Закон о закупках доказал свою эффективность

547
Вступивший в силу с 1 января 2006 г. Федеральный закон от 21.07.05 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” принципиально изменил систему государственного заказа. Он резко сократил возможности заказчиков устанавливать необоснованные требования к участникам размещения заказа и произвольно определять победителя, устранил из практики размещения заказов “усмотрение” чиновника и, как следствие, значительно уменьшил коррупционный потенциал. Однако позитивное влияние нового законодательства о госзакупках, скорее всего, было бы не столь заметно, если бы не существовало регулятора, контролирующего соблюдение законности, рассматривающего в кратчайшие сроки жалобы на нарушения при проведении конкурсов и, главное, привлекающего к ответственности лиц, нарушивших закон.

С февраля 2006 г. Правительство РФ своим постановлениемуполномочило Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) на осуществлениеконтроля в сфере размещения заказов. Среди основных направлений контрольной деятельностиФАС России в этой области можно выделить следующие:

  • проведение плановых и внеплановых проверок соблюдениязаконодательства о размещении заказов;
  • рассмотрение жалоб на действия (бездействие)заказчиков, уполномоченных органов, специализированных организаций,конкурсных, аукционных или котировочных комиссий;
  • согласование проведения закрытых торгов;
  • согласование размещения заказа у единственногопоставщика (исполнителя, подрядчика);
  • рассмотрение дел об административных правонарушениях всфере размещения заказов;
  • ведение реестра недобросовестных поставщиков.

За прошедший период (с марта по декабрь 2006 г.) ФАСРоссии провела более тысячи плановых и внеплановых проверок соблюдениязаконодательства о размещении заказов по всей стране, рассмотрела впятидневный срок более 1200 жалоб на действия заказчиков и выдала более 1200предложений и предписаний об устранении нарушений.

Обобщение этой практики позволяет выделить наиболеечастые нарушения Федерального закона № 94-ФЗ, которые допускаются заказчиками,а именно:
  • в извещении о проведении торгов и конкурснойдокументации заказчики устанавливают критерии оценки заявок на участие вконкурсе, не предусмотренные законом, или вообще не устанавливают значениякритериев, не определяют порядок оценки и сопоставления заявок, что непозволяет сделать процедуру объективной;
  • в конкурсной документации заказчики устанавливают непредусмотренные законом требования к участникам размещения заказа, например,наличие опыта выполнения работ (оказания услуг), квалифицированного персонала,производственных мощностей и материально-технических ресурсов;
  • в конкурсной документации устанавливаются требования опредоставлении в составе заявки на участие в торгах документов и сведений, непреду­смотренных законом;
  • заказчиками нарушаются установленные законом срокиразмещения на официальном сайте протоколов, составленных в результатепроведения процедур торгов.

В то же время далеко не каждая жалоба на действиягосударственного или муниципального заказчика была обоснованной. В этихслучаях наша служба защищала интересы добросовестных заказчиков отнеобоснованных претензий хозяйствующих субъектов, проигравших торги.

Нужно отметить также, что ФАС России рассмотрела около600 обращений о согласовании размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя,подрядчика). Из них получили согласование только чуть более половины. В остальныхслучаях были выявлены нарушения законодательства о размещении заказов, которыепривели к отказу в таком согласовании. Наиболее частым нарушением было установлениетребований к участникам размещения заказа, не предусмотренных законом, чтоприводит к ограничению числа участников.

Кроме того, в ФАС России поступило около 60 обращений осогласовании размещения заказа путем проведения закрытого конкурса или закрытогоаукциона. Из них согласовано было 49. Рассматривая такие обращения, мыобнаружили еще одну проблему. Представляемый заказчиками перечень лиц,приглашаемых к участию в закрытом конкурсе (аукционе), зачастую являетсянеполным и не содержит сведений обо всех лицах, которые соответствуюттребованиям Федерального закона № 94-ФЗ и имеют доступ к сведениям,составляющим государственную тайну. К тому же заказчики в обращении не всегдаобосновывают, почему именно сведения о предмете размещения заказа относятся ксведениям, составляющим государственную тайну. Столь существенные нарушениязаконодательства привели к отказу в согласовании.

Помимо непосредственного контроля за соблюдениемзаконодательства, сотрудники ФАС России участвовали более чем в 150 семинарахпо вопросам применения и разъяснения положений Федерального закона № 94-ФЗ.Наши специалисты дали более 2200 письменных и бесчисленное количество устныхразъяснений и ответов на вопросы о применении положений законодательства оразмещении заказов.

В целом практика показала, что и заказчикам, иучастникам размещения заказов оказалось непросто приспособиться к новым,довольно жестким правилам и требованиям к процедурам закупок. С другой стороны,появление такого закона абсолютно оправданно - оно не только обеспечилопрозрачность торгов, но и позволило, по предварительным оценкам, сэкономить 56млрд руб. бюджетных средств.

При этом уже сейчас можно обозначить дальнейшие меры пореализации Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров,выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальныхнужд", которые необходимо предпринять в 2007 г.

Среди них:

  • разработка порядка оценкизаявки на участие в конкурсе;
  • определение требований ксистеме, обеспечивающей электронную форму участия в аукционе;
  • разработка порядка размещениязаказов на поставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нуждна товарных биржах;
  • разработка перечня товаров,работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказовсоответственно на поставки, выполнение, оказание которых должно осуществлятьсяна аукционах;
  • внесение поправок в закон,призванных усовершенствовать процедуры проведения торгов.


Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль