Проведение операций со средствами федерального бюджета

1363
Продолжаем начатую в прошлом номере публикацию разъяснений положений действующего бюджетного законодательства, которые касаются правомерности проведения организациями тех или иных платежей.

Оплата по счету

Возможность оплаты по счетам за поставленные товары,оказанные услуги и выполненные работы изложена в разъяснениях Минфина Россииот 18.03.03 № 03­01-01/12-78 и Федерального казначейства от 30.03.05 №42-7.1-01/5.1-68.

Согласно ст. 225 БК РФ получатели бюджетных средствимеют право принять денежные обязательства по осуществлению расходов, составивнеобходимые платежные и иные документы, в пределах доведенных до них лимитовбюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. А в соответствии со ст. 250БК РФ принятие денежных обязательств осуществляется путем заключенияполучателем бюджетных средств и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров(контрактов) в соответствии с законодательством РФ.

Пунктом 56 Инструкции о порядке открытия и веденияорганами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций поисполнению расходов фе­дерального бюджета, утвержденной приказом Минфина Россииот 31.12.02 № 142н (далее - Инструкция № 142н) установлено, что при оплатеденежных обязательств получатель средств представляет в орган Федеральногоказначейства договор на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг идокументы, подтверждающие возникновение у получателя средств денежных обязательствпо оплате за поставленные товары (накладная, акт приема-передачи), выполненныеработы и оказанные услуги (акт выполненных работ, счет).

Порядок заключения договоров регламентированГражданским кодексом РФ. В соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ договор вписьменной форме может быть заключен путем составления одного документа,подписанного сторонами, а также путем обмена документами (например, счет).

Статьей 432 ГК РФ установлено, что договор заключаетсяпосредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторони ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Счет, выставленныйорганизацией-поставщиком в адрес заказчика и платежное поручение заказчика наоплату данного счета с гражданско-правовой точки зрения также представляютсобой оферту-акцепт, то есть договор.

При этом авансирование поставки товаров, выполненияработ и оказания услуг в соответствии с законодательством РФ производитсяполучателем средств согласно условиям договора. Допустимый размер авансовогоплатежа, который получатель средств вправе предусматривать при заключениидоговоров (контрактов), подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета,был установлен на 2006 г. постановлением Правительства РФ от 22.02.06 № 101 «Омерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006год"».

Статья 487 ГК РФ предусматривает обязанность покупателяоплатить товар полностью или частично до передачи продавцом товара(предварительная оплата) в случаях, когда это установлено договоромкупли-продажи (в данном случае - счете). А статья 711 ГК РФ определяет правоподрядчика требовать выплаты ему аванса только в случаях и в размере, указанныхв законодательном акте, в частности, в постановлениях правительства илидоговоре подряда.

Следовательно, выплата аванса (предварительная оплата)возможна только при наличии данного условия в договоре (счете). При закупкетоваров через сеть розничной торговли в счете необходимо указать условияоплаты, в т. ч. и размер предварительной оплаты, и срок поставки товара(количество дней). Согласно Положению о безналичных расчетах в РоссийскойФедерации, утвержденному ЦБ РФ 03.10.02 № 2-П, при акцепте срок поставкитовара установлен в течение пяти рабочих дней. Таким образом, оплата товаровпо безналичному расчету возможна на основании счета при соблюдениивышеперечисленных условий.

Вступивший в силу с 1 января 2006 г. Федеральный законот 21.07.05 № 94-ФЗ (далее - Закон № 94-ФЗ) регулирует отношения, связанные сразмещением заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг длягосударственных или муниципальных нужд, в сумме, не превышающей установленныйЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерациимежду юридическими лицами по одной сделке, который на сегодняшний день всоответствии с письмом ЦБ РФ от 14.11.01 № 1050-У установлен в сумме 60 тыс.руб. Соответственно и оплата получателями средств федерального бюджета денежныхобязательств за поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, вытекающихиз счетов, заключенных в форме договоров, может осуществляться на сумму неболее 60 тыс. руб.

В статье 64 Закона № 94-ФЗ указано, что он применяетсялишь к отношениям, возникшим после его вступления в силу. К денежнымобязательствам, принятым бюджетополучателем по договорам, заключенным до01.01.06, срок действия которых распространяется на 2006 г., требования Законане применяются.

Данное положение вступает в противоречие с действующейст. 71 БК РФ, которой установлено, что все закупки товаров, работ и услуг, вт. ч. и на обеспечение нормального функционирования бюджетного учреждения, насумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда (200 тыс. руб.) должныосуществляться исключительно на основе государственных контрактов. Получается,что при закупке на сумму до 200 тыс. руб. заключение контрактов не требуется,что дает возможность федеральным бюджетным учреждениям выполнятьподобные операции и в судебном порядке доказывать правомерность своихдействий.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ бюджетное учреждениедолжно использовать закрепленное за ним имущество в соответствии с целями своейдеятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Собственникомсредств федерального бюджета является государство. Задания собственника формируютсябюджетной росписью Минфина России и доводятся до получателей средствфедерального бюджета в виде лимитов бюджетных обязательств, в которых целевоеназначение средств определяется главными распорядителями средств федеральногобюджета, несущими субсидиарную ответственность за деятельностьюподведомственных им учреждений.

Согласно ст. 70 БК РФ бюджетные учреждения вправерасходовать бюджетные средства на оплату товаров, работ и услуг в соответствиис утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальныхконтрактов:

  • на оплату труда, в соответствии с заключеннымитрудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платысоответствующих категорий работников;
  • на выплату командировочных расходов;
  • на осуществление иных компенсационных выплат работникамв соответствии с законодательством РФ.

Все остальные расходы, включая закупку канцелярскихтоваров, мебели, оргтехники, оплату услуг по аренде помещений, поавтотранспорту, ремонтным работам и т. д., относятся к государственным илимуниципальным нуждам. Следовательно, размещение подобных заказов должноосуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Следует отметить, что Законом № 94-ФЗ не предусмотренконтроль со стороны органов Федерального казначейства за соблюдением требованийзаконодательства РФ о размещении государственных заказов, и они не несутответственности за оплату денежных обязательств федеральных учреждений погосударственным контрактам, размещенным с нарушением положений Закона.

Что касается вопроса отнесения счета-фактуры кдокументам, подтверждающим возникновение денежных обязательств по оплате запоставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, напомним чторасчеты между получателем средств федерального бюджета и поставщиками товаров,исполнителями работ и услуг производятся на основании договоров, заключенных влюбой предусмотренной для совершения сделок форме, согласно первому абзацу п.56 Инструкции № 142н, который определяет перечень документов, представляемыхполучателем средств в орган Федерального казначейства в качестве основанияплатежа.

Документами, подтверждающими возникновение у получателясредств денежных обязательств по оплате, являются:

  • за поставленные товары - накладная или актприемки-передачи товарно-материальных ценностей;
  • за выполненные работы, оказанные услуги - актвыполненных работ или счет, либо счет-фактура, учитывая, что счет-фактураявляется первичным документом, подтверждающим факт поставки товара, оказанияуслуг, и служит основанием для принятия и отражения в бухгалтерском учете произведенныхрасходов.

Таким образом, представляется возможным предоставлять ворганы Федерального казначейства счет-фактуру в качестве документа,подтверждающего возникновение у бюджетополучателей денежных обязательств пооплате за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Командировочные расходы

Еще один из актуальных вопросов - возможностьперечисления средств на возмещение собственных средств подотчетного лица,израсходованных без предварительного получения средств в подотчет.

Перечисление денежных средств на пластиковые картыфизических лиц - сотрудников бюджетных учреждений в подотчет накомандировочные расходы с последующим составлением подотчетными лицамиавансовых отчетов о фактически произведенных расходах и с возмещением суммперерасхода по ранее полученным в подотчет денежным средствам возможно.Перечисление же средств в виде возмещения собственных средств подотчетноголица, израсходованных без предварительного получения средств в подотчет,действующими инструкциями не предусмотрено.

В перечне документов, указанных в п. 56 Инструкции№142н и представляемых бюджетополучателями при оплате денежных обязательств запоставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (акт выполненныхработ, счет, накладная, акт приема-передачи), авансовый отчет подотчетноголица о фактически произведенных командировочных расходах отсутствует.

При этом согласно Инструкции по бюджетному учету,утвержденной приказом Минфина России от 10.02.06 № 25н, расчеты на счете 020800000"Расчеты с подотчетными лицами" производятся по выдаваемымсотрудникам авансам. Возмещение расходов, если подотчетные лица израсходовалисобственные средства, Инструкцией не предусмотрено. Следовательно, отсутствуютоснования для исполнения платежных поручений на перечисление денежных средствна пластиковые карты сотрудников бюджетных учреждений в виде компенсации зафактически произведенные ими расходы.

Взыскание административных штрафов

Получатели средств федерального бюджета, являющиесяюридическими лицами, в соответствии со ст. 49 ГК РФ имеют гражданские права,соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительныхдокументах, и исполняют связанные с этой деятельностью обязанности, то естьявляются правоспособными лицами и могут при определенных обстоятельствахявляться субъектами административной и иной ответственности.

Вместе с тем ст. 120 ГК РФ установлено, что учреждение,в отличие от юридического лица иной организационной правовой формы, отвечаетпо своим обязательствам лишь находящимися в его распоряжении денежнымисредствами, что, в частности, обусловливает невозможность обращения взысканияна имущество учреждения, закрепленное за ним на праве оперативного управления.

Таким образом, при применении к федеральным бюджетнымучреждениям мер ответственности, предусматривающих взыскание с них денежныхсредств, реализация такой ответственности будет напрямую связана с совершениемрасходов федерального бюджета. Это имеет особое значение, учитывая особенностибюджетного законодательства.

Согласно ст. 251 БК РФ органы Федерального казначействасовершают расходование средств федерального бюджета после проверкисоответствия платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов,требованиям Кодекса, а также утвержденным сметам доходов и расходов бюджетныхучреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.

Процедуры санкционирования расходов, в соответствии сост. 247 БК РФ, применяются для того, чтобы исключить финансирование расходов исовершение платежей, не предусмотренных законом о федеральном бюджете или необеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований федеральногобюджета.

В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности ицелевого характера бюджетных средств, который означает, что они выделяются враспоряжение конкретных получателей с обозначением направления их нафинансирование конкретных целей. И любые действия, приводящие к нарушениюадресности либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете привыделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетногозаконодательства РФ.

При этом ст. 239 БК РФ установлен иммунитет бюджетовбюджетной системы РФ, представляющий собой правовой режим, при которомобращение взыскания на средства бюджетов осуществляется только на основаниисудебных актов в соответствии с гл. 241 БК РФ.

Пунктом 1 ст. 2421 БК РФ установлено, чтоисполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетовбюджетной системы РФ производится только на основании исполнительных листов исудебных приказов с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ.

Таким образом, если для исполнения в территориальныеорганы Федерального казначейства по г. Москве предъявлены документы,предусматривающие обращение взыскания на средства федерального бюджета, но неявляющиеся исполнительным листом или судебным приказом, выданным на основаниисоответствующего судебного акта, в т. ч. документы, предусматривающиевзыскание с бюджетных учреждений административных штрафов, пени и штрафов занарушение налогового законодательства и т. д., то эти документы исполнению неподлежат в силу установленного ст. 239 БК РФ иммунитета бюджетов.

Однако это не означает, что в отношении бюджетныхучреждений не могут быть применены и реализованы меры административной ответственности,предусматривающие обращение взыскания на средства федерального бюджета.

Отражение кассовых расходов по кодам экономической классификации при закупке компьютеров

Среди часто встречающихся проблем при проведенииплатежей с лицевых счетов внимания заслуживает отнесение кассовых расходов призакупке компьютеров в сборке или по отдельности (монитор, системный блок,принтер и т. д.) по кодам экономической классификации.

В соответствии с п. 13 Инструкции по бюджетному учету,утвержденной приказом Минфина России от 10.02.06 № 25н, изменениепервоначальной стоимости объектов основных средств допускается в случаях ихмодернизации.

Замену приспособлений и принадлежностей (например,монитора, системного блока, перезаписывающего привода DVDи т. п.), выполняющих свои функции только в составе комплекса, а несамостоятельно, нельзя считать модернизацией объектов основных средств. Такиеоперации следует рассматривать как использование прочих материалов приосуществлении текущего (капитального) ремонта основных средств. Следовательно,расходы по приобретению отдельных запасных частей к компьютеру независимо отих стоимости и причины приобретения (т. е. для последующей сборки в компьютер или для заменыотдельных деталей) подлежат отражению по ст. 340 "Увеличение стоимостиматериальных запасов" экономической классификации расходов бюджетов РФ.Порядок отражения операций по замене составляющих и комплектующих частейобъектов основных средств на счетах бюджетного учета изложен в письмеФедерального казначейства от 27.06.06 № 42-7.1-15/2.2-265.

Расходы по приобретению мониторов, принтеров, которыечислятся в бюджетном учете в составе основных средств как отдельные объекты,относятся по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств"экономической классификации. При их замене стоимость старых объектовсписывается.

Исходя из положений приказа Минфина России от 21.12.05№ 152н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетнойклассификации Российской Федерации" и с учетом писем Минфина России от01.04.05 № 02-14-10/607 и от 07.07.05 № 02-14-10/0291:

  • расходы по оплате услуг по техническому обслуживанию иремонту персональных компьютеров, серверов, принтеров, сетевого и телекоммуникационногооборудования, оборудования систем инженерного обеспече­ния: структурированныхкабельных систем, информационных подсистем, подсистем безопасности, подсистемэнергообеспечения, кондиционирования и вентиляции технологических помещенийотносятся на статью экономической классификации 225 "Услуги по содержаниюимущества";
  • расходы по оплате договоров на сопровождение и внедрениепрограммных продуктов; оплата приобретения лицензированных копий правовыхсистем, антивирусных программ и другого программного обеспечения; проведениеаттестации объектов информатизации, обрабатывающих информацию ограниченногодоступа в соответствии с нормативными документами; проведение специальныхпроверок и специальных исследова­ний оборудования функционирующего впомещениях, где обрабатывается информация с ограниченным доступом, относятся настатью экономической классификации 226 "Прочие услуги";
  • расходы по оплате приобретения персональныхкомпьютеров, серверов, принтеров, телекоммуникационного оборудования,оборудования систем инженерного обеспечения: структурированных кабельныхсистем, информационных подсистем, подсистем безопасности, подсистемэнергообеспечения, кондиционирования и вентиляции технологических помещений,прочих переферийных устройств к персональным компьютерам, а также приобретениелицензированных аппаратно-программных, программных и аппаратных средств дляобеспечения безопасности информации, циркулирующей по каналам связи и локальнымвычислительным сетям организации и закупку специальных средств защиты;приобретение оборудования относятся на статью экономической классификации 310"Увеличение стоимости основных средств";
  • расходы на приобретение запасных частей ко всем видамперсональных компьютеров, серверов, принтеров, сетевого и телекоммуникационногооборудования; приобретение расходных материалов, оборудования системинженерного обеспечения: структурированных кабельных систем, информационныхподсистем, подсистем безопасности, подсистем энергообеспечения,кондиционирования и вентиляции технологических помещений относятся на статьюэкономической классификации 340 "Увеличение стоимости материальныхзапасов"
Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать



    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль