Как сделать бухгалтерию зоной, свободной от конфликтов

410
Конфликтные ситуации сопровождают нас всю жизнь. Они мешают нам эффективно работать, отнимают время, портят отношения с людьми, приводят к стрессам. Как бы мы ни относились к конфликтам, как бы ни пытались их избегать, они все равно происходят. Потому что все мы разные, у нас разные ценности и цели, разное видение одних и тех же ситуаций, разное понимание того, что справедливо, а что – нет. Тем не менее в одних коллективах конфликты хоть и возникают, но достаточно легко разрешаются, а в других же отношения постоянно накалены, то и дело происходят взрывы негативных эмоций.

Спрашивая сотрудников организаций, как они относятся ксвоим бухгалтерским службам, я получала разные ответы, большинство из которыхможно свести к основным трем:

  • бухгалтерия как бухгалтерия;
  • место, где всегда уютно, тихои спокойно, а главбух - "мать родная";
  • классический женскийколлектив: "гадючник", стервы они все...

Последнее, как вы понимаете, и есть тот коллектив, вкотором ситуация является чрезвычайно конфликтной.

На любом предприятии источниками конфликта могут быть:

  • организационные недоработки:несвоевременные выплаты зарплаты, недостаток рабочих ресурсов, дублированиефункций либо, наоборот, "разрывы" - зоны неопределеннойответственности;
  • инновации (нововведения),которые всегда влекут за собой стресс, а он, в свою очередь, порождаетконфликтные ситуации;
  • неумение выстроить нормальные рабочие и человеческиеотношения, неумение прислушаться к потребностям оппонентов.

Первые два источника - это, скорее, область компетенциируководства предприятия, а вот последний - тот, в который каждый сотрудникбухгалтерской службы вносит свой позитивный или негативный вклад.

Безусловно, управленческие навыки главного бухгалтера,его умение подобрать сотрудников, его авторитет как лидера являются тойосновой, которая определяет психологический климат в коллективе.

Подбор сотрудников

Начнем с подбора сотрудников. Не секрет, что сегоднянайти хорошего специалиста для бухгалтерии становится все сложнее. И если напериферии еще остаются места, где профессионалу нельзя найти работу сдостойной оплатой, то в крупных городах ощущается явная нехваткаквалифицированных бухгалтеров.

На мой взгляд, подбирая сотрудников, главный бухгалтердолжен не в последнюю, а, напротив, в первую очередь думать о том, сможет линовичок влиться в уже сложившийся коллектив, насколько комфортно самомуглавбуху будет с ним работать.

На каждом тренинге я задаю главбухам вопрос: "Чтовам проще: взять готового специалиста и сделать из него неконфликтного,приятного в общении человека, или взять трудолюбивого, но недостаточноквалифицированного работника и обучить его необходимым областям учета?" И99% участников отвечают, что характер вряд ли переделаешь, а вот научитьтонкостям бухучета можно всегда.

Нужно только, чтобы главбух был готов к этому и выделялвремя на обучение сотрудников, отправлял их на семинары и краткосрочные курсыповышения квалификации. Собственно, одной из функций главного бухгалтера какруководителяподразделения и является обучение и повышение квалификации своих подчиненных.

Авторитет главного бухгалтера

Не секрет, что большинство конфликтов, особенносвязанных непосредственно с рабочим процессом, может быть разрешено приэлементарном вмешательстве главного бухгалтера.

  • Кто должен заполнить эти документы?
  • Чьей обязанностью является данная проводка?
  • Почему операция выполняется так, а не иначе?

Эти и другие вопросы, которые могут приводить к мелкимконфликтам на рабочих местах, входят в компетенцию главбуха: как он скажет -так и будет. И не рядовым сотрудникам решать между собой, прав ли начальник.

Если же вы все-таки хотите доказать, что он не прав,изложите свои предложения письменно, запаситесь ссылками на нормативные акты ивперед - идите общаться лично.

Вообще, вмешательство главбуха (если, конечно, онотактично и грамотно) может разрешать даже межличностные конфликты. Известно,что, если человек пришел на работу в плохом настроении, если у него естькакие-то личные проблемы, то его реакция на самые обычные ситуации может быть невполне адекватной. И здесь поддержка начальника, его теплое слово могутпрекратить конфликт еще на стадии его зарождения. Таким образом, главный бухгалтер, кромевыполнения своих прямых обязанностей, должен быть еще и немножкопсихоаналитиком.

Управленческие навыки

К сожалению, большинство главных бухгалтеров никогда необучались элементарным навыкам управления коллективом. Они изучаютнововведения в методологии бухгалтерского и налогового учета, ходят насеминары по изменениям в законодательстве, читают книги о тонкостях работы спрограммами автоматизации, но вопросы управления коллективами остаются науровне личного опыта. Результатом являются элементарные ошибки в управлении,которые ведут к серьезным конфликтам. Большинство увольнений сотрудниковпо-прежнему связаны с проблемами взаимодействия между рядовым бухгалтером иглавбухом.

Наиболее распространенные причины возникновения такихконфликтов - несовпадение оценки руководителем способностей и качества работыподчиненного, с одной стороны, и его личной самооценки - с другой.

Занижение такой оценки ведет к тому, что сотрудник не может самореализовать­сяв полной мере. У него накапливаются обиды, возникает личная антипатия круководителю, падает мотивация. Причинами занижения могут быть:

  • неумение сотрудника эффективно представлять своюработу;
  • "шлейф" плохой репутации сотрудника;
  • "шлейф" предыдущего конфликта с участиемсотрудника;
  • завышение требований со стороны главбуха с цельюпреднамеренного наказания, что может быть результатом личной антипатиируководителя к сотруднику.

Завышение же оценки сотрудника ведет к неприятию руководителяколлективом и, как следствие, к реальным проблемам в деятельности всейбухгалтерии. Причинами завышения могут быть:

  • неформальное (вне работы) личное общение главбуха и егоподчиненного;
  • психологическая комфортность сотрудника для руководителя(просто лично приятный человек);
  • "шлейф" высокой репутации сотрудника напредыдущем месте работы;
  • умелая самореклама сотрудника;
  • контраст с худшим работником, занимавшим это месторанее.

Выходом из ситуации в том и другом случае может бытьтолько грамотное "распределение наград и наказаний"

Вообще, умение хвалить и ругатьподчиненных является, как это не может показаться странным, одним из важнейших навыковруководителя, ведущим к комфортному и неконфликтному психологическому климатув отделе.

Межличностные конфликты сотрудников

Психологическая несовместимость отдельных сотрудников -самый трудно разрешаемый конфликт в коллективе. Психологи даже полагают, чтоего разрешение в рамках производственного процесса без привлеченияспециалистов (психологов, психоаналитиков) невозможно. Единственным, наиболеедейственным способом является либо увольнение одного из сотрудников, либо максимальновозможное "разведение" их как в пространстве (пересадить в разныепомещения или, если это невозможно, в разные концы рабочей комнаты), так и пофункционалу их деятельности (если они находятся в одной рабочей цепочке - введение между ними в цепочку еще одного сотрудника).

Руководитель должен приложить все усилия, чтобывыяснить не только видимые причины конфликта, но и те, которые сотрудникистараются скрыть от чужих глаз.

Самой распространенной причиной является недостатоккакого-либо ресурса. Например, на бухгалтерию выделили один новый LCD-монитор.В идеале новых мониторов должно быть столько, сколько это реально необходимо.Но так бывает не всегда. Принимая решение о том, кому этот монитор поставить,руководитель не имеет права исходить из личных симпатий. Можно использоватьего в качестве премии, но понимание ее заслуженности должно быть у всех сотрудников(я подчеркиваю, именно у каждого сотрудника) подразделения. Если такогопонимания нет - стоит выбрать несколько наиболее заслуживших или наиболеенуждающихся в новом мониторе сотрудников и разыграть объект вожделения. На"удачу" еще никто не обижался. Хотя зависть возникнуть может всеравно.

Редко бывает так, чтобы разные сотрудники претендовалина ресурс по одинаковым причинам. Один хочет новый монитор, потому что онявляется для него признанием его заслуг, а у другого просто очень устают глаза.Задача руководителя в этом случае, конечно, передать монитор тому, у кого хужеусловия для работы, а "признание заслуг" осуществить как-нибудьпо-другому.

Двое сотрудников претендуют на должность заместителяглавного бухгалтера. Задача руководителя - выяснить, почему каждый из них такстремится занять эту должность. Возможно, одного из них больше привлекаетповышение зарплаты, а другого - карьерный рост. Решение простое -перераспределить между ними обязанности таким образом, чтобы у одного врезультате выросла зарплата, а другой имел формальную запись в трудовой книжке.

Руководитель! Чем лучше вы знаете потребности и приоритеты своихподчиненных, тем легче вам решать конфликты, которые между ними возникают!

Немного об эмоциях

Каждый конфликт сопровождается выбросом отрицательныхэмоций, которые обладают целым рядом неприятных свойств.

Во-первых, они заразные. Стоит кому-то возмутиться, инастроение портится у всех, недовольство подхватывается со всех сторон, толькокто-то его демонстрирует открыто, а кто-то скрывает и переживает внутри себя.

Во-вторых, они резонансные. Если начинается перебранка,то каждое следующее высказывание обычно происходит на все более повышенныхтонах.

В-третьих, они имеют "шлейф" Помните, как втом анекдоте: "ложки нашлись, но осадочек остался...". Осадок отлюбых отрицательных эмоций является тем полем, на котором в будущем отличнопускают свои ростки все новые и новые конфликты.

Умение снимать как собственные, так и чужие отрицательные эмоциипредохранит коллектив от многих конфликтных ситуаций.

Посмотрим внимательно на человека, у которого возниклитакие эмоции, как раздражение, возмущение, обида, негодование... Человекначинает говорить на повышенных тонах. И никакие слова, типа"успокойся", "что ты так нервничаешь", "да нерасстраивайся ты так", его не успокоят. Человек повышает голос потому,что ему кажется, что его не слышат (или его действительно не слышат). Основнаяего потребность в этот момент - донести не только суть своей проблемы, но исвое состояние до оппонента.

Идеальным решением, как это ни странно, будет простосказать ему, что вы его слышите, понимаете его состояние. Абсолютно дословно:

  • Я вижу, что ты возмущена...
  • Я понимаю, что тебя раздражает...
  • Я чувствую, что ты обижена...

Тем самым мы даем понятьчеловеку, что его эмоции не ускользнули от нас.

Первая задача решена. Теперь важно показать, что мыпоняли суть его переживаний, т. е. из-за чего он так "раскипятился"

- Правильно ли я понял, что этоиз-за того, что.   (далее суть проблемы)?

Если вы попали "в точку", то сразу увидите,как негативные эмоции спадают и человек успокаивается.

Наша психика устроена так, что "если эмоцииговорят, то логика спит" Невозможно эффективно обсуждать конфликтнуюситуацию, пока страсти накалены. Только после того, как вы снимите негативныеэмоции, успокоите человека (вышеприведенным способом), можно начинатьобсуждать, как возникший конфликт разрешить. Вы можете предложить различныеварианты выхода из сложившейся ситуации, а если у вас нет решения - можетепообещать, что обязательно подумаете над тем, что можно сделать, чтопосоветуетесь с кем-то. Только не забудьте такое решение обязательнопредложить, иначе в следующий раз, когда конфликт снова всплывет, успокоитьоппонента будет намного сложнее.

Вообще, залогом психологического комфорта в подразделениивсегда будет желание сотрудников этот комфорт поддерживать.

Для этого же нужно "всего ничего": внимание кокружающим тебя людям, попытка понять их потребности, желание посмотреть наситуацию глазами другого человека, умение принять право оппонента на отличнуюот твоей точку зрения.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль