Процесс управления доходами усовершенствовали

1016
 Пупасов П.А.
Начальник отдела методологии интегрированных систем управления государственными и муниципальными финансами Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России
В начале 2012 г. Правительством РФ были внесены изменения в постановление № 9951, регламентирующее полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В результате выявились правовые противоречия между указанным постановлением и БК РФ. Об этом и других новшествах расскажем далее.

В чем коллизия

Новации в постановление № 995 внесены постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 266 (далее – Постановление № 266), которое расширило круг органов, обладающих правом администрирования доходов. К таким органам, в частности, отнесены:

  • Уполномоченный по правам человека РФ;
  • Управление делами Президента РФ;
  • Главное управление специальных программ Президента РФ;
  • Центральная избирательная комиссия РФ;
  • Генеральная прокуратура РФ;
  • Следственный комитет РФ;
  • Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

Указанные структуры в силу закона являются государственными органами. А до принятия Постановления № 266 на государственные органы постановление № 995 не распространялось.

Поясним ситуацию. В свое время постановление № 995 было разработано и принято в соответствии со ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), в которой, в частности, указано, что Правительство РФ своим правовым актом устанавливает бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом администраторами выступают федеральные органы государственной власти.

А вот в отношении установления бюджетных полномочий федеральных государственных органов права Правительства РФ ст. 160.1 БК РФ не уточнены.

Таким образом, Постановление № 266 создало юридическую коллизию. И его положения не должны распространяться на федеральные государственные органы, являющиеся главными администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до приведения рассматриваемой статьи БК РФ в соответствие.

Что нужно согласовывать

Постановлением № 266 были введены новые положения, на основании которых федеральные органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также Центральный банк России в качестве главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации обязаны согласовывать с Минфином России проекты своих правовых актов (до их вступления в законную силу) в части:
1) наделения себя полномочиями администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
2) наделения своих территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, полномочиями администраторов доходов федерального бюджета;
3) установления перечня территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, осуществляющих полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, и закрепляющих за ними источники доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов;
4) наделения своих территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, полномочиями администраторов доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, а также установления порядка доведения территориальными органами (подразделениями) и казенными учреждениями, находящихся в их ведении, указанных правовых актов до органов, организующих исполнение соответствующих бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов);
5) установления перечня органов государственной власти субъекта РФ, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации, и закрепляющих за ними соответствующие источники доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также определяющие порядок администрирования указанными органами доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

После согласования проектов правовых актов с Минфином России и вступления их в законную силу данные правовые акты необходимо довести до соответствующих органов. А именно:

  • правовые акты, указанные в пп. 2–4 настоящей статьи, должны быть доведены до территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении, не позднее 5 рабочих дней с даты их вступления в законную силу;
  • правовой акт, указанный в п. 5 настоящей статьи, должен быть доведен до органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации, до начало очередного финансового года.

Постановление № 266 в отношении федеральных органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами в качестве главных администраторов доходов установило обязанность при формировании проектов своих правовых актов (пп. 2 и 4 настоящей статьи) включать в них положения, предусмотренные п. 2 Правил1, утвержденных постановлением № 995.

Какие права и обязанности уточнены

В результате новаций были введены бюджетные права и обязанности территориальных органов (подразделений) федеральных органов государственной власти (государственных органов), осуществляющих полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, на основании которых указанные органы обязаны:

  • осуществлять бюджетные полномочия, установленные подп. «а», «в» и «ж» п. 1 Правил, утвержденных постановлением № 995;
  • исполнять, в случае необходимости, полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с принятыми ими правовыми актами об осуществлении полномочий администратора доходов;
  • доводить правовые акты, указанные в подп. «е» п. 1 Правил до органов, организующих исполнение соответствующих бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), не позднее 8 рабочих дней после их вступления в законную силу.

Также отныне органы государственной власти субъекта РФ, реализующие переданные полномочия Российской Федерации, осуществляют администрирование доходов, зачисляемых в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в соответствии с правовыми актами, предусмотренными подп. «з» п. 1 Правил.

Для справки

Согласно ст. 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

  • осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
  • осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
  • принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства (ОФК) для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином России;
  • принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в ОФК;
  • в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;
  • предоставляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные отношения.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль