Оценка заявок на участие в конкурсе

1370
Уже более года государственные и муниципальные заказчики прожили в условиях нового законодательства о размещении заказа. Пора делать некоторые выводы. Они не всегда утешительные. Открытость системы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, несомненно, повысилась. Этому способствует разветвленная информационная инфраструктура, включающая, прежде всего, ресурсы в сети Интернет, создаваемые на основании требований Федерального закона от 21.07.05 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”. Однако того же нельзя сказать о прозрачности системы размещения заказов. Она должна основываться на понятном всем участникам и однозначном алгоритме действий заказчика по выбору лучших условий контракта, т. е. по отбору победителя торгов. Если с аукционами все более или менее понятно, то при проведении конкурсов пока прозрачности не наблюдается.

Сухая статистика говорит, что по итогам 2006 г. среднееколичество подаваемых заявок на участие в конкурсе на основании отчетности поформе № 1-торг составляет 2,77, а на участие в аукционе 2,7. При этомотклоняется по конкурсам в среднем 11 %, то есть одна из десяти заявок, а поаукционам и того меньше - около 3% от всего количества поданных заявок.Результат неплохой. Он говорит о том, что у чиновников стало меньшевозможностей устранять неудобных участников.

Но вопрос в другом: почему до сих пор столь низокпоказатель среднего количества участников на одни торги? По конкурсам онснизился с 3,4 в 2005 г. до 2,5 в 2006 г. Конечно, следует учесть, чтопоявились и другие способы закупок - аукционы и закупки на бирже. Но онизанимают и в общем количестве, и по сумме такое ничтожное число, что ихвлиянием можно пренебречь. Так в чем же дело?

Можно предположить, что потенциальные участники все ещене верят в объективность выбора победителей конкурсов. В этом есть вина ифедеральной исполнительной власти, не выпустившей до сих пор предусмотренногозаконом нормативного документа о порядке оценки заявок на участие в конкурсе. Абез нормативно установленного порядка оценки государственные и муниципальные заказчики в соответствии с тем же законом вправесамостоятельно устанавливать в конкурсной документации порядок оценки попредусмотренным законом критериям. Они и устанавливают. Находчивостизаказчиков нет предела. И все их наработки направлены только на одно - наустановление такого порядка оценки, который позволял бы заказчику без особыхпроблем выбирать в качестве победителей наиболее предпочтительных емуучастников. Такой подход дискредитирует весь новый, направленный на снижениекоррупции в сфере государственных и муниципальных закупок механизм размещениязаказов, описанный в законе.

Минэкономразвития России разработало проектнормативного документа о порядке оценки заявок на участие в конкурсе еще вавгусте 2006 г. Однако из-за бюрократических проволочек согласующих инстанцийэтот документ до сих пор не увидел свет. Кроме того, специалисты министерствабыли сильно удивлены позицией согласующих ведомств. Их замечания, мягкоговоря, не исходили из экономических правил и принципов, что должно бытьзаложено при выборе лучших условий исполнения контракта, а либо выражаливедомственные интересы, либо показывали прямую некомпетентность исполнителей.

Ниже предлагается на всеобщее рассмотрение и обсуждениекраткое изложение подходов и принципов, заложенных в порядок оценки заявок научастие в конкурсе, разработанный министерством.

Порядок оценки

Как следует из ч. 4 ст. 22 Федерального закона № 94-ФЗ,в конкурсной документации должен быть указан порядок оценки и сопоставлениязаявок на участие в конкурсе. Конечно, в ней должен содержаться и переченькритериев, которые будут использоваться при оценке заявок. Конкурсная комиссиядолжна в целях выбора лучших условий исполнения контракта применять именно этотпорядок оценки и указанные в нем критерии. Использование комиссией при оценкекритериев и методов, не предусмотренных конкурсной документацией, не допускается.

Заказчик вправе выбирать любое количество и комбинациюкритериев оценки из числа указанных в законе при условии, что критериев недолжно быть меньше двух, и одним из них всегда является цена. Такой подходсвязан с тем, что оценка заявок на участие в конкурсе без критерия"цена" бессмысленна с экономической точки зрения. Если же кроме ценыне использовать другие критерии, то получается однокритериальный отбор, чтоявляется признаком другого способа размещения заказа - аукциона. В такомслучае продукция и должна быть закуплена с использованием аукциона.

Порядок оценки, указываемый в конкурсной документации,должен показывать механизм оценки по каждому критерию. Указывая в конкурснойзаявке порядок оценки по критериям, заказчик соблюдает два основные принципаконкурсного размещения заказов: равные условия и прозрачность. С точки зренияпервого принципа все потенциальные участники будут поставлены в равные условияпо критериям оценки их заявок. Никому не будет отдаваться предпочтение, еслитаковое прямо не указано в конкурсной документации. А преференции согласнозакону могут получить только три категории участников: организации инвалидов,учреждения уголовно-исполнительной системы наказаний и субъекты малогопредпринимательства. Причем последние - только в форме отдельного конкурса.Таким образом, все прочие преференции не будут соответствовать закону и, следовательно, могут быть оспоренылибо контрольным органом, либо заинтересованным участником размещения заказа.

Прозрачность достигается тем, что при наличии критериеви подробного порядка оценки все заинтересованные потенциальные участники могутпо ним понять, еще до подачи заявок, как будут оцениваться и сравниваться ихпредложения. Взвешивая свои возможности и преимущества перед другими конкурентами,исходя из установленных в конкурсной документации критериев оценки, компаниибудут принимать решение об участии в конкурсе. И если компания, ознакомившись скритериями и порядком оценки заявок, поймет, что у нее весьма невысокие шансына победу, а риск проигрыша, наоборот, довольно велик, то она можетобоснованно принять решение об отказе от участия.

К этапу оценки допускаются заявки на участие вконкурсе, поданные участниками размещения заказа, признанными таковыми порезультатам рассмотрения конкурсной комиссией в соответствии с положениями ст.12 и 27 Федерального закона № 94-ФЗ. То есть заявки на участие в конкурсе,которые допущены к оценке, должны:

  • быть поданы участниками, отвечающими требованиям ст. 11Федерального закона № 94-ФЗ;
  • соответствовать требованиям технических спецификаций,технических заданий и других разделов конкурсной документации в отношениипоставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Те заявки, которые не отвечают требованиям конкурснойдокументации, включая технические требования к предмету закупки, условия контракта,формальные требования по оформлению заявки, должны быть отклонены конкурснойкомиссией на этапе рассмотрения. Нельзя допускать до оценки конкурсную заявку,даже в мелочах не отвечающую требованиям документации, а затем оцениватьстепень ее несоответствия этим требованиям. В этом случае опять же нарушаетсяпринцип равных условий. Для участников условия конкурсной документации должныявляться минимальными требованиями, которым они должны соответствоватьполностью.

Заявки, допущенные к участию в конкурсе, оцениваются поустановленным в документации критериям путем сравнения условий заявок междусобой или определения степени превышения над требованиями конкурснойдокументации.

Систематизация критериев оценки

Указанные в законе критерии применяются в зависимостиот видов продукции: товары, работы, услуги и виды услуг:научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы(табл. 1). В основном это следует из формулировок самих названий критериев.Например, понятно, что критерий "расходы на эксплуатацию товара"может применяться только к товарам. А критерий "срок предоставлениягарантии качества товара, работ, услуг" относится ко всем трем видампродукции. Критерий "квалификация участников конкурса" применяетсятолько к специфическим видам продукции, прямо указанным в законе.

Все критерии можно разделить на ценовые и неценовые.Ценовыми являются те, показатели которых можно выразить в денежном выражении.Очевидно, что критерий "расходы на эксплуатацию товара" являетсяценовым, поскольку расходы - это понятие, связанное прежде всего с деньгами, иони не измеряются, скажем, в баллах. То же касается критерия "расходы натехническое обслуживание товара".

Критерии, связанные сосроками, также являются ценовыми исходя из того, что есть понятные и привычно используемыев деловом обороте способы оценки сроков в деньгах. Самый простой пример - этостоимость денег во времени: проценты за пользование кредитными денежнымисредствами. Другой пример можно найти в любом договоре на поставку товаров,выполнение работ, оказание услуг - это ответственность сторон за несоблюдениесроков выполнения обязательств, предусмотренных договором: штрафы (неустойки) впроцентах от суммы несвоевременно выполненного обязательства за единицувремени.

Таблица 1

Систематизация критериев оценки

Способы оценки по критериям

Оценка заявок на участие в конкурсе с использованиемдвух и более критериев оценки производится на основе ценового либобалльно-ценового методов. Выбор критериев и методов оценки заявок на участие вконкурсе производится с учетом особенностей предмета предполагаемого контракта.Конкретные критерии и методы, а также их предельные показатели и весовыезначения устанавливаются заказчиком в конкурсной документации с учетомтребований законодательства и специфики предмета закупки.

Ценовой метод оценки подразумевает использование дляоценки соответственно только ценовых критериев. Для оценки по неценовымкритериям применяется балльный метод оценки.

В конкурсной документации могут быть предусмотренысубкритерии для каждого из указанных неценовых критериев, учитывающиеособенности оценки товара, работы или услуги.

При ценовом методе оценки денежные значения всехуказанных в конкурсной документации ценовых критериев оцениваемой заявки научастие в конкурсе (далее - ценовые корректировки) прибавляются к ценеконтракта, указанной в заявке. Полученная сумма цены заявки и ценовыхкорректировок составляет оценочную стоимость конкурсной заявки.

Конкурсная комиссия в целях выбора лучших условийисполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе,осуществляет ранжирование заявок по значению их оценочной стоимости. Первыйномер присуждается конкурсной заявке с наименьшей оценочной стоимостью.

Применение ценовых корректировок не оказывает влиянияна цену заключаемого по итогам конкурса контракта, за исключением случаевоценки по критериям "сроки предоставления гарантии качества товара,работ, услуг" и "объемы представления гарантии качества товара,работ, услуг"

Показатели неценовых критериев и субкритериев оценкивыражаются в баллах. Сумма всех неценовых критериев оценки, применяемых вконкурсной документации, должна составлять 100 баллов. Максимальные значениябаллов по каждому применяемому неценовому критерию и субкритерию, порядок ихприсуждения и показатели весовых коэффициентов ценовых и неценовых критериевустанавливаются в конкурсной документации. Наибольший балл соответствуетлучшему показателю по критерию.

Баллы по каждому критерию и субкритериям для отдельнойзаявки на участие в конкурсе проставляются каждым членом конкурсной комиссии наотдельном бланке голосования. Для получения оценки каждого критерия илисубкритерия для отдельной заявки на участие в конкурсе вычисляется среднееарифметическое значение балльных оценок членов конкурсной комиссии.

При балльно-ценовом методе оценки используется комбинация ценовых и неценовых критериев оценки. Для целей оценки заявок вконкурсной документации устанавливается значение веса ценовых и неценовых критериев. Оно характеризует соотношение цена/качество, то есть насколькозаказчик готов переплатить за более высокое качество при сравнении предлагаемой в заявках продукции, которая полностью соответствует техническим требованиямконкурсной документации. Этот баланс заказчик устанавливает самостоятельно,исходя из важности качества товара для потребителя, но не ниже предельныхзначений по ценовым критериям, указанным в таблице предельных значений (табл.2).

Таблица 2

Предельные значения весовых коэффициентов критериев оценки заявок
на участие в конкурсе на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

Для каждой отдельной заявки на участие в конкурсе показатели всех ценовых критериев, включая цену заявки на участие в конкурсе, суммируются, и полученная оценочная стоимость заявки переводится в баллы по следующей формуле:

где Бцi - балл, начисляемый текущей заявке на участие в конкурсепо ценовым критериям оценки;Скзmin- наименьшая суммарная оценочнаястоимость по всем ценовым критериям заявки на участие в конкурсе;Скзi - суммарная оценочная стоимость по всем ценовым критериямтекущей заявки на участие в конкурсе;Кц - коэффициент веса ценовыхкритериев, указанный в конкурсной документации. Полученный результатокругляется до сотых долей.

Показатели всех неценовых критериев по каждой отдельнойзаявке суммируются и умножаются на весовой коэффициент неценовых критериев,установленный в конкурсной документации.

Полученные взвешенные значения ценовых и неценовыхкритериев оценки каждой заявки суммируются для получения итогового балла:

Биi = Бнi + Бцi, где Биi - итоговый балл, присуждаемыйзаявке на участие в конкурсе;Бнi - балл, присужденный заявке понеценовым критериям оценки;Бцi- балл, присуждаемый заявке поценовым критериям оценки.

Присуждение заявкам на участие в конкурсе порядковыхномеров по степени выгодности для заказчика производится по числу полученныхитоговых баллов. Первый номер присуждается заявке, набравшей наибольшийитоговый балл.

Значения весовых коэффициентов ценовых и неценовыхкритериев для применения при балльно-ценовом методе оценки в сумме должнысоставлять 1 (единицу) и устанавливаются заказчиком в конкурсной документациив пределах значений, установленных в нормативном правовом акте ПравительстваРФ.

Теперь разберем порядок оценки по некоторым критериям.

Оценка заявок на участие в конкурсе с учетом расходов заказчика на техническое обслуживание и эксплуатацию закупаемых товаров

Такая оценка может применяться при размещении заказа напоставку товаров (включая оборудование, комплектные строительные объекты)длительного срока использования (нормативный срок службы - не менее 3 лет),когда возможно наличие конкурентных моделей разных производителей, имеющихсходные технические и функциональные показатели, но, возможно, разныепоказатели стоимости технического обслуживания и эксплуатационных затрат.

Например, при покупке автомобилей имеют значениемежсервисный интервал и стоимость стандартного технического обслуживания, накоторое влияет удобство расположения агрегатов автомобиля, требующихсервисного обслуживания. Если агрегаты располагаются в труднодоступныхместах, то потребуется больше времени на то, чтобы туда добраться механику вцелях смазки, замены или выполнения других функций по обслуживанию. Некоторыепроизводители стараются укомплектовать машину деталями, вообще не требующимиобслуживания. Это также снижает общую стоимость техобслуживания. Такимобразом, у автомобилей одного и того же класса, имеющих одинаковые техническиепараметры, могут быть разные объемы и, соответственно, разная стоимостьтехнического обслуживания. Поскольку цена техобслуживания будет являтьсядополнительными затратами заказчика при эксплуатации купленного товара, то ихцелесообразно учитывать при оценке.

То же самое можно сказать и об эксплуатационныхрасходах закупаемого товара. Виды оцениваемых расходов (например, расходныематериалы, запасные части, потребление электроэнергии, горюче-смазочныхматериалов и др.), предполагаемые условия эксплуатации (например, количествоизготавливаемых копий в месяц при закупке копировальных аппаратов), продолжительностьоцениваемого срока службы или срока эксплуатации товара, иные параметры,используемые при оценке, устанавливаются заказчиком исходя из особенностейзакупаемого товара и предполагаемых условий его эксплуатации и указываются вконкурсной документации.

Участник конкурса должен заполнить требуемые формытаблицы цен, в которых заказчиком должны быть предусмотрены ячейки для всехтребуемых им для оценки параметров: цена заявки, суммы предполагаемых расходовна техническое обслуживание и на эксплуатацию товара в течение каждого года изустановленного заказчиком срока в текущих ценах, то есть приведенные к уровнюцен на период оценки.

Учет расходов заказчика на техническое обслуживание ина эксплуатационные расходы закупаемого товара производится путем корректировки(увеличения) цен контрактов, указанных в заявках, на текущую стоимость суммыожидаемых расходов на техническое обслуживание предлагаемых моделей товаров ина суммы эксплуатационных расходов в течение любого заданного заказчиком периода,начиная с первого года эксплуатации, но не превышающего нормативный срокслужбы, в условиях эксплуатации и при нагрузке, установленных конкурснойдокументацией.

Корректировка цен контрактов производится на основанииданных, указанных в заявках на участие в конкурсе. Если участник не указалкакие-либо цены (на техническое обслуживание или эксплуатационные расходы),требуемые в конкурсной документации, то такая заявка должна быть отклонена наэтапе рассмотрения, как не отвечающая требованиям конкурсной документации.

Заказчики вправе потребовать от участника размещениязаказов представить подтверждение предложенных сумм на техническое обслуживаниеофициальными данными заводов-изготовителей или официальных сервисных центровпо обслуживанию заказываемой продукции.

Оценочная стоимость заявки на участие в конкурсерассчитывается по формуле

Скз = Цк + Цто + Цэр, где Скз - оценочная стоимость заявкина участие в конкурсе;Цк - цена контракта, указанная в заявке; Цто - ценовая корректировка, равная стоимости расходов натехническое обслуживание товара в течение установленного в конкурснойдокументации срока технического обслуживания;Цэр - ценовая корректировка, равная сумме расходов наэксплуатацию предлагаемого товара (один или более видов эксплуатационныхрасходов) в течение установленного срока службы или срока эксплуатации товара,указанная в заявке на участие в конкурсе и подтвержденная официальными даннымипроизводителей.

где эрi - вид эксплуатационныхрасходов;n -число видов эксплуатационных расходов, учитываемых при оценке.

Чтобы снизить риск недобросовестных действий участников(например, сознательное занижение эксплуатационных расходов на этапе участия вконкурсе), заказчикам рекомендуется устанавливать в проекте контрактаответственность поставщика, подрядчика, исполнителя за превышение стоимостирасходов заказчика на техническое обслуживание и эксплуатационные затраты втечение гарантийного периода против указанного в их заявке на участие вконкурсе.

Оценка с учетом сроков (периодов) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг

Предлагаемый порядок оценки заявок по критерию"сроки (периоды) поставки" основан прежде всего на законах экономики.

Для примера рассмотрим ситуацию: компании попроизводству йогуртов требуется своевременная периодическая поставка тары длярасфасовки продукции. Что будет, если поставщик тары не выполнит своидоговорные обязательства? Производитель йогуртов понесет убытки, как прямые -от остановки производства и необходимости оплаты простоев персоналу, так икосвенные - упущенную выгоду от возможных продаж продукции. Чем он можетзащититься от недобросовестных поставщиков? Штрафными санкциями за нарушениесроков (периодов) поставки, записанными в контракте. Обычно они выражаются впроцентах от цены непоставленной вовремя продукции за единицу периода просрочки(день, неделю, месяц). Величину процента покупатель определяет самостоятельно,исходя из предварительной оценки упущенной выгоды и прямых убытков отнеполучения товара вовремя.

Но это защита от плохого поставщика, который ужеявляется контрагентом по контракту. А как же быть на этапе выбора поставщиков?Международный опыт и практика закупок дают на этот вопрос однозначный ответ:при сравнении и оценке предложений участников по срокам поставки нужноиспользовать тот же механизм, что и в статье о штрафных санкциях за просрочкувыполнения обязательств в контракте. И более того - с аналогичными показателямив процентах, чтобы у участников не было соблазна указать в заявке искаженныеданные относительно их возможностей только для того, чтобы выиграть конкурс.

Для оценки заявок на участие в конкурсе по критерию"сроки (периоды) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг"заказчик устанавливает в конкурсной документации предельные - минимальный имаксимальный - сроки (периоды). Это необходимо для того, чтобы был предметсравнения. Если заказчик установит в документации только один срок, скажем,товар должен быть поставлен 1 июня, то сравнивать будет нечего, поскольку техучастников, которые предложат иные сроки, просто нельзя будет допускать доэтапа оценки, т. к. они не соответствуют требованиям конкурсной документации.

Сроки (периоды) могутвыражаться как в периодах (днях, неделях, месяцах), считая с определенной вконкурсной документации даты или события (например, с даты подписанияконтракта), так и в конкретных календарных датах.

Заявки на участие в конкурсе, предлагающие сроки(периоды) поставки короче установленных в конкурсной документации минимальныхсроков, оцениваются как заявки, предлагающие минимальные сроки (периоды), и кним не применяются ценовые корректировки. В этом подходе заложен принцип,гласящий, что досрочная поставка уже выгодна поставщику, поскольку он быстрееполучит оплату и, соответственно, себестоимость поставленной продукции у негобудет меньше. Поэтому экономически неправильно будет предоставлять при оценкепоставщику (подрядчику, исполнителю) еще и какие-либо бонусы за более короткиесроки поставки. Здесь, правда, есть одно исключение: досрочная поставканевыгодна при поставке товаров, цена которых со временем падает, например,компьютерной техники. Она быстро устаревает, поэтому если срок поставкиполгода, то поставщик получит больше прибыли, если закупит комплектующие какможно позже, по более дешевым ценам, а поставит компьютеры в срок позафиксированной цене контракта. В этом случае заказчик должен предусмотреть иурегулировать такую ситуацию соответствующими нормами в контракте.

Заявки на участие в конкурсе, предлагающие сроки(периоды) поставки больше установленных в конкурсной документации максимальныхсроков (периодов) поставки, отклоняются конкурсной комиссией на этаперассмотрения заявок как не отвечающие требованиям конкурсной документации.

При оценке заявок на участие в конкурсе, предлагающихсроки (периоды) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в пределахустановленных в конкурсной документации минимальных и максимальных значений,производится корректировка (увеличение) цен заявок, содержащих отклонения отминимальных сроков (периодов) поставки товара в большую сторону, на сумму условныхубытков заказчика, вызванных этими отклонениями.

Удельная величина условных убытков устанавливаетсязаказчиком в конкурсной документации и выражается в процентах от цены товара,работы, услуги или их части за определенный период (день, неделю, месяц) превышенияминимальных сроков (периодов) поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг,установленных в конкурсной документации.

Величина процента определяется заказчиком исходя изоценки возможных убытков, которые понесет заказчик или потребитель от несвоевременнойпоставки товара, выполнения работы, оказания услуги, и эта величина должнасоответствовать размеру предусмотренной в проекте включаемого в конкурснуюдокументацию контракта неустойки, начисляемой за задержку поставки товара,выполнения работы, оказания услуги, увеличенной на весовой коэффициентнеценовых критериев оценки, если таковые применяются. Это необходимо для того,чтобы снивелировать зависимость цена/качество, которую заказчик устанавливаетв конкурсной документации, поскольку просрочка поставки на качество продукцииникак не влияет, а лишь определяет убытки заказчика и должна оцениваться безприменения к ней каких бы то ни было весовых коэффициентов.

Оценочнаястоимость заявки на участие в конкурсе по данному критерию рассчитывается поформуле

где Скз - оценочная стоимость заявки на участие в конкурсе, используемая для оценки и сопоставления заявок;Цк - цена контракта, указанная в заявке на участие в конкурсе;Цко - установленная в заявке на участие в конкурсе цена той части товаров, работ, услуг, которую участник размещения заказа предлагает поставить, выполнить, оказать с отклонением от минимальных сроков (периодов), установленных в конкурсной документации;m - удельная величина условных убытков заказчика, в %;N - число периодов (дней, недель, месяцев) отклонения сроков поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, предлагаемых в заявке на участие в конкурсе, от минимальных сроков (периодов), установленных в конкурсной документации;Кнн - коэффициент веса неценовых критериев оценки (если они не применяются, то значение коэффициента равно 0).

Корректировка цены заявки на участие в конкурсе с учетом отклонения сроков (периодов) поставки применяется только в целях сравнения и не оказывает влияния на цену заключаемого контракта.

Оценка с учетом сроков и объемов гарантии качества товара, работ, услуг

Для применения критерия "срок предоставлениягарантии качества товара, работ, услуг" заказчик должен установить вконкурсной документации обязательный срок гарантии качества до двух лет, всоответствии с общепринятой продолжительностью обязательного гарантийногосрока, принятого для данного вида товара, работ, услуг, а также срокдополнительной гарантии и требование о представлении в заявке на участие вконкурсе цен за каждый дополнительный год гарантии качества. При этом объемгарантии качества должен быть идентичен в течение всех лет гарантии - основногои дополнительных.

Для того, чтобы заказчики не злоупотреблялитребованиями по сроку дополнительной гарантии, а участники могли бы довольноточно рассчитать свои цены, предлагается установить предельно возможныйдополнительный срок, который не должен превышать трех лет, при этом по товарамон не может быть дольше срока их службы.

Для применения критерия "объем предоставлениягарантии качества товара, работ, услуг"заказчик должен установить вконкурсной документации обязательный минимальный объем годовой гарантиикачества товара, работы, услуги, в соответствии с общепринятой практикой, атакже перечень возможных дополнительных позиций объема гарантийных обязательствпо качеству. Следует также установить требование о представлении в заявке научастие в конкурсе цен за каждую дополнительную позицию объема гарантийныхобязательств по качеству в течение каждого года, месяца гарантийного периода,включая дополнительные сроки гарантии, если таковые предусмотрены конкурснойдокументацией.

Начальная стоимость контракта при использованиирассматриваемых критериев оценки заявок рассчитывается с учетом оценочной(справочной) стоимости гарантии качества товара, работы, услуги и всехвозможных дополнительных позиций объема гарантийных обязательств по качеству,установленных в конкурсной документации, а также оценки стоимостидополнительного срока гарантии, требующегося заказчику.

До этапа оценки не должны допускаться заявки, несодержащие среди прочего:

  • цены контрактов, включающие стоимость обязательногосрока и объема гарантии качества, указанных в конкурсной документации;
  • предложения по стоимости дополнительного срока гарантиикачества, установленного в конкурсной документации, по годам и дополнительногообъема гарантии качества.

Цены за дополнительные срок и объем гарантии качествабудут являться для заказчика опционом, то есть по его выбору. Он можетзаключить контракт с победителем конкурса по цене продукции с обязательнымсроком и объемом гарантии, а может, если ему позволяет предел, установленныйначальной ценой контракта, и с включением в цену контракта стоимостидополнительного срока или объема гарантии качества.

Оценочная стоимость заявки на участие в конкурсе покритериям срок и объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуграссчитывается по формулеСкз = Цк + Цсг + Цог,
где Скз - оценочная стоимость заявки на участие в конкурсе;Цк - цена контракта, указанная в заявке на участие вконкурсе, с учетом обязательного срока и объема гарантии качества;Цсг - цена дополнительного срока гарантии качества,указанная в заявке на участие в конкурсе;Цог - цена дополнительных позиций гарантийных обязательствпо качеству товара, работы, услуги, указанная в заявке на участие в конкурсе.

При оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсезаказчик вправе последовательно сравнивать оценочную стоимость заявок повышеуказанной формуле по каждому дополнительному году гарантии качества ивыбирать победителя, исходя из лимитов бюджетных средств, выделенных ему наэту закупку. Например, если требовалось указать цену товара и цену двухдополнительных лет гарантии и на конкурс пришли два участника, которыепредложили цены на сам товар по цене, скажем, по 101 и 102 руб. за единицу, астоимость двух дополнительных лет гарантии первый указал 4 и 5, второй - 2 и 3руб. соответственно, то при начальной цене контракта в 105 рублей победитвторой участник с одним дополнительным годом гарантии, потому что если братьвторой дополнительный год, то заказчик "вылезет" из бюджета,установленного начальной ценой.

Контракт может заключаться в пределах начальной цены наусловиях дополнительного срока гарантии или дополнительного объема насоответствующую сумму, указанную в заявке победителя конкурса, получившегопервый номер при ранжировании.

Оценка с учетом качественных и функциональных характеристик (потребительских свойств) предлагаемых товаров, качества услуг, работ

Оценка заявок на участие в конкурсе по такому критериюпроизводится на основе балльного метода путем присуждения баллов за степеньпревышения конкретных функциональных характеристик предлагаемых товаровсоответствующих характеристик, указанных в конкурсной документации (например,мощность двигателя, производительность и т. п.), и/или сравнения качестватоваров, услуг, работ между заявками, допущенными до участия в конкурсе.

Оценка заявок и присуждение имбаллов производится на основании сведений о предлагаемых товарах, работах,услугах, указанных в заявках на участие в конкурсе, включая представленные участниками образцы, если такое требованиесодержалось в конкурсной документации. Использование для оценки других сведенийне допускается.

Присуждение баллов заявкам на участие в конкурсепроизводится с использованием установленной заказчиком в конкурснойдокументации шкалы баллов для каждого критерия или подкритерия, определяющейинтервалы его изменений при сравнительной оценке. При этом следует помнить, чтосумма всех максимально возможных баллов по неценовым методам оценки должнасоставлять 100 баллов.

Присуждение заявкам на участие в конкурсе минимальногоили максимального баллов по подкритерию оценки необязательно. Выставляемыебаллы могут распределяться в пределах между минимальными и максимальнымизначениями в зависимости от индивидуального экспертного мнения члена конкурснойкомиссии. Подсчет баллов производится так же, как и для неценовых методовоценки.

Подкритерии оценки качественных и функциональныххарактеристик (потребительских свойств) предлагаемых товаров, качества услуг,работ могут касаться:

  • достаточности технических средств, трудовых ипроизводственных ресурсов, предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
  • применяемых технологий, методов, способов производстватоваров, методологии и технологии выполнения работ, оказания услуг в частиобеспечения качества производимой продукции;
  • учета потребительских свойств товара (эстетические,эргономические, экологические);
  • сравнения функциональных характеристик товара;
  • организации выполнения работ, оказания услуг;
  • наличия и применяемость при производстве товаров,работ, услуг методов и систем контроля качества товаров, работ, услуг (в т. ч.соответствие требованиям стандартов ISO 9000 и 9001);
  • других параметров, определяющих качество товаров,выполнения работ, услуг.

Оценка с учетом квалификации участников конкурса

Вначале сделаем оговорку, что мы принимаем понятие"квалификация участника" только потому, что так записано в законе.Однако во всех толковых словарях русского языка мы находим, что слово"квалификация" имеет персонифицированный характер, то есть можетбыть применено только к человеку (например, слесарь 1-го разряда). Квалификация- это подтвержденная совокупность индивидуальных способностей,профессиональных умений и знаний, необходимых для выполнения задач наконкретном рабочем месте, а также определенного опыта работы. Юридическое лицоне может само по себе иметь способности, профессиональные умения и навыки. Имиобладают только люди, которые работают в компании и труд которых предлагаетсядля выполнения задачи, требуемой заказчиком. Отсюда вывод, что термин"квалификация участника" может в полном объеме применяться толькотогда, когда участником конкурса будет физическое лицо, которое и будетисполнять задачи, поставленные в техническом задании. Если же участником будетюридическое лицо, то все, чем может быть охарактеризована его квалификация -это его опыт и репутация. Причем опыт работы только как компании, а именно -своевременного и качественного выполнения заключенных компанией контрактов исделок. Квалификация же работников компании является показателем, определяющиможидаемое качество работ, услуг, которые компания собирается выполнять илиоказывать.

В связи с вышеизложенным, для оценки с использованиемкритерия "квалификация участников конкурса" в конкурснойдокументации должен быть предусмотрен конечный перечень требований кучастнику, характеризующий его квалификацию (подкритериев квалификации), суказанием минимального требуемого уровня, которому участник долженсоответствовать (например, опыт успешного выполнения за последние 2 года неменее 3 проектов сопоставимого характера и объема). В целях стимулированияконкуренции при формулировании задаваемых минимальных требований следуетисходить из их выполнимости по меньшей мере тремя потенциальными участниками.

Считаю необходимым устанавливать непропорциональнуюшкалу оценки превышения участником минимальных квалификационных требований.Нужно исходить из того, что компания, обладающая заданной заказчикомминимальной квалификацией, способна выполнить требуемую в контракте задачу, аналичие значительно большего по сравнению с минимально заданным опыта работы невлияет радикально на качество выполняемой работы, услуги. То есть еслиподрядчик построил за последнее время 3 типовых жилых дома с хорошим качеством,то ожидаемое качество его работы при строительстве четвертого дома не будетсильно отличаться от качества работы подрядчика, построившего 20 таких домов.

Таким образом, участники, не соответствующиеустановленному в конкурсной документации минимальному уровню требований поквалификации, признаются не соответствующими требованиям конкурснойдокументации и не допускаются к рассмотрению и оценке. А участники,превышающие минимальные требования к квалификации, могут быть оценены вотношении предыдущего примера следующим образом: минимальный опыт - 1 балл, от4 до 8 объектов - 3 балла, от 8 и выше -5 баллов. Эта шкала оценки должна бытьпрописана в конкурсной документации.

Подкритерии квалификации участников конкурса могуткасаться: опыта работы участника по тематике предмета контрактасопоставимого характера и объема;
профессиональной репутации участника, включая отзывыпредыдущих заказчиков и результаты судебных разбирательств или обжалований.

Оценка заявок на участие в конкурсе по критерию"квалификация" производится на основании сведений об участнике,указанных в заявках на участие в конкурсе с применением балльного метода путемприсуждения баллов участникам по степени сравнения по критериям и подкритериямс параметрами квалификации других участников.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль