В поисках истины

1385
У каждой стороны, принимающей участие в размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, накопилось множество вопросов по реализации положений Федерального закона от 21.07.05 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗ). В поисках ответов на свои вопросы бюджетные учреждения, поставщики и подрядчики часто сталкиваются с противоречивыми мнениями чиновников по одному и тому же вопросу. Кроме того, реформы проводимые государством сверху, не всегда бывают продуманы и не учитывают конкретную экономическую ситуацию, которая десятилетиями складывалась в ряде регионов, особенно в провинции.

Мы убеждены, что в решении общегосударственных проблем, которые затрагивают интересы учреждений бюджетной сферы, а следовательно, скажутся и на повседневной жизни многих граждан, должны принимать участие все, кому не безразлично укрепление российской государственности. При этом абсолютной истиной не могут обладать ни ответственные государственные чиновники, ни налогоплательщики, то есть бюджетные учреждения, коммерческие организации и рядовые граждане. Оптимальное решение проблем можно найти, только учитывая интересы всех заинтересованных сторон. На некоторые вопросы наших читателей мы попросили ответить эксперт-консультанта учебно-методического центра по государственным закупкам Государственной Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова Елену Александровну Пластинину.

– Создаваемая в настоящее время система государственных закупок ломает привычные, сложившиеся годами производственные связи, привычные устои и порядок ведения бюджетными учреждениями хозяйственной деятельности. К тому же переход на новые условия был достаточно жестким и создал немало трудности в работе учреждений: разорваны связи с традиционными поставщиками, выбор поставщиков и подрядчиков ведется на конкурсной основе членами комиссий, сама процедура размещения заказа достаточно трудоемкая и т. п. Стоило ли ломать копья?

- Прежде всего нужно подчеркнуть, что размещение заказовна конкурсной основе, то есть выбор государством для обеспечения своихпотребностей поставщика, предложившего оптимальные условия, используется снезапамятных времен. Поэтому то, что кажется "новым", - это хорошозабытое старое.

Публичные торги, проводимые с целью обеспечения нужд государства,были известны еще в Древнем Риме. И они уже тогда охватывали весьма широкий круг отношений, включая элементы публичного характера. Примером могутслужить торги по сдаче в аренду городских земель.

В России самый ранний из известных документов огосударственных торгах датирован 7 июля 1654 года. От имени царя Алексея Михайловичабыл объявлен Указ о подрядной цене на доставку в Смоленск муки и сухарей. Заперевоз различных по весу грузов назначалась разная цена, и приглашалисьвозницы, согласные везти груз за такую плату.

Первые российские законодательные акты, послужившиепрообразом правил "публичных" торгов, относятся к эпохе петровскихреформ. В контексте тех преобразований развивалось и взаимодействие государствас промышленниками. Вопросами поставок и продаж занималась Канцелярия подрядныхдел, подчиненная Камер-коллегии, членам которой, кстати, приходилось постояннопомнить об изощренных умах чиновников, искавших возможность под видомсоблюдения государственного интереса соблюсти и свой собственный.

Следующий крупный документ - Регул провиантскогоправления - был утвержден при Елизавете Петровне в 1758 г. Касался он поставокпродовольствия, в основном хлеба. Преимущество при получении заказа на поставкупредоставлялось мелкопоместным дворянам и крестьянам. Этим преследовалась цель - убрать купцов-посредников. В отношении купцов-поставщиков ужесточалисьбюрократические требования: обязательным было предоставление сведений о доходахи капитале, причем было запрещено набирать заказы на сумму, превышающуюстоимость всего своего имущества.

– Получается, что сегодня мы стали свидетелями важного исторического момента, а именно возрождения в нашей стране системы государственных закупок. А конкурсный отбор поставщиков и подрядчиков для нужд государства – это традиция государственного сектора российской экономики, овеянная историей?

- Можно сказать и так. К слову,различные правовые акты в тех или иных сферах государственных закупокпринимались вплоть до событий октября 1917 г. При советской власти системагосзакупок не была распространена широко, поскольку конкуренция в экономикекак таковая была сведена на нет.

А в качестве целостной, стройной системы со своимиправилами, принципами и процедурами выступила американская модель,сформировавшаяся в 70-х годах прошлого столетия, известная как"прокъюремент" и успешно опробованная во многих странах мира.

Поэтому появление системы закупок в России на данномисторическом этапе - это скорее закономерность и объективная необходимость.

– Какие цели преследовало государство при конкурсном отборе поставщиков и подрядчиков?

- Процедура размещениягосударственного и муниципального заказа - это своего рода реакция государствана условия рыночной экономики, когда одна сто­рона (покупатель) желаетмаксимально экономно использовать имеющиеся денежные ресурсы, а другая(продавец) стремится к получению наибольшей выгоды, прибыли. Поэтомуорганизация торгов на конкурсной основе - это некий компромисс междупокупателем, то есть государством, и продавцами, то есть поставщиками иподрядчиками.

Ведь точно так же ведет себя и любой человек,приходящий на рынок для пополнения домашних запасов: сначала обходит все торговыеряды в поисках наименьшей цены на нужный ему товар, а потом уже принимаетрешение, у кого этот товар купить.

При этом одной из главных целей государства является нетолько экономное, но и максимально эффективное использование бюджетных средств.

- Это понятно, ведь согласно народной мудрости - скупой платит дважды. Тем не менее заранее предугадать цену товара, работ или услуг очень сложно. Например, бюджетная заявка на 2007г. формировалась учреждениями в конце 2006 г., а сметы доходов и расходов были утверждены в начале 2007 г. Но за это время цены на многие товары, работы и услуги подросли. Очевидно, что рост цен будет продолжаться и в течение всего отчетного периода. Кроме того, очень часто низкая цена на товар или работы, предлагаемая поставщиками и подрядчиками, не является гарантией их качества. Однако победителем торгов нередко становятся участники, предложившие наиболее дешевый товар. На каком этапе размещения заказа можно сделать вывод о том, что учреждение наиболее эффективно использовало бюджетные средства?

- Традиционно под эффективностьюпонимается достижение наилучшего результата из всех возможных при минимумезатрат. Соответственно, судить об эффективности расходования средств бюджетаможно на стадии полного исполнения государственного или муниципальногоконтракта. При этом следует оценивать и качество выполнения целей и задач,которые были поставлены перед бюджетным учреждением.

В принципе качество и полнота исполнения договорныхобязательств поставщика или подрядчика прямо и непосредственно отражается натом, насколько эффективно и качественно будет осуществляться уставнаядеятельность конкретного бюджетного учреждения.

Например, муниципальное лечебное учреждение оказываетнаселению медицинские услуги. Для реализации уставных целей лечебноеучреждение провело процедуру размещения заказов на поставку лекарственныхсредств и медикаментов. Победителем оказался поставщик, предложившийнаименьшую цену.

В случае, если поставщик дорожит своей репутацией ипоставит учреждению качественный товар, лечебное учреждение сможет оказатькачественные медицинские услуги населению, и с большой долей уверенности можносказать, что бюджетные средства были использованы достаточно эффективно.

Если же поставщик в погоне за сиюминутной прибыльюпоставит некачественный товар, то, как следствие, учреждение станет своегорода заложником недобросовестного поставщика, а медицинские услуги длянаселения не достигнут должного качества.

– Существующие процедуры размещения заказа позволяют выявить недобросовестных поставщиков и подрядчиков. Однако многое зависит и от самого учреждения-заказчика.

- Бесспорно, эти процедурысоздают определенную конкуренцию и среди заказчиков. В конкурентной борьбепобедителем будет тот, кто сумеет правильно организовать финансово-хозяйственнуюдеятельность учреждения.

Сегодня нужно расставаться с идеологией "жизни сколес". Если грамотно продумать процедуру планирования, формированиясметы, работы с поставщиками и т. д., то никаких сложностей с размещениемзаказа у учреждения не будет.

– Вернемся к эффективности использования бюджетных средств. Получается, что установить ее можно только после того, как все средства будут потрачены. Поставщик оказался недобросовестным, но денег уже нет, а в конечном итоге пострадают простые граждане. Не слишком ли дорогая цена у такой эффективности?

- Подобная ситуация была нередкостью в недалеком прошлом. И только сейчас у бюджетных учрежденийпоявились, наконец, инструменты, грамотно используя которые можнозастраховаться от недобросовестности поставщиков и подрядчиков.

Одним из таких инструментов является требованиеобеспечения при подаче заявки на участие в конкурсе. На этом этапе заказчик,требуя обеспечения заявки, устанавливает некий фильтр для организаций, которыеприходят на конкурс с недобросовестными намерениями. Например, когда поставщикнамерен похитить аванс и отказаться от дальнейшего исполнения своихобязательств. Кроме того, это эффективный инструмент борьбы с различного родапредварительными сговорами со стороны поставщиков.

А чтобы быть уверенным в том, что поставщик илиподрядчик выполнит свои обязательства в полном объеме и своевременно, заказчикимеет право требовать обеспечения государственного или муниципальногоконтракта. Напомню, что разновидностями такого обеспечения является банковскаягарантия, залог и страхование ответственности поставщика.

Обеспечение заявки и требование обеспечения контрактадолжно быть предусмотрено в конкурсной документации заказчика.

- К сожалению, пока мало кто из учреждений-заказчиков прописывает в конкурсной документации такие требования. Дело в том, что, выставив подобные условия поставщикам и подрядчикам, заказчик должен будет организовать бюджетный учет средств, поступающих в счет обеспечения, а также принимать меры по контролю за исполнением контракта. А это все довольно хлопотно.

- Что ж, как известно, красотатребует жертв. Использование заказчиком своего законного права на требованиеобеспечения контракта будет залогом добросовестного исполнения поставщиком илиподрядчиком своих обязательств. А это, в свою очередь, будет гарантиейэффективного использования заказчиком выделенных ему бюджетных средств.

– В чем, на Ваш взгляд, особенность российской модели государственных закупок?

- Прежде всего, это ееотносительная молодость. В этом году российская система закупок продукции длягосударственных и муниципальных нужд отметит свою первую круглую дату - 10 лет.

Переломным моментом в воссоздании системы госзаказастал Указ Президента РФ от 08.04.97 № 305 "О первоочередных мерах попредотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организациизакупки продукции для государственных нужд". В этом документе впервые былиочерчены основные процедуры и правила размещения заказов. С его принятиемвсе хозяйственные связи, которые были сформированы в советские времена, началиутрачивать силу. При этом появилась основа для развития честной идобросовестной конкуренции, поскольку открытый конкурс был названпреимущественным способом закупок.

Для российского прокъюремента свойствененреволюционный, а не эволюционный, как в большинстве стран, путь развития. Ведьеще совсем недавно экономика была плановой, распределение ресурсов - государственным,а частный элемент - враждебным, и это продолжалось более 70 лет. Теперь же,вставая на рельсы рыночной экономики и абсолютной конкуренции, государствопредлагает полную самостоятельность субъектам, хозяйствующим на рынкегосзаказа, не уточняя, насколько готова к ней та и другая сторона.

- То есть сегодня для государства самое главное - создать оптимальные условия для здоровой конкуренции, и при этом оно готово пожертвовать частью своей бюджетной сферы?

- Совершенно верно. Учреждения бюджетной сферы - такая жесоставляющая экономики России, как и прочие. Бюджетные учреждения оказываютуслуги в области культуры, науки, образования, медицины и т. п. При этомгосударству, как собственнику и самостоятельному "игроку" на рынке,немаловажно знать, что ему выгоднее: оказывать услуги населению через сетьбюджетных учреждений или заключать договоры на оказание таких услуг скоммерческими структурами. Кроме того, важно понимать: насколько бюджетныеучреждения, а соответственно, и государственный сектор экономики,конкурентоспособны в условиях рынка.

- Сейчас много говорят о том, что процедуры размещения заказов позволяют бороться с коррупционностью чиновников, так ли это?

- Еще один специфический признак российской модели, окотором нельзя не сказать, - это смещение акцентов при провозглашении принциповсистемы государственного заказа. Если в большинстве стран основная цельсистемы закупок - это эффективность, экономичность и рациональность прирасходовании бюджетных средств, то в России на первое место поставленапрозрачность процедур и снижение коррупционных рисков.

В результате принятия Федерального закона № 94-ФЗ быловскрыто немало застарелых проблем, которые прежде не бросались в глаза. Еслипрежде в неэффективной работе бюджетной сферы часто обвиняли государство иглавной причиной называли недофинансирование, то теперь ситуация изменилась. Государствопрактически в полном объеме финансирует учреждения бюджетной сферы, иэффективность их работы во многом зависит от них самих. Нельзя одновременномолиться двум богам: заботиться о благосостоянии государства и думать о личноминтересе за его счет. Между неэффективной работой учреждения, нерациональным инеэкономным использованием бюджетных средств, коррупционностью инекомпетентностью чиновников существует непосредственная связь.

При этом система государственных закупок - хорошийинструмент для выявления таких взаимосвязей. Невозможно последовательнопроводить реформы в бюджетной сфере, если бюджетные учреждения не научатсяадекватно работать в рыночных условиях при жесткой конкуренции.

- Пройдет пара лет, ситуация стабилизируется, и акценты могут сместиться. Заложен ли в нашей системе элемент эластичности, настройки под изменившиеся исторические и экономические реалии?

- На сегодняшний деньзаконодатель по максимуму "закрутил гайки" Как следствие, многие изпредписанных законодателем обязательных действий вызывают недоумение узаказчиков. Но что делать: борьба с коррупцией - дело серьезное.

Повторим еще раз, если заказчики грамотно организуютсвою работу, станут более бережно относиться к бюджетным средствам, то никакихсложностей и недоумения процедуры размещения заказов у них вызывать не будут.

Думаю, что время расставит все точки над i.Если хозяйствующие субъекты (как заказчики, так и поставщики, подрядчики) будутсоблюдать государственные интересы, то с течением времени, может быть, изаконодатель изменит, "облегчит" правила закупок.

– А не получится так, что, создавая систему жесткого контроля сверху, государство получит в итоге неповоротливого монстра?

- К сожалению, сегоднянаибольшую мотивацию у государственных служащих любого ранга вызывает, преждевсего, страх ответственности за незаконные действия. Жесткий государственныйконтроль позволяет отработать механизмы реализации положений законодательства озакупках, довести их до автоматизма, до уровня "рефлекса" соблюдениявсех необходимых процедур и выполнения всех необходимых действий.

Жесткий контроль за расходованием бюджетных средств состороны государства внедрен одновременно как на стадии осуществления расчетов(органы казначейского исполнения бюджета), так и после окончания бюджетногогода (органы финансового контроля). Отметим, что для нашей страны это скорее положительный,нежели отрицательный момент, поскольку традиционно менталитет российскихслужащих ориентирован на то, как обойти закон, а не как его соблюдать. Амногие проблемы, с которыми сталкиваются бюджетные учреждения, находятся внутриих самих, а не заключаются в принятии "плохих" законодательныхактов.

- На подготовительном этапе установленные законом процедуры влекут для заказчиков немалые расходы при очевидной нецелесообразности некоторых действий. Например, публикации извещений и протоколов в печатном издании за плату, хотя все потенциальные участники процедур получают интересующую их информацию с официального сайта, на котором она размещается бесплатно.

- Мы уже отмечали выше, чтосистема госзакупок в России переживает свое становление. И как любойразвивающийся организм, она болеет "детскими болезнями". Поэтомувсем участникам надо просто набраться терпения. Если какие-то элементы системысо временем покажут свою неэффективность и малозначительность, то, думаю,законодатели их отменят.

– Не секрет, что многие должностные лица, занимающиеся вопросами закупок в бюджетных учреждениях, недостаточно серьезно относятся к необходимости грамотного проведения процедур размещения заказов. Как правило, эти обязанности воспринимаются как дополнительная нагрузка, выполняются бессистемно и формально. Приходится отметить и такой факт, как низкий уровень квалификации специалистов в низовых бюджетных учреждениях.

- Многие годы"бюджетники" находились в льготных условиях хозяйствования.Руководителю и ведущим специалистам не требовалось большого объема специальныхзнаний в области финансового, налогового или бюджетного законодательства.Отчасти по этой причине немало организаций были "доведены до ручки"либо оказались заложниками финансовых авантюристов.

В нынешних рыночных условиях руководители иответственные специалисты должны уметь разбираться во многих сложных финансовыхвопросах и грамотно владеть большим объемом специальных знаний. В немалойстепени это позволит им "держать удар" проводимых реформ.

Поэтому не стоит жалеть средств для повышенияквалификации и обучения специалистов. А насколько эффективно будут использованына учебу средства налогоплательщиков, покажет время. Если должностные лица,получив багаж знаний, смогут создать условия для того, чтобы учреждение сталоконкурентоспособным, значит, бюджетные средства были использованы эффективно.Если же приобретаемые знания будут, что называется, "не в коня корм",это будет свидетельствовать о проблемах в руководстве, или, как модноговорить, в менеджменте данного бюджетного учреждения.

В то же время нельзя не отметить, что в бюджетной сфереспрос на высококвалифицированных специалистов в области налогового,финансового и бюджетного права стремительно растет.

- Функциями государственных заказчиков наделены практически все главные распорядители бюджетных средств, то есть министерства и ведомства. И только главные распорядители имеют право представлять интересы государства в роли заказчика. Тем не менее практически все они уполномочили на это нижестоящие учреждения, то есть передоверили получателям бюджетных средств выполнять функции государственного заказчика, хотя по разным причинам низовые учреждения не всегда могут с ними справиться. Это может быть и территориальная обособленность или удаленность от промышленных центров, и нехватка квалифицированных специалистов, и незначительность потребностей учреждения, когда финансовые и трудовые затраты на размещение заказов гораздо выше, чем ожидаемый результат. Так насколько, на Ваш взгляд, оправдана такая передача функций?

- Это была первая реакцияглавных распорядителей на принятие Федерального закона № 94-ФЗ. Поскольку впоследние годы хозяйственным обеспечением своей деятельности бюджетополучателивсегда занимались самостоятельно, то органы государственной власти побоялисьсоздать препятствия в их деятельности, "недонаделив" ихполномочиями. Хотя на сегодняшний день все более очевидна тенденция кцентрализации закупок, которые проводятся главными распорядителями понекоторым видам продукции, и затем уже эта продукция распределяется междуполучателями бюджетных средств.

Можно предположить, что в ближайшее время главные распорядители несколькопересмотрят свое отношение к передаче функций государственного заказчикаполучателям бюджетных средств. Ведь как показывает опыт, централизация закупоки снабжения позволяет экономить значительные бюджетные средства.

А наделение получателя бюджетных средств полномочиямигосзаказчика следует рассматривать индивидуально, учитывая условияхозяйственной деятельности и задачи, поставленные перед учреждением.

- Многие учреждения заключали договоры с поставщиками и подрядчиками, находящимися с ними на одной территории, в пределах одного административного образования. Важным фактором такого "союза" было то, что денежные средства, передаваемые учреждением поставщику в счет оплаты по договору, в виде налоговых поступлений пополняли местный бюджет. В свою очередь, из этого же бюджета финансировалось и само учреждение.
В настоящее время законодательством не предусмотрено каких-либо льгот для поставщиков и подрядчиков, которые расположены с государственным или муниципальным заказчиком на одной территории или в одном административном образовании. Назовем таких поставщиков "местными производителями".
Зачастую в результате размещения заказа победителем становится участник-"варяг", то есть уплачивающий налоги в бюджет другого субъекта или муниципального образования. Заказчик заключает с ним договор, производит оплату, а "варяг", выполняя обязанность налогоплательщика, пополняет бюджет совершенно другого административного образования. В результате местный бюджет лишается "привычных" объемов налоговых поступлений. Какследствие,данному учреждению-заказчику сокращается финансирование. И таких случаев очень много.
Известно, что во многих других странах существуют определенные территориальные преференции для местных производителей. Почему в нашем законодательстве не предусмотрено таких льгот при размещении государственных и муниципальных заказов?

- В настоящее время наше государство сделало выбор впользу "свободного рынка", который, как принято считать, являетсяестественным катализатором развития экономики. Основной закон "свободногорынка" гласит: "выживает сильнейший". Как следствие, всемпредприятиям и организациям различных форм собственности следует либоразвиваться, становиться сильными и конкурентоспособными, либо сворачиватьсвою деятельность.

Наше государство выступает равноправным субъектом средидругих хозяйствующих субъектов. Поэтому оно, как любой другой собственник илигражданин, имеет право выбирать лучший товар, работу или услугу из того, чтопредлагается на рынке. И именно лучшее государство будет использовать дляобеспечения своих нужд, в том числе и для нас с вами.

А для потребителя, будь то бюджетное учреждение илипростой гражданин, важно качество и цена товара, работы или услуги. И ему нестоль важно, на какой территории произведен этот товар, и где платитналоги организация, производящая работы и оказывающая услуги.

Поэтому если местные производители хотят статьпоставщиками государственных или муниципальных заказчиков, то им следуетпредлагать качественный товар по более низким ценам.

- Действительно, местные производители нередко лукавят, обижаясь на заказчиков, если в результате размещения заказа победителем становится "варяг". Ведь соотношения различных видов затрат, формирующих себестоимость товаров, работ и услуг, у местного производителя и производителя-"варяга" не могут быть одинаковыми. А местные производители иной раз могли бы снизить цену, например за счет транспортных расходов.

- Более того, местнымпроизводителям можно посоветовать более активно участвовать в торгах на другихтерриториях, набираться опыта в продвижении сво­его товара на рынке, развиватьмаркетинговые службы.

Известно немало случаев, когда местные производители вдалекой глубинке, например, для ремонта или строительства зданий используютрасценки, которые рассчитываются для аналогичных работ в городах-мегаполисах.Поэтому местным производителям, участвующим в торгах, следует быть честнееперед самим собой и заказчиком.

– А могут ли руководители субъектов РФ и муниципальных образований вводить льготы (преференции) для местных производителей в случае их участия в торгах?

- В части размещениягосударственных и муниципальных заказов - нет.

- Неужели у местных органов власти нет никаких инструментов для поддержки "своих" производителей?

- Полагаю, что такиепроизводители должны развивать свою деятельность не за счет местного бюджета, аза счет снижения себестоимости товаров, повышения производительности труда и т.п., то есть за счет внутренних ресурсов предприятий. Следует привлекать куправлению квалифицированных специалистов, которые могли бы обеспечить нарынке "прорыв" конкретного производителя.

В свою очередь, местные органы власти должны создаватьусловия для здоровой конкуренции местных производителей не только на"собственной" территории, но и за ее пределами. Если торги постоянновыигрывают "варяги", следует проанализировать причины происходящего,ведь по логике вещей организации, которые находятся рядом с заказчиком, должныпредлагать более выгодные условия по цене, срокам поставки и условиямобслуживания. При этом местные производители, используя свое соседство сзаказчиком, могут предлагать, например, более короткие сроки поставки товаров,более ранние сроки начала производства работ и предоставления услуг и т. д.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль