Москва создает условия для настоящей конкуренции

974
Сегодня слово “конкуренция” все активнее входит в лексикон хозяйствующих субъектов. В этой связи интересны результаты опроса участников конкурсных торгов о конкурентной политике городских властей.

Как вычислить уровень конкуренции при размещении госзаказа

Надо сказать, что исследования (пока, к сожалению,немногочисленные) весьма четко обозначают водораздел между принявшими новыеэкономические правила игры (иногда с рядом оговорок) и оставшимися, если невраждебными, то, по меньшей мере, равнодушными к ним.

Первое, что следует отметить: люди уходят отупрощенных, бытовавших в начале 90-х годов представлений, сводившихся к тому,что конкуренция - это инструмент для снижения цены товара. К слову сказать,такой взгляд по-прежнему имеет место, но к нему, если речь идет о городскомзаказе, добавилось и то, что конкуренция помогает за меньшие бюджетные деньгивыполнять больший объем работ. Пришло также понимание того, что конкуренцияподстегивает предпринимателей искать новые пути, выигрывать торги за счет нетолько снижения стоимости, но и улучшения качества работ, уменьшения, например,сроков строительства.

Иными словами, участники конкурсного процесса стараютсясделать свою заявку лучше по сравнению с конкурентами. Примечательно, чтоподобная позиция доминирует среди компаний, участвующих в борьбе загосударственные контракты, т. е. среди игроков рынка, позитивно оценивающихзначение конкуренции на рынке товаров и услуг, ее вклад в экономическоеразвитие страны и региона. К ним можно добавить представителей организацийМосквы, выполняющих функции государственного заказчика. Так как мы торгуембюджетными средствами, считают они, то, безусловно, заинтересованы вконкуренции.

Вместе с тем значительная часть представителейгосзаказчиков (в основном организации социальной сферы) относится кконкуренции сдержанно, если не сказать негативно. Многие не видят ничегоплохого в монополии, полагая, что для нее есть объективные факторы. Например,принятие пятилетнего плана, выполнение которого принесло бы максимальнуюприбыль государству и городу. Другие менее изощрены, для них конкуренция впринципе не важна, поскольку, говорят они, кто выиграл конкурс, с тем мы иработаем. Весьма значительная часть экспертов, представляющих государственныеорганизации, демонстрирует явную заинтересованность в ограничении конкуренции на том рынке,который относится к сфере их компетенции. Их поддерживают представители крупныхкомпаний, деятельность которых традиционно связана с выполнениемгосударственного заказа.

Весьма непростой вопрос связан с критерием уровняконкуренции при размещении госзаказа. Основной массив опрошенных склоненсчитать им число участников. Дескать, здесь явно видно: если идет размещениегосударственного заказа, и заинтересованность в его получении проявилипять-семь организаций, то это и есть основной критерий состязательности. Те,кто с ними согласен, добавляют: когда в конкурсе участвует больше трехкомпаний, уже появляется возможность думать о том, что конкурс честный,открытый, нормальный.

Как и кому защищать свободу конкуренции

Согласно проведенным исследованиям большинствоопрошенных считают, что государство должно защищать свободу конкуренции, тоесть следить за тем, чтобы она была честной. А посему, по их мнению, должендействовать определенный набор ограничений, и именно государство обязанозадавать некий вектор развития конкуренции, оставляя в каждом из этихограничений большую часть свободы, малую же - регламентировать. В противовестакой точке зрения присутствует радикальное мнение, основанное на представлениио том, что любое государственное вмешательство в экономику являетсянежелательным, поскольку тогда все рыночные отношения "летят подоткос". Как только появляется тот, кто регулирует, все рыночные отношениязаканчиваются.

Часть опрошенных отмечала наличие положительныхизменений, связанных с улучшением свободы конкуренции. Позитивная динамикаосновывается прежде всего на изменениях в федеральном законодательстве.Напомним, что в июле 2006 г. был принят Федеральный закон от 26.07.06 № 135-ФЗ"О защите конкуренции", определивший ее как "соперничествохозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из нихисключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннемпорядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующемтоварном рынке".

Как преодолеть административный барьер

Многие эксперты отмечают, что у опрашиваемых ненаблюдается принципиальной разницы между отношением к конкуренции как некоемуобщему явлению и оценкой конкурентной политики в столице. Вместе с темопределенная часть представителей коммерческих структур и некоммерческихорганизаций считает, что пока конкуренция на рынках товаров и услуг столицыразвита слабо, и причину этого видит в высоких административных барьерах,которые создают чиновники. Коротко это звучит так: барьер у нас один -государство.

Наиболее критически настроенные представители бизнесавообще утверждают, что Федеральный закон № 94-ФЗ в столице не работает, он дляправительства Москвы "не указ". В результате целый ряд положенийзакона, жалуются они, при проведении закупок не выполняется. Например,положение о том, что при поставке товаров основной характеристикой являетсяминимальная цена. Это происходит далеко не в каждом случае. Есть, как онисчитают, команды игроков, которые чужаков и новичков на рынок пускают крайненеохотно - дескать, с проверенной компанией получаются и проверенные деньги.

Больше всего нареканий и жалоб приходится на закрытостьмосковского строительного рынка, где компании соревнуются между собой и никогоизвне не пускают

Между тем не все (но довольно многие) настроены такмрачно. Уже три года, полагают они, действует достаточно эффективная системаконкурсного отбора, а создание департамента города Москвы по конкурентнойполитике (Тендерный комитет) положило начало наведения порядка в этой сфере.Кстати, по данным Департамента, в столице 94,5% всех госзакупок осуществляетсяна конкурентной основе.

Важнейшей мерой по обеспечению открытости ипрозрачности закупочной системы города стал запуск в октябре 2004 г.информационного Интернет-портала (www.tender.mos.ru). На нем в открытом доступе -исчерпывающие сведения о размещении городского госзаказа, конкурсах, ихрезультаты, технологии проведения и нормативно-правовые документы. Все этопозволяет потенциальному участнику торгов получить достоверные сведения ипринять взвешенное решение об участии в конкурсе без необходимости встреч счиновниками.

Положительная динамика отмечается и в строительстве, ив ЖКХ, и в других отраслях. Участники торгов связывают это, в частности, сболее жестким контролем за соблюдением антимонопольного законодательства, хотяон мог быть и более результативным. Скажем, раньше в Москве существовалиокруга, куда пробиться "не своим" претендентам на государственныйконтракт было практически невозможно. Но с введением новых правил организацииторгов и закупок картина резко изменилась: компании, прежде не имевшие никакойнадежды на успех, стали все чаще выигрывать конкурсы, не прибегая ни к каким"посторонним" способам достижения цели: все делается в соответствии сзаконодательством.

И все-таки конкуренции быть!

Весьма положительно оценивают состояние конкурентнойсреды и представители организаций, выполняющих функции городского заказчика.Они видят, что существуют четкие критерии отбора претендентов на участие вконкурсах, соответствующие действующему законодательству. При этом те, комугородская конкурсная комиссия отказала, имеют полное право обжаловать подобноерешение в суде. Между тем, как отмечают в управлении экономической безопасностиправительства Москвы, наметилась тенденция роста обращений, которые припоследующей проверке не находят своего аргументированного подтверждения. Вэтой связи примечательны следующие цифры: в 2006 г. Тендерный комитет принялучастие в 53 судебных рассмотрениях арбитражных судов и судов общей юрисдикцииразличных инстанций по исковым заявлениям граждан и организаций. По результатампринято 47 решений в пользу правительства Москвы. А количество рассмотрений посравнению с 2005 г. выросло вдвое.

По мнению представителей ряда коммерческих организаций,в деятельности органов власти, отвечающих за администрирование городскогозаказа, остается немало моментов, ограничивающих свободу конкуренции. С точкизрения одних, именно размещение госзаказа в Москве не отражает реальнойконкуренции, другие полагают, что без определенной поддержки со стороныстоличного правительства выиграть конкурсы довольно трудно. Многихнастораживает то, что Федеральный закон № 94-ФЗ действует недолго, а практика"сговоренных" результатов насчитывает как минимум десятилетнююисторию, а потому невозможно в полной мере оценить, разрушена ли стараясистема окончательно или же ей на смену пришло нечто новое.

В целом же, если суммировать всю разнополюсностьответов, выводы можно сделать вполне оптимистичные: в развитии конкуренциизаинтересованы сами конечные потребители, заинтересован бизнес, потому чтотолько в условиях эффективной состязательности он может по-настоящемуразвернуться.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль