Учетная политика без ошибок

44661
Учетная политика без ошибок
Одним из основных документов, регламентирующих финансовую деятельность учреждения, является учетная политика. Как правильно ее составить, рассмотрим вместе с экспертом.

В ходе контрольных меропри­ятий по исполнению бюджета проверяющие сталкиваются с распространенной проблемой - ошибки в организации учетной политики учреждений. Как вы прокомментируете эту ситуа­цию?

С изменением законодатель­ства и введением в 2011 году новых инструкций по бухгалтерскому (бюджетному) учету и отчетности все учреждения, незави­симо от их типа (казенные, бюджетные, автономные, а также органы государст­венной власти), должны были переутвер­дить учетную политику. Однако в ходе контрольных мероприятий выявилась тенденция, что учреждения недостаточ­но серьезно отнеслись к формированию учетной политики.

В частности, у большинства учрежде­ний в составе учетной политики отсут­ствовало Положение о наличии вну­треннего финансового контроля. Но при внимательном прочтении Инструкции № 157н становится ясно, что требование об формировании и проведении в учре­ждении системы внутреннего контроля обязательно.

Указанная норма закреплена в ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответ­ствии с которой экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фак­тов хозяйственной жизни.

Пунктом 6 Инструкции № 157н опре­делен перечень документов, которые должны утверждаться вместе с учетной политикой. К ним относятся: рабочий план счетов; методы оценки отдельных видов имущества и обязательств; поря­док проведения инвентаризации имуще­ства и обязательств; правила документо­оборота и технологии обработки учетной информации; порядок и сроки передачи первич­ных сводных учетных до­кументов в соответствии с утвержденным графиком документооборота; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством не уста­новлены обязательные формы; порядок организации обеспечения учреждением внутреннего финансового контроля.

Недостаточное знание нормативно-правовой базы и приводит к ошибкам в системе учета и отчетности.

Часто бухгалтерами задается во­прос: обязаны ли все учреждения формировать учетную политику?

Этот вопрос в основном звучит со стороны автономных учреждений, кото­рые сомневаются в том, что они наравне с казенными и бюджетными учреждени­ями должны организовывать учетную по­литику. Обратимся к законодательству. В п. 1 Инструкции №157н перечислены субъекты учета, которые формируют учетную политику. В перечень входят: органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управ­ления государственными внебюджетны­ми фондами, государственные академии наук, государственные, муниципальные учреждения, иные юридические лица, осуществляющие полномочия получа­теля бюджетных средств, финансовые органы и органы федерального казна­чейства.

Обратите внимание на термин «государственные, муниципальные учрежде­ния». К ним относятся все три типа учреждений. А значит, согласно Ин­струкции № 157н они должны в обяза­тельном порядке формировать учетную политику. Пошаговые инструкции по формированию учетной политики бюджетного, автономного и казенного учреждения опубликованы в демо-версии электронной системы "Госфинансы".

Что включает в себя структура учетной политики?

Типовая структура учетной полити­ки включает общие положения, порядок составления и утверждения смет доходов и расходов, план финансово-хозяйствен­ной деятельности, организацию бухгал­терского (бюджетного) учета, порядок и сроки проведения инвентаризации, по­рядок и сроки представления бюджетной и иной отчетности и учетную политику в целях налогообложения.

Обязаны ли все учреждения форми­ровать рабочий план счетов бух­галтерского (бюджетного) учета?

Практика показывает, что ни одно учреждение не применяет весь спектр счетов, утвержденных инструкциями № 162н, № 174н, № 183н. У кого-то нет операций по расчетам по государствен­ному долгу, какое-то учреждение, на­пример, не является администратором доходов или не осуществляет операций по учету межбюджетных трансфертов. Казенные учреждения или органы влас­ти могут не заниматься производством готовой продукции, соответственно не применять счет 109 00. Исходя из этого, делаем вывод, что каждое учреждение должно в обя­зательном порядке разра­ботать свой рабочий план счетов учета.

При разработке рабочего плана сче­тов необходимо учесть ряд положений. Например, казенные учреждения ис­пользуют бюджетную классификацию Российской Федерации. Поэтому будет правильно прописать КБК, КДБ (код до­ходов бюджета), КРБ (код расходов бюд­жета), соответствующие операциям коды КОСГУ (доходов или расходов), не забы­вая о порядке включения кода бюджет­ной классификации при формировании номера счета бюджетного учета.

Бухгалтерская проводка выстраива­ется исходя из рабочего плана счетов. Насколько грамотно эта проводка будет отражена в главной книге, настолько пра­вильно впоследствии будет составлена и отчетность учреждения.

Инструменты МЦФЭР-Госфинансы для комплексного решения по формированию учетной политики:

Электронная система Госфинансы: В демо-версии системы "Госфинансы" опубликованы разъяснения, практические примеры, а также пошаговые инструкции по порядку формирования учетной политики бюджетных, автономных и казенных учреждений.
Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×