Ликвидация бюджетного учреждения

45920
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ бюджетное учреждение, как и любое другое юридическое лицо, может быть ликвидировано по решению его учредителя либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. В статье рассмотрена пошаговая инструкция ликвидации государственного учреждения.

Ликвидационная комиссия

После принятия учредителем решения о ликвидации государтсвенного учреждения в данном учреждении должна быть создана ликвидационная комиссия.

Законодательством не установлено каких-либо требований к количественному и персональному составу ликвидационной комиссии. На наш взгляд, в ее состав могут входить руководящие лица ликвидируемого учреждения, члены трудового коллектива или представители профсоюзного органа, представители органа, принявшего решение о ликвидации.

С момента создания ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами учреждения. Порядок работы ликвидационной комисси законодательно не определен. Ликвидационные мероприятия бюджетных учреждений должны проводиться в порядке, установленном главным распорядителем бюджетных средств.

Ликвидационная комиссия должна установить срок, в течение которого кредиторы (в т. ч. по задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды) ликвидируемого учреждения могут предъявить к нему претензии о возврате задолженностей.

На основании ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия обязана опубликовать объявление о его ликвидации и, о порядке и сроке предъявления требований кредиторами. Одновременно о ликвидации письменно (персонально) уведомляются все кредиторы учреждения. Срок предъявления требований со стороны кредиторов должен быть не менее двух месяцев с момента публикации информации о ликвидации учреждения.

Ликвидационной комиссией должны приниматься все меры по взысканию дебиторской задолженности, то есть предъявляются официальные требования о ее погашении юридическим и физическим лицам, имеющим перед ликвидируемым учреждением дебиторскую задолженность. В случае необходимости направляются иски в суды. При этом у ликвидационная о комиссии нет права требовать досрочного погашения дебиторской задолженности, срок платежа по которой еще не наступил.

Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения

Этот документ комиссия составляет по форме 0503830, после чего его утверждает учредитель.

Ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества, перечень предъявленных кредиторами требований и информацию о результатах их рассмотрения. Для формирования баланса проводят расчеты с дебиторами и кредиторами. Его разделы заполняют в порядке, предусмотренном пунктами 14–21 Инструкции о порядке составления отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н (далее – Инструкция № 33н). При этом по строке 621 отражают остаток по счету 401 10 000 «Доходы текущего финансового года», по строке 622 – остаток по счету 401 20 000 «Расходы текущего финансового года».

Напомню, что в форму баланса в этом году внесли изменения (приказ Минфина России от 20 марта 2015 г. № 43н). Так, в ней теперь отражают:

  • непроизведенные активы (новые строки 248, 258, 268);
  • финансовые активы (новая строка 249).

Оставшиеся после расчетов средства перечисляют на соответствующий счет в Федеральном казначействе. Затем все лицевые счета учреждения закрывают.

Какие формы сдавать при реорганизации или ликвидации бюджетного учреждения

При реорганизации, изменении типа учреждения или ликвидации бухгалтерскую отчетность формируйте и сдавайте на дату внесения изменений в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности или о создании новой. Включите в состав отчетности:

  • Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830);
  • Справку по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
  • Справку по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
  • Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
  • Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
  • Пояснительную записку к Балансу учреждения (ф. 0503760) – в составе форм, которые предусмотрены для годовой отчетности.
  • При этом в текстовой части Пояснительной записки дополнительно раскройте:
  • сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого (преобразуемого) учреждения в отношении всех кредиторов и должников, в том числе обязательства, которые оспариваются в суде;
  • другую существенную для учредителя информацию, которая характеризует показатели деятельности реорганизуемого учреждения за отчетный период.

Отчетность представляйте:

  • учредителю, в ведении которого учреждение находилось до реорганизации (ликвидации);
  • органу исполнительной власти, который принял решение о реорганизации (ликвидации).

По новой ведомственной подчиненности отчетность представляйте после ее утверждения соответствующим органом власти или бывшим учредителем.

Об этом сказано в пунктах 75–79 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н, и письме Минфина России от 22 августа 2013 г. № 03-01-11/34511.

Внимание: если учреждение реорганизуют, преобразуют или ликвидируют, то перед составлением бухгалтерской отчетности проведите инвентаризацию активов и обязательств (п. 79 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н).

Уведомление государственных органов о ликвидации

Согласно п. 3 ст. 83 и п. 5 ст. 84 Налогового кодекса РФ снятие с учета организаций в налоговом органе осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц в порядке, установленном Правительством РФ.

После получения документов, необходимых и достаточных для совершения регистрации ликвидации учреждений налоговые органы обязаны самостоятельно совершить все процедуры, связанные с государственной регистрацией ликвидации учреждений, и располагают всей информацией, в т. ч. об исключении учреждений из ЕГРЮЛ, необходимой для снятия учреждения с учета в качестве налогоплательщика.

Согласно п. 3.1 ст. 11 Федерального закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" налоговые органы в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляют сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц в качестве страхователей.

Таким образом, согласно действующему законодательству снятие с учета в государственных внебюджетных фондах производится на основании сведений, предоставляемых налоговыми органами. Это означает, что ликвидируемые учреждения не обременены необходимостью предпринимать самостоятельные действия о снятию с учета в фондах.

В соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчётов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 НК РФ.

Согласно ст. 87 и 89 НК РФ при ликвидации государтвенного (муниципального бюджетного) учреждения-налогоплательщика налоговые органы вправе проводить выездную налоговую проверку независимо от времени проведения предыдущей проверки.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×