Программный бюджет: есть ли у него будущее?

3648
 Абанкина И.В.
Директор Института развития образования (ИРО) Государственного университета – высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), кандидат экономических наук
Программно-целевое планирование, в отличие от сметного, призвано обеспечить прямую взаимосвязь между распределением ресурсов и достижением целей социально-экономической политики. Одним из этапов перехода к программно-целевому планированию можно считать замену смет бюджетных учреждений государственными (муниципальными) заданиями. Другой важный этап – переход на программный бюджет, основой которого должны являться государственные программы.

Неоднозначность госпрограмм

В настоящее время на федеральном и региональном уровнях управления активно идет процесс разработки и принятия государственных программ. Однако можно отметить, что этот механизм слегка преждевременный. Дело в том, что методология программно-целевого планирования еще не до конца проработана. Госпрограммы представляют собой соединение денег текущего финансирования с деньгами на развитие. При этом они разрабатываются на определенный срок, а деньги выделяются на конкретные цели. Этот механизм легко воспринимается, когда мы имеем дело с деньгами на развитие, однако на текущую деятельность (например, на управление госпрограммой) его распространить не так просто.

Также нет ясности и в том, куда в этой системе встраивать территориальность. В настоящее время госпрограммы носят отраслевой характер. Кроме того, не установлена иерархия программ. Государственная программа федерального уровня должна распространяться только на федеральные учреждения или задавать общие характеристики и, таким образом, касаться и учреждений субъектов РФ?

По логике, если на федеральном уровне принимается федеральный бюджет, то и программы должны относиться только к федеральным учреждениям.

Пример

Москва приняла государственную программу «Столичное образование» на 2012-2016 гг., а на федеральном уровне подобного документа нет. Возникает вопрос: нужно ли после принятия федеральной госпрограммы подстраивать под нее соответствующие региональные проекты? В законодательстве такие требования не установлены.

Проблемы госзаданий

С внедрением системы государственных (муниципальных) заданий возникли методологические сложности. Переход к новой системе означает, что теперь необходимо финансировать не сеть государственных (муниципальных) учреждений, а их деятельность – оказание государственных (муниципальных) услуг. Но кроме текущих расходов на осуществление услуги (оплата труда персонала, амортизация оборудования, расходные материалы), есть еще расходы инвестиционного характера, которые ориентированы на долгосрочный период и помогут в будущем модернизировать деятельность учреждения, улучшить качество услуг. Нужно ли такие расходы учитывать в задании или их финансирование должно осуществляться за счет субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций? Как это будет интегрироваться в систему госпрограмм? Полной ясности пока нет.

Другой вопрос касается сроков. Государственные (муниципальные) задания принимаются на один год, бюджеты – на три года, а госпрограммы – на пять лет. Для того чтобы у учреждения и его контрагентов была возможность стратегического планирования, необходимо продление периода действия заданий до трех лет. Следует решить вопрос и с государственным (муниципальным) заказом. Конкурсы, которые проводятся сейчас, очень короткие – не больше года. Для сравнения: в Голландии конкурсы рассчитаны на 4 года, а средства выделяют не частями, а единой суммой.

Запомнить

Госпрограмма не должна представлять собой переписанный Доклад о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД). ДРОНД – это не план, а отчет о проделанной работе, перечень показателей, результат мониторинга. Причем не перед потребителями государственных (муниципальных) услуг, а перед вышестоящими органами управления.

А повысится ли прозрачность?

Принятие госпрограмм в том виде, в котором они существуют сейчас, повышает прозрачность финансовых отношений. Но только для потребителя государственных (муниципальных) услуг. Руководителям учреждений и финансистам эти документы, по сути, ничего нового не дают. Если в госпрограммах представлены огромные числа и нет детализации (по муниципальным образованиям, конкретным учреждениям), то в них нет и прозрачности.

Планы на будущее

Важно, чтобы идеи, которые сейчас разработаны, вошли в реальную управленческую практику. Каждый руководитель должен иметь четкое представление о том, как принятие госпрограмм влияет на его деятельность. Пока идеи есть, программы разрабатываются и принимаются, а изменений в управленческом процессе не много. Возможно, надо больше обращать внимание не на количество документов или темпы изменений, а на качество процесса. Это позволит создать хорошо продуманную и логично выстроенную систему программного финансирования, не формальные, а реальные инструменты управления.

Стоит учитывать хороший пример сквозного планирования – Основные направления деятельности Правительства РФ (ОНДП). Там все было «сшито» и по срокам, и по составу, и по деньгам. В госпрограммах такой связки нет, хотя она нужна. В госпрограммах должна быть привязка расходов к кодам бюджетной классификации. За этим следуют реальные деньги, а это совершенно другой уровень ответственности.

Госпрограммы надо увязать со стратегическим планированием

По мнению Алексея Митькина, заместителя директора Департамента стратегического управления (программ) и бюджетирования Минэкономразвития России, одна из основных задач разработки госпрограмм – тесно увязать приоритеты бюджетной политики и институциональных преобразований. В ряде поступивших в Мин экономразвития проектов наблюдается занижение целевых значений показателей госпрограмм по сравнению со значениями, заданными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития страны на период до 2020 г., или неполное отражение стратегических приоритетов Концепции в содержании госпрограмм. Увязка проектов госпрограмм с документами стратегического прогнозирования и планирования является одним из ключевых требований, и на это обращается самое серьезное внимание. Важной проблемой является отсутствие в проектах обоснований запрашиваемых объемов финансирования. В ряде случаев отсутствуют данные о финансовом обеспечении мероприятий госпрограмм на период после 2014 г. Иногда отсутствует информация об участии субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций и компаний с госучастием в реализации госпрограмм.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев госпрограммы все еще рассматриваются разработчиками скорее как инструмент деятельности федеральных органов исполнительной власти, не предполагающий координации работы с субфедеральными органами исполнительной власти и организациями, влияющими на достижение целей госпрограммы.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать



    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль