Нарушение и ненаказание

1512
 Даньшин А.Е.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
В настоящее время понятие нецелевого использования бюджетных средств на бюджетные и автономные учреждения не распространяется. Однако это не означает, что их нельзя привлечь к ответственности за ошибки прошлых периодов, когда они еще являлись получателями бюджетных средств. Проанализируем, какие смягчающие обстоятельства могут принять во внимание суды, если факт нарушения налицо.

Легкий испуг вместо штрафа

Далеко не все специалисты знают, что законодательством предусмотрены случаи, когда можно избежать ответственности за административное правонарушение. По крайней мере материальной.

Так, ст. 2.9 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ оговорено право суда, органа, должностного лица освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться лишь устным замечанием при малозначительности совершенного проступка.

Для бюджетных учреждений отрадно то, что суды нередко соглашаются с малозначительностью нарушения, когда речь идет о нецелевом использовании бюджетных средств. Ведь ответственность за его совершение, установленная ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ, довольно значительна: административный штраф на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб., на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб. Причем оштрафовать учреждение могут, даже если речь идет о мизерной сумме, ушедшей не по назначению.

Кто-то скажет: “Понятно. Чем меньше сумма, тем скорее можно говорить о малозначительности нарушения”. И ошибется…

Критерии малозначительности

В КоАП РФ не поясняется, что такое малозначительность. Этот пробел устранили высшие судебные инстанции. ВАС РФ пояснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Судам даны такие напутствия: при квалификации правонарушения в качестве малозначительного надо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Причем вывод о малозначительности может иметь место только в исключительных случаях и должен быть мотивирован (п. 18, 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10).

Суды развивают заданную мысль: малозначительным правонарушением является то, которое формально содержит признаки административного правонарушения, но с учетом своего характера не представляет опасности охраняемым административным отношениям (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2009 № 09АП-16671/2009-АК, ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2005 № А13-16017/04-08АП).

Малая сумма вовсе не гарантирует, что ст. 2.9 сработает. Иллюстрирует этот вывод постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.12.2008 № А33-6364/08-03АП-1974/08-Ф02-6266/08.

Сумма нецелевого использования бюджетных средств по одному из постановлений Росфиннадзора составила всего 35,49 руб., однако суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для применения в рассмотренном деле положений данной статьи.

В отсутствие строгих и четких правил применения ст. 2.9 КоАП РФ малозначительность является категорией сугубо оценочной и определяется судом в каждом случае с учетом обстоятельств дела.

Благоприятная судебная практика

Вот примеры положительных судебных вердиктов. Государственному учреждению здравоохранения из бюджета ФСС РФ на основании родовых сертификатов были выделены денежные средства, предназначенные для оплаты услуг по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период. Деньги должны были распределяться между медицинским персоналом, непосредственно оказывающим амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь женщинам. Однако сумма в размере 56 674,98 руб. ушла на оплату труда медицинских регистраторов и сестер-хозяек. Суд решил, что в данном случае отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, а также причинение значительного вреда обществу или государству (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.02.2011 по делу № А75-4754/2010).

Государственное учреждение потратило денежные средства, поступившие по подстатье 221 “Услуги связи” экономической классификации расходов (ЭКР), в сумме 3360 руб. на приобретение немаркированных конвертов и пластиковых конвертов для бандеролей. В то время как расходы на приобретение указанных товаров подлежали приобретению по статье 340 “Увеличение стоимости материальных запасов” ЭКР. Арбитры согласились с учреждением, что при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения оно не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.2011 по делу № А03-10718/2010).

В другом деле федеральное государственное учреждение потратило денежные средства, выделенные в рамках выполнения государственного задания по оказанию высокотехнологичной помощи, в размере 6487,44 руб. на приобретение питания. Судьи опять же решили, что существенной угрозы охраняемым общественным отношениям нет (постановление ФАС Московского округа от 30.12.2009 № КА-А40/14313-09 по делу № А40-61695/09-106-430).

Резюме

Наличие подобных решений позволяет надеяться на благоприятный исход дела. Однако, для того чтобы повысить шансы на успех в суде, надо принять во внимание и отрицательную практику.

Когда суды отказывают в применении ст. 2.9 КоАП РФ, они ссылаются на то, что учреждение не предприняло своевременных и достаточных мер для осуществления расходных операций согласно определенным подстатьям бюджетной классификации (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.06.2009 по делу № А69-4910/08). Поэтому для положительного исхода дела учреждению необходимо сообщить о мерах, предпринятых для своевременного исполнения возложенных законом обязанностей.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль