое правоему предоставлено согласно п. 3 ст. 7 Закона № 129-ФЗ.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Тем не менее в случае разногласий между руководителеморганизации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственныхопераций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменногораспоряжения руководителя, который несет всю полноту ответственности запоследствия осуществления таких операций (п. 4 ст. 7 Закона № 129-ФЗ).

Работать главным бухгалтером в бюджетном учреждениивсегда было нелегко. Необходимо не просто самому разобраться во всех тонкостяхбюджетного учета, но и научить этому своих подчиненных, а также донести доруководства особенности методологии бюджетного учета.

Рассмотрим задачи, которые должен решать главныйбухгалтер бюджетного учреждения в соответствии с Инструкцией № 25н.

До введения Инструкции по бюджетному учету, то есть до2005 г., основная функция бухгалтерской службы в бюджетном учреждении заключаласьв обеспечении систематического контроля за ходом исполнения смет доходов и расходов,за состоянием расчетов с юридическими и физическими лицами, за сохранностьюденежных средств и материальных ценностей. Главный бухгалтер и должен былосуществлять этот контроль.

С введением Инструкции по бюджетному учету передбухгалтерами были поставлены несколько иные задачи. Обращаем внимание на то,как определено в Инструкции № 25н само понятие бюджетного учета: бюджетный учетесть упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации вденежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательстви операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.Другими словами, целью бюджетного учета является сбор, обобщение и анализинформации об объектах учета, а также - заметьте - об операциях, приводящих кизменению активов и обязательств.

А какие операции приводят к изменению активов и обязательств? Известно,что они могут либо увеличиваться, либо уменьшаться. При этом операции по увеличениюактивов и уменьшению обязательств формируют положительный финансовыйрезультат, а операции по уменьшению активов и увеличению обязательств -отрицательный.

Таким образом, одной из основных задач бюджетного учетастановится определение финансового результата деятельности бюджетногоучреждения. А главному бухгалтеру необходимо так организовать работу своегоподразделения, чтобы сведения об активах, обязательствах, а также об измененияхэтих объектов учета можно было представить пользователям бухгалтерскойотчетности.

Отметим, что Инструкция № 25н значительно усилила рольглавного бухгалтера при оформлении первичных документов. Так, подпись главногобухгалтера должна обязательно присутствовать в следующих формах:

  • в содержательной части авансового отчета;
  • в оформляющей части таких документов, как Книга учетаживотных, Книга регистрации боя посуды, Книга учета бланков строгой отчетности,Реестр ценных бумаг, Книга учета материальных ценностей, оплаченных в централизованномпорядке.

Кроме того, главному бухгалтеру необходимо визироватьформы первичных документов, утвержденные Инструкцией № 25н, а именно - журналыопераций и карточки учета лимитов бюджетных обязательств.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль