Использование бюджетных средств

9546
Продолжаем знакомить читателей с новыми нормативными правовыми документами бюджетного законодательства РФ, регулирующими деятельность бюджетных учреждений в 2007 г.

О нецелевом использовании средств

При исполнении бюджета случаются ситуации, когдабюджетное учреждение вынуждено осуществить за счет средств, полученных в кассуна определенные цели (например, выплату заработной платы), другие хозяйственныерасходы (например, срочный ремонт). Многие контрольные органы квалифицируют всвоих актах данный расход как нецелевое использование бюджетных средств.

Рассмотрим, какие для этого существуют правовыеоснования .

В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ (далее- БК РФ) под нецелевым использованием бюджетных средств понимается ихиспользование на цели, не соответствующие условиям их получения, определеннымутвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетныхассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием.

Исходя из данной нормы, осуществление бюджетнымиучреждениями вышеуказанных операций не подпадает под понятие "нецелевоеиспользование средств", если выплата осуществляется в пределах доведенныхв установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и в соответствии сосметой доходов и расходов.

Вместе с тем согласно Положению об особенностяхрасчетно-кассового обслуживания подразделениями расчетной сети банка России икредитными органи­зациями (филиалами) счетов органов федерального казначействаМинфина России в условиях открытия главными распорядителями, распорядителями иполучателями бюджетных средств лицевых счетов в органах Федерального казначействаМинфина России, утвержденному Центральным банком РФ и Минфином России от 20.05.04 № 257-П/46н (далее -Положение)*,бюджетополучатели, лицевые счета которых открыты в органах Федеральногоказначейства, вправе получать и использовать наличные денежные средства нацели, предусмотренные законодательством РФ, в соответствии с требованиями,установленными данным Положением и нормативными актами ЦБ РФ.

Пунктом 9 Положения установлено, что назначение получаемыхналичных денежных средств указывается получателем бюджетных средств наоборотной стороне денежного чека. Порядком ведения кассовых операций вРоссийской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центральногобанка РФ от 22.09.93 № 40, также устанавливается, что наличные деньги,полученные в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.

Таким образом, действия бюджетного учреждения,осуществляющего срочный хозяйственный ремонт за счет средств, полученных вкассу учреждения на выплату заработной платы (не превышая при этом лимитыбюджетных обязательств, необходимые для осуществления хозяйственных расходов),приводят к нарушению порядка работы с денежной наличностью и порядка ведениякассовых операций, за которое согласно ст. 15.1 Кодекса РФ об административныхправонарушениях предусматривается наложение административного штрафа надолжностных лиц, а вовсе не к нецелевому использованию бюджетных средств.

Минфин России письмом от 02.11.06 № 10-5-3/4361,действуя в рамках своих полномочий по нормативному регулированию в областибюджетной политики, разъяснил Федеральной службе финансово-бюджетного надзора,Федеральному казначейству и всем главным распорядителям средств федеральногобюджета вопрос отнесения отдельных расходов бюджета, осуществляемых федеральнымиучреждениями за счет средств, полученных в кассу учреждения, к нецелевомуиспользованию средств федерального бюджета.

Как следует из этого письма, осуществление такихкассовых операций получателями средств федерального бюджета не подпадает подпонятие "нецелевое использование", если производится в пределахдоведенных до них в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и всоответствии со сметой доходов и расходов, так как не нарушает требования ст.289 БК РФ.

Вместе с тем указанные операции подпадают под нарушениедругих нормативных актов, устанавливающих порядок работы с денежнойналичностью, в частности о том, что бюджетные учреждения вправе получать ииспользовать наличные денежные средства на цели, предусмотренные законодательствомРФ, в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами БанкаРоссии и Минфина России**, и согласност. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за указанные действияпредусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц.

* Советом директоров Банка Россиии Минфином России утверждено новое совместное положение, которое в настоящеевремя находится на регистрации в Минюсте России, но в нем указанная нормасохранилась.

** Пункт 9 Положения обособенностях расчетно-кассового обслуживания подразделениями расчетной сетиБанка России и кредитными организациями (филиалами) счетов органов Федеральногоказначейства Минфина России в условиях открытия главными распорядителями,распорядителями и получателями бюджетных средств лицевых счетов в органах Федеральногоказначейства Минфина России, утвержденного Центральным банком РФ и МинфиномРоссии от 20.05.04 № 257-П/46н.
Порядок ведения кассовыхопераций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоровЦентрального банка РФ от 22.09.93 № 40.

Какие выводы можно сделать из вышеизложенного?

Главное условие, которое должно быть соблюденобюджетным учреждением при принятии решения произвести расход за счет наличныхденежных средств, полученных в кассу на другие цели, - это наличие необходимыхдля проведения "нецелевых" расходов лимитов бюджетных обязательств иобъема финансирования расходов.

При этом напоминаем, что в соответствии с п. 19 Порядкаисполнения сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2007 г. и внесенияизменений в нее, утвержденного приказом Минфина России от 08.12.06 № 163н,финансирование расходов федерального бюджета осуществляется в 2007 г. главнымираспорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета в соответствиис квартальными предельными объемами финансирования расходов в разрезе разделов,подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РоссийскойФедерации.

То есть руководителю бюджетного учрежденияпредоставлена самостоятельность при принятии решения, на какие расходынаправить в первую очередь доведенный квартальный укрупненный объемфинансирования в пределах доведенных годовых лимитов бюджетных обязательств.

Ну и, разумеется, совершать такие операции можно тольков случае крайней необходимости, потому что они также являются нарушением, засовершение которого предусмотрена административная мера наказания (ст. 15.1КоАПП).

Данное разъяснение Минфина России доведено письмомФедерального казначейства от 13.11.06 № 42-7.1-15/5.1-435 до всех УправленийФедерального казначейства по субъектам Российской Федерации, и каждоебюджетное учреждение может ознакомиться с ним, так как в соответствии с п. 82Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначействаМинфина России лицевых счетов для учета операций по исполнению расходовфедерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.02 № 142н(далее - Инструкция № 142н), органы Федерального казначейства обязаны доводитьдо распорядителей и получателей бюджетных средств информацию о нормативныхдокументах, регулирующих порядок исполнения и учета операций со средствамибюджета.

О дебиторской задолженности

Также необоснованно квалифицировать как нецелевое использованиебюджетных средств и факт выявленной при проверках дебиторской задолженностибюджетных учреждений. Разъяснение по данному вопросу содержится в письмеМинфина России от 20.08.03 № 03-01-01/15-245.

Получатель бюджетных средств вправе осуществить выплатуаванса (предварительной оплаты) за поставку продукции (работ, услуг) впределах лимитов бюд­жетных обязательств на условиях и в размере, определенномзаконодательством РФ в соответствии с договорами, заключенными в установленномпорядке. Таким образом, указанная выплата за поставленные товары (работы,услуги), поставка которых будет осуществлена в следующем финансовом году, неподпадает под определение понятия "нецелевое использование бюджетныхсредств"

Вместе с тем необходимо обратить внимание, чтоограничение по авансированию за счет средств бюджета подлежит соблюдению приисполнении федеральным учреждением любого контракта или договора, подлежащегооплате за счет средств федерального бюджета.

Ограничение размера авансовых платежей устанавливаетсяне в первый раз. Такая норма присутствовала в постановлениях Правительства РФи от 28.02.02 № 137, и от 10.02.03 № 85, вызывая неизменно горячие споры инеоднозначные толкования.

Доводы недовольных аргументированы нормами гражданскогозаконодательства РФ, предусматривающими возможность авансовых платежей привыполнении работ (услуг) и поставке товаров, в соответствии с условиямизаключенных договоров. Учитывая, что получатели средств федерального бюджета,выступая стороной по договору, являются участниками не только бюджетногопроцесса, но и гражданских правоотношений, напрашивается вывод, что ограничениедля них размера выплаты авансового платежа ставит в неравные условия субъектовгражданского оборота.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что гражданскоезаконодательство РФ определяет договорные и иные обязательства, а также другиесвязанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве,автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

В отношении бюджетных учреждений законодательство РФ, впервую очередь в контексте БК РФ, проводит принцип строгой специальной правоспособности,определяемой конкретными целями, для достижения которых они созданы.

Рассмотрим, в частности, вопрос имущественнойответственности бюджетного учреждения. В соответствии со ст. 56 Гражданскогокодекса РФ (далее - ГК РФ) юридическое лицо отвечает по своим обязательствамвсем принадлежащим ему имуществом. Единственным исключением из этого принципаявляется ограниченная ответственность учреждения, финансируемого собственникомзакрепленного за учреждением имущества (т. е. его учредителем).

На основании п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает посвоим обязательствам теми денежными средствами, которые находятся в его распоряжении.Особенность ответственности бюджетного учреждения состоит в том, что принедостаточности денежных средств по его обязательствам возникает субсидиарная(дополнительная) ответственность собственника, создавшего федеральноеучреждение, то есть Российской Федерации. Отвечая совместно с учреждением поего долгам, собственник имеет право ограничить правоспособность учреждения.

Таким образом, когда стороной по договору на поставкутоваров (работ, услуг) является получатель средств федерального бюджета, необходиморуководствоваться нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетныеправоотношения, ответственность за соблюдение которых возлагается наруководителя бюджетного учреждения.

Что касается норм, регулирующих в 2007 г. вопросыавансирования, следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 115 Федеральногозакона "О федеральном бюджете на 2007 год" впервые на уровне законао бюджете устанавливаются предельные размеры авансовых платежей, которыеполучатель средств федерального бюджета вправе включить в договора(государственные контракты), подлежащие оплате за счет средств федеральногобюджета.

Указанной статьей предусматривается, что получательсредств федерального бюджета при заключении договоров (государственныхконтрактов) на поставку товаров (работ, услуг) вправе предусматривать авансовыеплатежи:

  • в размере 100% суммы договора (контракта) - подоговорам (контрактам) о предоставлении услуг связи, о подписке на печатныеиздания и об их приобретении, об обучении на курсах повышения квалификации, оприобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским ипригородным транспортом, путевок на санаторно-курортное лечение, по договорамобязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортныхсредств, а также по договорам, подлежащим оплате за счет средств, полученных отпредпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • в размере 30% суммы договора (контракта), если иное непредусмотрено законодательством РФ, - по остальным договорам (контрактам).

Учитывая изложенное, неправомерно квалифицироватьвыявленную при проверках получателей бюджетных средств дебиторскуюзадолженность при направлении средств на цели, соответствующие условиям ихполучения, в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств всоответствии с ведомственной, функциональной и экономической классификациямирасходов бюджетов РФ как нецелевое использование средств федерального бюджета,если ими не нарушены установленные бюджетным законодательством РоссийскойФедерации предельные размеры авансирования за счет средств федерального бюджета.

Вместе с тем Минфин России обратил внимание нанеобходимость проведения разъяснительной работы среди получателей средствфедерального бюджета, направленной на ограничение в осуществлении авансовыхплатежей по расходам и недопущение необоснованного образования кредиторской идебиторской задолженности.

При этом согласно ст. 282 БК РФ, помимо изъятиябюджетных средств, к нарушителям бюджетного законодательства РФ может бытьприменена мера в виде предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетногопроцесса.

В отношении возникшей в прошлые года и выявленной внастоящее время переплаты (например, по заработной плате, командировочным и т.д.): если данная переплата произведена в пределах, доведенных до него всоответствующие годы в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств и всоответствии со сметой доходов и расходов, то указанные расходы также неотносятся к нецелевому использованию бюджетных средств.

Средства, внесенные сотрудниками получателя средствфедерального бюджета в кассу должны быть перечислены в федеральный бюджет наосновании платежного поручения получателя средств федерального бюджета каксуммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет, поступившей на лицевойсчет получателя средств, в соответствии с п. 51 Инструкции № 142н.

Сумма возврата дебиторской задолженности прошлых летдолжна быть перечислена получателем средств федерального бюджета на счетУправления Федерального казначейства по субъекту РФ, открытый в учрежденииБанка России на балансовом счете № 40101 "Доходы, распределяемые органамиФедерального казначейства между уровнями бюджетной системы РоссийскойФедерации", с указанием в поле 104 платежного поручения кода классификациидоходов бюджетов РФ - 000 1 13 01000 00 0000 130 "Доходы от оказания услугили компенсации затрат государства".

Об учете бюджетных обязательств

Статьей 115 Федерального закона "О федеральномбюджете на 2007 год" устанавливается обязанность получателя средствфедерального бюджета принимать бюджетные обязательства в пределах доведенныхему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых инеисполненных на начало года обязательств.

Традиционно в данной статье федеральными законами обюджете на очередной финансовый год устанавливалась норма об учете органамиФедерального казначейства бюджетных обязательств, вытекающих из договоров(контрактов) по оплате коммунальных услуг и договоров аренды.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год" не предусмотрены полномочия территориальных органов Федерального казначейства по учету обязательств по аренде имущества и коммунальным услугам, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета.

Соответственно, представление получателями средств федерального бюджета в органы Федерального казначейства указанных договоров (государственных контрактов) в соответствии с Порядком учета территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.07.99 № 806, и Правилами учета территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, утвержденными приказом Минфина России от 13.08.99 № 55н, в 2007 г. не требуется.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×