text
Учет в учреждении

Если случился простой

  • 2 июля 2012
  • 1631
Главный эксперт Первого Дома Консалтинга “Что делать Консалт”

Рассмотрим жизненную ситуацию – работник не в состоянии исполнить свои трудовые функции по не зависящим от него причинам. Например, водитель простаивает из-за поломки автомобиля или потому, что у учреждения в данный момент нет денег на бензин. В каком размере оплачивается время вынужденного простоя и как оформить все необходимые документы, читайте далее.

Оплата труда

Простой по вине работодателя оплачивается в размере не менее 2/3 средней зарплаты сотрудника (ч. 1 ст. 157 ТК РФ). Расчет среднего заработка производится в соответствии с Положением № 922, учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат – должностной оклад, премии, надбавки и т. д. (ст. 139 ТК РФ, п. 2 Положения № 922).

Следует учесть!

В трудовом (коллективном) договоре или локальном нормативном акте может быть предусмотрен более высокий размер оплаты времени простоя, чем это установлено трудовым законодательством (ст. 9 ТК РФ). А работодателям, присоединившимся к отраслевому соглашению, нужно учесть и его положения (ст. 8, 45 и 48 ТК РФ).

При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключаются время простоя работника и начисленные за это время суммы (ст. 139 ТК РФ, подп. “в” п. 5 Положения № 922).

При оплате простоя по не зависящим от работодателя и работника обстоятельствам выплачивается не менее 2/3 месячной тарифной ставки (должностного оклада) работника, рассчитанной пропорционально времени простоя.

Другие выплаты, учитываемые в среднем заработке, в расчет не берутся.

Документальное оформление

Поскольку размер оплаты периода простоя зависит от причины его возникновения (ст. 157 ТК РФ), каждый случай простоя должен быть оформлен документально с уста новлением его причин.

В трудовом законодательстве не содержится обязательных требований к документации, оформляемой при простое. Поэтому работодатель должен сам решить, как лучше ее составить.

В правоприменительной практике также нет единства мнений по поводу документов, которыми оформляется простой. Можно предложить работодателю следующий алгоритм действий.

1. Оформить докладную записку.

2. Издать приказ об объявлении простоя.

3. Заполнить листок учета простоя.

4. Заполнить табель учета рабочего времени.

Уточним некоторые детали.

Докладную записку на имя руководителя составляет должностное лицо, ответственное за организацию работ и получившее информацию (например, от водителя) о начале простоя в структурном подразделении или организации в целом. Именно этот документ является основанием для издания приказа об объявлении простоя.

Трудовой кодекс РФ не обязывает работодателя издавать приказ по поводу простоя. Однако он необходим для решения организационных вопросов (в т. ч. о порядке оплаты времени простоя). Кроме того, приказ нужен, чтобы известить работников о простое.

Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому он может быть составлен в произвольной форме с соблюдением требований п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”. В приказе необходимо указать:

  • время начала и окончания простоя (или с открытой датой, если дату окончания простоя невозможно определить на момент издания приказа);
  • причину простоя (ее рекомендуется указывать в точном соответствии с формулировками ст. 72.2 ТК РФ);
  • по чьей вине произошел простой, если на момент издания приказа это уже известно;
  • какие работники (подразделения) находятся в простое;
  • размер оплаты времени простоя.

С приказом об объявлении простоя необходимо ознакомить сотрудника под роспись. Кроме того, заполняются листки учета простоев. Форма листка разрабатывается организацией самостоятельно и должна включать:

  • дату начала и окончания простоя;
  • фамилию, имя, отчество, должность (профессию) простаивающих работников;
  • причину простоя;
  • виновную сторону простоя;
  • подпись и расшифровку подписи руководителя простаивающего подразделения, отвечающего за правильность указания периодпростоя и его виновников.

На основании докладной записки руководителя структурного подразделения (или сотрудника), приказа об объявлении простоя, листка учета простоев (акта о простое) заполняется табель учета рабочего времени (ф. 0504421). Сразу нужно отметить, что форма табеля не предусматривает условных обозначений для записи времени простоя. Что же делать в такой ситуации? – Пунктом 7 Инструкции № 157н субъектам учета предоставлено право включать в первичный учетный документ, сформированный на основе унифицированной формы, дополнительные реквизиты (данные).

В рассматриваемом случае работодателю следует включить в табель (ф. 0504421) дополнительные реквизиты – условные обозначения для времени простоя по вине работодателя, либо по причинам, не зависящим от работодателя и работника, либо по вине работника.

Можно взять соответствующие условные обозначения из унифицированной формы № Т-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1. Тогда время простоя по вине работодателя будет отмечено условным обозначением “РП”. При этом в верхней половине строки проставляются часы простоя. Если простой продолжался целый рабочий день, то в верхнюю половину строки заносится общая продолжительность смены.

Куда податься сотруднику?

Период простоя относится к рабочему времени. Сотрудник должен быть готов в любой момент приступить к работе, поэтому ему следует находиться на рабочем месте. Однако, приняв во внимание производственные обстоятельства и оценив возможную длительность простоя, работодатель вправе:

  • отпустить сотрудника домой до окончания рабочего дня, простоя;
  • перевести на другую работу, которая не противопоказана по состоянию здоровья, на срок до одного года с письменного согласия работника (ч. 4 ст. 72.1 и ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ);
  • перевести сотрудника без его согласия на срок до одного месяца на работу, не обусловленную трудовым договором, если простой вызван чрезвычайными обстоятельствами, при которых под угрозу ставится жизнь или жизнеобеспечение населения;
  • перевести сотрудника с его письменного согласия на другую постоянную работу.

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.