Культурный заказ

990
 Лисовенко О.
Начальник службы по правовым и имущественным вопросам Государственной Третьяковской галереи
Размещение заказов в узконаправленной сфере имеет ряд особенностей, обусловленных как спецификой закупаемых товаров, работ, услуг, так и особенностями отрасли в целом. Рассмотрим на практических примерах сложные моменты, с которыми сталкивается заказчик учреждения культуры.

В чем особенность

Условно все заказы в сфере культуры можно разделить на два блока:

1. заказы на товары, работы, услуги, необходимые для повседневного функционирования. Обычно это заказы на поставки канцелярских товаров, офисной техники, мебели, гардеробное обслуживание и др.;

2. заказы в области культуры.

К ним можно отнести товары, работы, услуги, имеющие непосредственное отношение к культурным ценностям, объектам культурного наследия.

Именно вторая группа заказов имеет свою специфику и особенности в размещении, т. к. культурные ценности являются особой формой исторического и культурного наследия. Данная специфика выражена в следующем:

  • культурные ценности, объекты культурного наследия требуют особо бережного обращения, что необходимо учитывать при их ремонте, реставрации, приведении в экспозиционный вид (чистке, покраске), перевозке;
  • культурные ценности, объекты культурного наследия требуют особой охраны;
  • функционирование ряда учреждений культуры связано с закупкой так называемых авторских («творческих») товаров, услуг, таких как изображения произведений искусства и права на их воспроизведение, услуги экскурсоводов, декорации, аудиовизуальные инсталляции, сценические костюмы, экспозиционные решения выставок.

Запомнить

Особенности размещения заказов в области культуры у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) без проведения специальных процедур регулирует ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ.

Нормативный документ

Частично специфика отрасли культуры учтена в действующем законодательстве о размещении заказов. В частности, Закон № 94-ФЗ содержит гл. 2.1 «Особенности размещения заказа путем проведения открытого конкурса на право заключить контракт на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма», устанавливающую специальный порядок для размещения ряда «творческих» заказов. Однако на практике нормы гл. 2.1 Закона № 94-ФЗ применяются редко, наиболее востребованной является ст. 55 «Случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)».

Статья 55 Закона № 94-ФЗ содержит положения, позволяющие размещать заказы в сфере культуры без конкурсных процедур, однако, по мнению автора, данный перечень является неполным. Представляется, что ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ необходимо, в частности, дополнить положением о возможности заключения контрактов с единственным источником о предоставлении/получении во временное пользование произведений искусства на период проведения выставок (сейчас Законом № 94-ФЗ регламентировано исключительно приобретение у единственного поставщика произведений искусства).

Принято во благо

Федеральным законом от 21.04.2011 № 79-ФЗ в Закон № 94-ФЗ внесены существенные изменения, затрагивающие заказы в сфере культуры:

  • учреждения культуры имеют право проводить закрытые конкурсы и аукционы в случаях размещения заказов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное и иное культурное значение и передаваемых заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование физическим и юридическим лицам, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ или территориях иностранных государств (ч. 2 ст. 20 и ч. 2 ст. 32 Закона № 94-ФЗ);
  • включение в один предмет контракта (один лот) работы по реконструкции и ремонту объектов и размещение такого заказа путем проведения открытого конкурса, в случае если без выполнения работ по реконструкции и ремонту невозможно проведение реставрации таких объектов (ч. 6 ст. 28 Закона № 94-ФЗ);
  • в реестр контрактов не вносятся сведения о физическом лице – поставщике культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное и иное культурное значение и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов (ст. 18 Закона № 94-ФЗ).

Проблемы остаются

В настоящий момент на всей территории Российской Федерации для заказчиков всех уровней действует единый порядок размещения заказов и, кроме указанных выше, иных исключений для учреждений культуры не предусмотрено.

Например, остается открытым вопрос о способе размещения заказов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное и иное культурное значение в случае, если страхование, транспортировка, охрана осуществляются в рамках международных выставок и речь идет не о передаваемых, а о принимаемых музейных предметах и музейных коллекциях.

Нормативный документ

Федеральным законом от 07.12.2011 № 418-ФЗ внесены поправки в Закон № 94-ФЗ, согласно которым без проведения конкурсных процедур ежеквартально допускается заключение договоров до 400 тыс. руб. на одноименную продукцию в случае осуществления поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для учреждений сферы культуры. При применении музеями данной нормы закона необходимо исходить из целей и предмета деятельности учреждения и из того, является ли оно музеем с точки зрения Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

Предпочтение – открытому конкурсу

В качестве общей рекомендации при размещении заказов в области культуры при выборе способа размещения заказа можно предложить отдавать предпочтение открытому конкурсу вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта. Открытый конкурс позволяет сравнивать товары, работы, услуги не только по цене, но и по качеству, по квалификации поставщиков, исполнителей, подрядчиков, что важно ввиду специфики заказов в сфере культуры. Кроме того, при размещении заказов в области культуры рекомендуется использовать такую меру, как обеспечение исполнения контракта. Подобный подход позволит воспрепятствовать участию в размещении заказов недобросовестных поставщиков и тем самым повысит эффективность размещаемых заказов.

Также практическую проблему составляет само согласование закрытой процедуры. Причина в том, что приказ Минэкономразвития России от 03.05.2006 № 124 «Об утверждении Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)» не приведен в соответствие последним изменениям в Закон № 94-ФЗ и фактически не регулирует вопросы проведения закрытых торгов в случаях размещения заказов на оказание указанных услуг.

Пример

В октябре 2011 г. в соответствии с планом выставок, утвержденным Минкультуры России, Государственная Третьяковская галерея открывала временные выставки «Что есть истина» Николай Ге, «К 180-летию со дня рождения художника» и «Борис Григорьев. Живопись. Графика». Возникла необходимость проведения закрытого аукциона на транспортировку музейных экспонатов.

7 июля 2011 г. галерея подала в УФАС по г. Москве обращение о согласовании закрытого аукциона на транспортировку музейных предметов. В конце июля 2011 г. Минкультуры России на основании обращения Третьяковской галереи направило руководителю ФАС России письма с просьбой рассмотреть в кратчайшие сроки обращение галереи. 27 сентября 2011 г. галереей получен ответ УФАС по г. Москве о направлении пакета документов в ФАС России по подведомственности.

8 ноября 2011 г. получен ответ ФАС России о необходимости при проведении учреждениями культуры закрытых торгов руководствоваться требованиями законодательства о государственной тайне. Таким образом, проведение аукциона оказалось невозможным по причине отсутствия в законодательстве и подзаконных актах указания на орган, уполномоченный согласовывать проведение всех перечисленных в Законе № 94-ФЗ закрытых процедур. Несмотря на то, что все документы, предусмотренные Законом № 94-ФЗ, своевременно направлялись в ФАС России, из письма ФАС России от 31.10.2011 № АЦ/4057 следует, что при проведении плановой проверки на галерею, как на заказчика, может быть наложен штраф за нарушение закона о размещении заказов.

Проблемой, связанной с проведением закрытых торгов, является регистрация заключенного по их итогам контракта в едином государственном реестре контрактов. В соответствии с Законом № 94-ФЗ для контрактов, включающих сведения, касающиеся государственной тайны, предусмотрен отдельный реестр. Сведения обо всех остальных контрактах, в том числе заключенных по итогам закрытых процедур, должны быть опубликованы на официальном сайте zakupki.gov.ru.

Однако в настоящее время при регистрации контракта официальный сайт не предусматривает такого вида процедур, как закрытые торги, что влечет внесение заказчиком в реестр недостоверной информации, а размещение в открытом доступе информации о заключенном контракте обессмысливает всю процедуру закрытых торгов.

Из-за невозможности фактического согласования и проведения закрытых торгов учреждениями культуры, по информации Третьяковской галереи, ни одним музеем России такие торги так и не проведены.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

Фото

Плюс к этому Вы получите подарок - свежий номер журнала в формате .pdf

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль