text
Учет в учреждении

Региональная специфика – не помеха эффективности

  • 2 июля 2012
  • 968

Рынок государственных закупок занимает особое место в экономике Республики Саха (Якутия). Поставки грузов в населенные пункты с особыми условиями завоза требуют от органов государственной власти планомерной работы, повышения ответственности и четкого распределения обязанностей при принятии решений о размещении заказов. В последние годы наблюдается постоянный рост объемов государственного заказа республики, что делает задачу его эффективного размещения одной из важнейших.

Открытый доступ к информации

Федеральный закон от 21.07.05 № 94-ФЗ "Оразмещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), вступивший в силус 1 января 2006 г., создал предпосылки для существенного повышенияпрозрачности и открытости, обеспечения гласности и подконтрольностигосударственных закупок.

Комплексные изменения в системе государственногозаказа, произошедшие в республике в период с ноября 2005 г., принесли ощутимыйрезультат. Так, конкурсные закупки за январь - сентябрь 2006 г. по сравнению саналогичным периодом 2005 г. возросли более чем в два раза.

Жесткая регламентация процедур размещения заказаснижает возможность скрывать от потенциальных поставщиков информацию опроведении закупок, сокращать сроки размещения заказов любым из предусмотренныхв Законе способов, предоставлять преференции отдельным участникам торгов или сужатьих круг.

Ключевое значение имеют положения Закона об открытомдоступе для ознакомления со всеми сведениями о торгах и иных способахразмещения государственного заказа, информационном обеспечении закупок через созданиеофициальных сайтов с использованием сети Интернет.

Во исполнение решения республиканского правительстванаше министерство создало и ведет официальный сайт "Размещение заказов длягосударственных и муниципальных нужд" - http:/economy.ykt.ru, на котором по состоянию на 20 декабря 2006 г.размещено более 630 извещений о проведении государственными заказчикамиоткрытых конкурсов, 41 открытого аукциона, 1115 запросов котировок цен;опубликовано 3143 протокола конкурсных, котировочных или Единых комиссий, более80 разъяснений КД и ряд другой информации. Стоит отметить, что за это времясайт министерства переместился по посещаемости с 270-го на 20-е место вякутской зоне Интернета.

Прозрачности закупок товаров (работ и услуг) для государственныхнужд республики удается достигнуть и благодаря публикациям информации оразмещении государственного заказа в официальном печатном издании - приложении"Конкурсные торги" к газете "Якутия"

Реализация положений Закона требует построения четкой,логичной и понятной системы в каждом субъекте РФ. Поэтому за последний год дляминистерства экономического развития Республики Саха (Якутия) приоритетныминаправлениями деятельности стали разработка нормативных и правовых актов,направленных на регулирование отношений в сфере формирования, размещения иисполнения государственного заказа, а также методическое руководстводеятельностью государственных заказчиков, уполномоченных органов, в т. ч.подготовка и издание различных методических рекомендаций и разъяснений в этойсфере.

Государственный заказ - сложная и многогранная система,включающая множество элементов. Между тем следует отметить недостаточнуюурегулированность федеральным законодательством отношений, возникающих впроцессе формирования и исполнения государственных заказов. Необходимо совершенствоватькак структуру управления, так и весь процесс закупок.

А это можно обеспечить лишь при четком разграниченииполномочий, для чего в республике был систематизирован Реестр, состоящий из 49государственных заказчиков, определены конкретные виды товаров, работ и услуг,закупаемых для государственных нужд.

Необходимым условием для повышения эффективности всфере обеспечения государственных нужд является автоматизация процессовосуществления закупок. И в республике завершается процесс ввода портала АИС"Госзаказ" в промышленную эксплуатацию, а в дальнейшем - вмежведомственную эксплуатацию всеми государственными заказчиками.

В числе дальнейших мер - проведение работ пообъединению информационной базы данных по Реестру недобросовестных поставщиковс Минэкономразвития России, создание Совета по размещению заказа на поставкитоваров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд РеспубликиСаха (Якутия), в задачи которого будут входить координация деятельности органоввласти, рассмотрение итогов проверок соблюдения федерального законодательстваи нормативных правовых актов, регулирующих сферу размещения заказов.

Практика свидетельствует о необходимости улучшенияподготовки специалистов. Этому призваны помочь открываемые с 2007 г. вИнституте управления при Президенте Республики Саха (Якутия) курсы"Управление государственными и муниципальными закупками".

Контрольная функция

Осуществление контроля - одна из основных мер Закона,направленная на искоренение коррупции и злоупотреблений при размещениигосударственного заказа. Документом установлен четкий порядок действий органовгосударственной власти при проведении контроля и обнаружении нарушенийзаконодательства государственными заказчиками, уполномоченными органами икомиссиями по торгам. При этом предусмотрена возможность обжалования действий(бездействия) заказчика, специализированной организации, комиссий любымучастником торгов при размещении заказа не только в судебном, но и в административномпорядке.

Правительством республики функции по осуществлениюконтроля за соблюдением федерального законодательства при размещениигосударственного заказа возложены на министерство экономического развития.

Эффективности контроля способствует тесный рабочийконтакт с Управлением федеральной антимонопольной службы по Республике Саха(Якутия), благодаря которому министерство обладает самой полной информацией оразмещении государственного заказа, обо всех проблемах и нарушениях,допускаемых заказчиками и уполномоченными ими органами.

Статистика нарушений, связанных с государственнымзаказом, достаточно серьезная. Среди наиболее часто встречающихся следуетотметить несоблюдение сроков размещения протоколов, внесения изменений вконкурсную документацию, регистрации государственных контрактов, отсутствиеили несоответствие цены государственного контракта условиям конкурснойдокументации, критериев оценки и ряд других.

Эта проблема стала предметом рассмотрения на Совете покоординации работы по укреплению законности, правопорядка при ПрезидентеРеспублики Саха (Якутия). Решением Совета определены конкретные меры поповышению эффективности закупок и ответственности органов исполнительнойвласти при размещении государственного заказа.

Однако многие нарушения происходят и по причинамнесовершенства самого Федерального закона № 94-ФЗ. В нем, в частности,отсутствует единая система построения понятий и определений. Закон ориентированна закупку стандартной продукции, т. е. товаров массового и серийногопроизводства, стандартизированных работ и услуг - простой продукции. При этомне учитываются особенности закупок сложных работ (услуг), к которым относятсягеологоразведочные и иные работы, связанные с природными ресурсами, отсутствуетрегламентация государственных закупок сложных работ, НИОКР, интеллектуальныхуслуг, работ научного и научно-производственного характера.

К тому же Закон № 94-ФЗ не учитывает особенности"северного завоза" Поэтому наша республика выступила с инициативой повнесению в него дополнительной главы "Особенности размещения заказов напоставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в районах Крайнего Севера иприравненных к ним местностях", которая предусматривает регулированиеотношений, связанных с размещением заказов для государственных и муниципальныхнужд на территориях с ограниченным сроком завоза товаров и топлива.

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.