SWOT-анализ – отправная точка планирования

2000
 Окушко Н.Б.
Преподаватель-консультант Сибирского фонда развития менеджмента социальной сферы и страхования
В настоящее время бюджетные и автономные учреждения работают в условиях конкуренции как за бюджетные средства, так и за возможность оказания дополнительных услуг. Чтобы обеспечить развитие учреждения, его руководству необходимо применять технологии регулярного менеджмента. Отправной точкой в этом процессе служит анализ текущего положения (SWOT-анализ). Расскажем, в каких направлениях он проводится и почему важно не пренебрегать им.

Зачем нужен SWOT-анализ?

Анализ текущего положения (SWOT-анализ) должен выявить:
S (strengths) – сильные стороны учреждения, способы их усиления и возможности использования;
W (weaknesses) – слабые моменты в работе учреждения, которые необходимо преодолеть для успешной работы в будущем;
O (opportunities) – возможности развития;
T (thrоats) – ограничения и проблемы, с которыми может встретиться учреждение в процессе достижения намеченных целей.

Сильные и слабые стороны деятельности учреждения анализируются в следующих направлениях.

1. Оказываемые услуги:

  • виды, стоимость, спрос;
  • уникальность, место реализации, качество, доступность;
  • сервис, работа с потребителями.

2. Кадры: наличие, квалификация, текучесть, готовность и внедрение новых профессиональных и организационных технологий.

3. Материально-техническая база: износ, новое оборудование.

4. Финансовое положение: источники дохода, методы финансирования, расходы, долги.

Возможности и проблемы анализируются в следующих направлениях.

1. Возможные потребители. По итогам могут приниматься решения об удержании имеющихся потребителей; расширении потребителей за счет увеличения номенклатуры услуг, рекламы и др.

2. Конкуренты. Сравнение осуществляется по номенклатуре, стоимости, качеству, доступности, месту реализации, сервису.

3. Внедрение новых профессиональных технологий (например, медицинских, образовательных).

4. Внедрение новых организационных технологий.

При планировании деятельности крупного учреждения полезно выполнить SWOT-анализ по всем его подразделениям. Он должен быть объективным. Не нужно скрывать имеющиеся недостатки и слабые места или преуменьшать сильные стороны.

Рассмотрим отдельные элементы SWOT-анализа подробнее.

Предоставляемые услуги

Прежде всего необходимо определить, какие услуги оказывает учреждение, насколько они соответствуют его целям и целям его подразделений, какие услуги являются или могут стать более привлекательными для потребителей.

Важно понимать, что оплата осуществляется не просто за оказываемую услугу, а за определенную совокупность преимуществ, позволяющую решить проблемы потребителей. Данная совокупность включает четыре элемента маркетингового комплекса: характеристики самой услуги (в частности, используемой технологии), ее цену, информацию о ней и место ее оказания. Руководству учреждения нужно оценить, какие из этих элементов существенны для потенциальных потребителей, какие особенности оказания услуг надо поддерживать и что изменить.

Пример 1

SWOT-анализ диагностического центра показал, что недавно внедренная высокоэффективная диагностическая услуга, оплачиваемая в рамках обязательного медицинского страхования, не пользуется спросом. Причиной оказалась недостаточная информированность врачей-специалистов города о наличии этой услуги и ее возможностях. Бесплатные выступления сотрудников диагностического центра в лечебных учреждениях города и публикация описания возможностей услуги на сайте регионального органа управления здравоохранением сделали услугу гораздо более востребованной.

Кадры

Успешная работа учреждения зависит от таланта руководителя и квалификации его подчиненных. Руководитель должен проанализировать достоинства и недостатки в работе персонала: стиль руководства, квалификацию персонала, удовлетворенность работников условиями и оплатой труда, степень текучести кадров и ее причины, готовность персонала к повышению квалификации и др.

Так, нет смысла планировать внедрение новых прогрессивных технологий, если нет профессионалов, имеющих достаточную квалификацию для их реализации или способных повысить квалификацию в требуемом направлении.

Пример 2

Полученное стационаром центральной районной больницы при реализации программы “Здоровье” оборудование для ультразвуковых исследований в течение двух лет стояло нераспакованным, т. к. в стационаре не нашлось ни врача, умеющего работать на этом оборудовании, ни специалиста, желающего получить соответствующую квалификацию. В результате обращения руководства стационара к руководству района была выделена квартира и приглашен врач из областного центра, владеющий нужными навыками.

Материально-техническая база

Качество услуг, оказываемых организацией, во многом зависит от производственных фондов (помещения, оборудование, транспортные средства), которыми она располагает.

При анализе важно обратить внимание на соответствие помещений существующим нормам, износ и моральное старение оборудования, а также другие положительные и отрицательные факторы, которые могут как помочь в расширении спектра и повышении эффективности предоставляемых услуг, так и помешать успешному продолжению текущей деятельности организации.

Пример 3

В процессе согласования региональной программы модернизации здравоохранения был выполнен SWOT-анализ материально-технической базы всех медицинских учреждений региона. При распределении средств в преимущественном положении оказались медицинские организации, которые убедительно обосновали необходимость избранных направлений дополнительного финансового обеспечения (ремонт зданий, закупка современного оборудования) и представили реалистичный план размещения и эксплуатации запрашиваемого оборудования.

Финансовое положение

Цель анализа финансовой деятельности – объективная оценка возможностей учреждения в условиях существующего финансового обеспечения, поиск новых источников доходов и способов сокращения расходов. Анализ должен дать ясную картину прибыльности или убыточности деятельности учреждения, выявить организационные недостатки, касающиеся, в частности, использования имеющихся средств и привлечения новых.

Прежде всего нужно проанализировать все доходы за выбранный контрольный период (полгода, год) отдельно по двум группам:

  • доходы, поступающие из государственных (муниципальных) источников;
  • доходы от реализации услуг, выполняемых в рамках деятельности, приносящей прибыль.

Анализируется доля каждого источника в структуре дохода и с учетом выполненного ранее анализа услуг, кадров и материально-технической базы; оценивается возможность сохранения или увеличения дохода, выявляются перспективные направления деятельности.

Анализ расходов начинается с определения фактических расходов за контрольный период, включая долги текущего периода (по заработной плате, коммунальным и социальным платежам, налогам и другим статьям).

Сопоставление доходов позволяет выявить причины сложившегося положения: в случае прибыльности выделить те сильные стороны, которые позволили обеспечить успешную работу, и закрепить их, в случае убыточности обнаружить недостатки.

Выполненный корректно анализ позволит продумать маркетинговую стратегию, учитывающую, в частности, методы оплаты услуг организации из государственных средств, ценовую политику в отношении других услуг, сбалансировать бюджет учреждения.

Так, при согласовании государственного (муниципального) задания необходимо сравнить реальную себестоимость услуги с нормативами ее стоимости, запланированным заданием. Если расчетная себестоимость услуги окажется существенно выше запланированного заказом норматива, возникает необходимость дополнительных переговоров и, возможно, повышения государственного (муниципального) норматива или ограничения номенклатуры и количества услуг, оказываемых в пределах задания. Остальные, более дорогостоящие, услуги можно оказывать на платной основе.

Помните, что цены, устанавливаемые на услуги, не должны быть ниже их себестоимости.

Пример 4

До перехода к одноканальному финансированию коммунальные расходы медицинского учреждения оплачивались из бюджета муниципального образования. Переход потребовал включения коммунальных расходов в тарифы на медицинские услуги (единые для всех муниципальных образований). Как следствие, финорган муниципального образования стремится в новых условиях постепенно свести к нулю платежи медицинскому учреждению сверх тех сумм, которые муниципальное образование обязано перечислять в территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Для медицинского учреждения в новых условиях денег на коммунальные расходы будет недостаточно. Поэтому оно должно либо сократить коммунальные платежи за счет вывода избыточных площадей, если таковые имелись, либо найти другой источник их оплаты. Таким источником могут быть, например, доходы от дополнительных услуг.

Потребители

Анализ потребителей услуг учреждения, выявление их запросов, а также возможностей привлечения новых потребителей к получению услуг в данном учреждении является важнейшей частью SWOT-анализа. Главная цель – решить, какие именно услуги нужны уже имеющимся потребителям, а также кто и почему может использовать, но пока не использует предлагаемые учреждением услуги. Ответы на эти вопросы зависят от главного: кто именно является потребителем услуг данного учреждения.

Планируя те или другие услуги, необходимо четко представлять, кому именно они предназначены и каким образом можно привлечь конкретных потребителей. Безадресные услуги, как правило, остаются невостребованными.

Пример 5

Градообразующее предприятие стотысячного города ввело практику, когда за большое число дней отсутствия на рабочем месте (в т. ч. вследствие нетрудоспособности) контракт с работником не продлевается. Это привело к резкому снижению числа посещений в поликлиниках, а стационары города оказались незагруженными настолько, что не хватало средств даже на выплату заработной платы работникам. SWOT-анализ показал, что наиболее эффективным мероприятием в этих условиях является изменение времени амбулаторного приема пациентов таким образом, чтобы они могли посещать медицинское учреждение в нерабочее время, а также перепрофилирование части отделений круглосуточного пребывания в дневные, вечерние и ночные стационары. В них работники предприятия смогли получать помощь без отрыва от производства.

Конкуренты

Влияние близлежащих учреждений на оказание услуг может быть двояким.

С одной стороны, сотрудничество и согласованность действий учреждений может дать положительные результаты, избавить от необходимости закупки и эксплуатации дорогостоящего оборудования, увеличить количество потребителей.

С другой стороны, при отсутствии взаимодействия рано или поздно возникнет конкуренция как за финансовое обеспечение из бюджета, так и за платные услуги.

При планировании услуг нужно объективно и критически оценить, не перейдут ли уже существующие клиенты к конкуренту, удастся ли привлечь новых потребителей услуг. Для этого необходим анализ достоинств и недостатков потенциальных конкурентов, позволяющий ответить на вопрос, чем услуги данного учреждения отличаются от услуг конкурентов с точки зрения ассортимента, цены, качества, доступности, культуры обслуживания.

Результатом анализа может быть не только предложение о внедрении новых услуг, но и отказ от их внедрения, если существуют более эффективные альтернативные варианты оказания услуг.

Пример 6

Подробный SWOT-анализ конкурентов в клинической больнице выявил, что ряд исследований выгодно проводить не в своем стационаре, а в недалеко расположенном диагностическом центре. Это позволило сконцентрировать усилия на развитии новых технологий, ранее отсутствовавших в городе.

Внедрение новых технологий

Одним из итогов анализа может стать вывод о необходимости внедрения новых технологий. Он достаточно привлекателен, однако следует еще раз обратиться к предыдущим разделам, чтобы уточнить все возможности и проблемы, связанные с таким внедрением.

Возможности – это наличие специалистов, оборудования, помещений и других ресурсов. Нехватка любого из перечисленных компонентов может стать серьезной проблемой, и тогда надо выяснить, найдутся ли возможности для ее решения. Может возникнуть необходимость выбора между различными вариантами внедрения новых технологий, тогда потребуется тщательный анализ затрат и результатов, ожидаемых при выборе альтернативных вариантов.

Резюме

Анализ текущего положения служит отправной точкой для разработки перспективы, т. е. того, к чему и каким образом должно прийти учреждение в будущем. Уже сам SWOT-анализ приводит к появлению множества идей, которые затем можно использовать на следующих этапах планирования.
Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль