Заказчик услуг не освобождает учреждение от ответственности

1338
 Семенюк А.
Государственный советник Российской Федерации 3-го класса
Должно ли муниципальное казенное учреждение уплачивать налог на добавленную стоимость и налог на прибыль с денежных сумм, полученных в результате оказания платных услуг и перечисленных в местный бюджет? Какими бухгалтерскими записями следует отражать данные операции в бюджетном учете? Ответы на эти вопросы рассмотрим на примере конкретной ситуации.

Суть дела

Муниципальное казенное учреждение «Управление по экологии и природопользованию» оказывает платные услуги предприятиям города, а именно – составление расчетов платы за загрязнение окружающей природной среды и выдачу заключений по результатам исследований на содержание загрязняющих веществ. Оплата за услуги перечисляется предприятиями в муниципальный бюджет. На этом основании учреждение снимает с себя ответственность за своевременность выплаты налогов. Однако закон предписывает иное.

Налог на добавленную стоимость

Согласно п. 1 ст. 143 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) признаются все организации, а следовательно, и казенные учреждения. То есть платить НДС они обязаны.

По общему правилу реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Освобождаются от налогообложения только те операции, которые перечислены в ст. 149 НК РФ. Статья 149 НК РФ не содержит положений относительно услуг, рассматриваемых в нашем практическом примере. Следовательно, реализация таких услуг подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке (см., например, письма Минфина России от 12.12.2011 № 03-07-11/342, УФНС России по г. Москве от 15.01.2009 № 19-11/1861).

В рассматриваемой ситуации доходы от реализации услуг полностью перечисляются организациями-заказчиками напрямую в доход местного бюджета. Однако данное обстоятельство не освобождает учреждение от обязанностей налогоплательщика. Ведь согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Казенное учреждение должно уплачивать соответствующие налоги в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных ему как получателю бюджетных средств (см. письма Минфина России от 25.04.2011 № 03-07-11/107, от 16.02.2011 № 03-07-11/3).

Согласно подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС операции по выполнению работ (оказанию услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (услуг) установлена законодательством РФ, субъектов РФ, актами органов местного самоуправления.

Таким образом, в случае, если учреждение входит в систему органов местного самоуправления, а оказание данных услуг прямо предусмотрено соответствующим муниципальным актом, объекта обложения НДС не возникнет (см., например, приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.02.2009 № 41 «Об утверждении Порядка формирования стоимости государственной экологической экспертизы»).

Налог на прибыль

С 1 января 2011 г. не учитываются при налогообложении прибыли доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (подп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Соответственно, и расходы казенных учреждений, в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в т. ч. с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), не учитываются в целях налогообложения (п. 48.11 ст. 270 НК РФ).

Под государственными (муниципальными) услугами понимаются услуги, оказываемые органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них законодательством полномочий по запросам заявителей – физических и юридических лиц (ст. 6 БК РФ, пп. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», письмо Минфина России от 20.07.2011 № 03-03-06/4/78).

По мнению специалистов Минфина России, положения подп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются к тем государственным (муниципальным) услугам (работам), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными законодательством РФ полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления (письмо Минфина России от 01.03.2012 № 03-03-10/18).

Свидетельствовать о такой связи могут, например, соответствующие перечни государственных (муниципальных) услуг (письмо Минфина России от 01.08.2011 № 03-03-06/4/84).

В остальных же случаях учреждению следует руководствоваться следующим правилом:

  • казенные учреждения не исключены из числа плательщиков налога на прибыль организаций (ст. 246 НК РФ), а зачисление в соответствии с бюджетным законодательством определенных доходов в бюджет вовсе не означает, что такие средства не учитываются при налогообложении прибыли (письмо Минфина России от 24.03.2010 № 03-03-06/4/30);
  • доходы казенных учреждений, прямо не поименованные в ст. 251 НК РФ, облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 248 НК РФ);
  • уплата налога на прибыль осуществляется учреждением в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Бюджетный учет

По общему правилу, следующему из положений Инструкции № 157н, и Инструкции № 162н, поступление в доход бюджета средств от плательщиков платежей может быть отражено в учете казенного учреждения (кредитора), не наделенного полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет, на основании Извещения (ф. 0504805), оформленного администратором кассовых поступлений.

При этом данный порядок (если иное прямо не установлено главным администратором доходов) распространяется и на те казенные учреждения, в которых отсутствуют документы о наделении какими-либо полномочиями по администрированию данного вида доходов.

Из положений указанных выше инструкций не следует, что порядок бюджетного учета должен зависеть от того, перечисляется сумма непосредственно дебитором или с лицевого счета казенного учреждения.

Учет расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором дохода бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, ведется на счете 303 00 «Расчеты по платежам в бюджеты» (п. 262 Инструкции № 157н).

Учитывая вышеизложенное, а также положения Инструкции № 162н, в рассматриваемой ситуации учреждением могут быть оформлены следующие бухгалтерские записи:

  • дебет КДБ 1 205 31 560 – кредит КДБ 1 401 10 130 – начислен доход от реализации услуг.
    Учреждение оформляет и направляет в адрес администратора кассовых поступлений в бюджет Извещение (ф. 0504805) с информацией об ожидаемых к поступлению доходах бюджета (в частности, может быть указана информация о сумме дохода, контрагенте, коде бюджетной классификации, наименовании дохода);
  • дебет КРБ 1 401 20 290 – кредит КРБ 1 303 04 730 (1 303 03 730) – начислена задолженность по НДС (налогу на прибыль), подлежащему перечислению учреждением в соответствующие бюджеты;
  • дебет КРБ 1 303 04 830 (1 303 03 830) – кредит КРБ 1 304 05 290 – перечислен НДС (налог на прибыль);
  • дебет КДБ 1 303 05 830 – кредит КДБ 1 205 31 660 – исполнено контрагентом обязательство по перечислению денежных средств в доход бюджета;
  • дебет КДБ 1 304 04 000 – кредит КДБ 1 303 05 730 – на основании поступившего от администратора кассовых поступлений Извещения (ф. 0504805) учреждением учтено зачисление соответствующей суммы в доход бюджета.

По закрытию финансового года суммы завершенных расчетов по безвозмездной передаче (поступлению) финансовых активов (обязательств), учтенные на счете 1 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты», отражаются у учреждения и администратора кассовых поступлений в бюджет в корреспонденции со счетом 1 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль