Казначейская модель исполнения бюджета

3162
Осуществлять казначейское исполнение бюджета в соответствии с бюджетным законодательством РФ Нижегородская область начала в числе первых – с 2001 г., а местные бюджеты переведены на казначейское обслуживание в течение 2004–2005 гг. За это время создана оригинальная система исполнения бюджета, важнейшей частью которой стал предварительный контроль за их целевым использованием.

На сегодняшний день переход на казначейское исполнение областного и местныхбюджетов завершен полностью. Этому способствовала реализация двух основополагающихрегиональных программ:

  • по развитию казначейской системы исполнения областногобюджета, утвержденная постановлением правительства Нижегородской области от17.10.02 № 277;
  • по переводу исполнения местных бюджетов на казначейскуюсистему в соответствии с Методологическими основами перехода на казначейскоеисполнение местных бюджетов, утвержденными постановлением правительстваНижегородской области от 22.03.04 № 54.

Следует отметить положительную особенность нашей модели, а именно:

  • казначейское исполнение бюджетов организовано на базепрограммного комплекса "АЦК - Финансы", позволяющего полностьюавтоматизировать все операции по исполнению бюджетов и создать среду длятехнологии контроля кассового обслуживания, исключающую нарушения требованийбюджетного законодательства;
  • организована система электронного документооборота совсеми субъектами казначейского исполнения бюджетов с использованиемэлектронно-цифровой подписи и программного обеспечения, реализующего алгоритмышифрования.

Непосредственно казначейским исполнением областного бюджета занимаетсяуправление областного казначейства министерства финансов Нижегородской области(далее - управление областного казначейства).

Одной из важных его функций является предварительныйконтроль за целевым использованием бюджетных средств. Если прежде контрольосуществлялся после их расходования, то теперь на этапах предварительногоконтроля по представленным документам проверяется соответствие расходов,подтверждение надлежащей реализации договоров на поставку продукции,выполнение работ и услуг либо заключенных трудовых соглашений. Следовательно,акцент переносится на предотвращение нецелевого расходования средств бюджета.

Механизм осуществления контроля следующий: прифинансировании расходов по казначейской системе управление областногоказначейства осуществляет платежи от имени и по поручению главныхраспорядителей бюджетных средств, подведомственных им бюджетных учреждений, сосчета областного бюджета в адрес предприятий и организаций, поставщиковтоваров, работ и услуг в соответствии с бюджетной классификацией РФ, впределах утвержденных плановых ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

Управление областного казначейства ежедневноосуществляет финансирование:

  • учреждений, находящихся наказначейском исполнении, через лицевые счета, открытые в управлении на основезаявок, поступающих от учреждений или территориальных подразделений областногоказначейства в электронном виде, в пределах лимитов бюджетных обязательств;
  • прямых получателей средствобластного бюджета на их счета в банках также в пределах утвержденных имлимитов бюджетных обязательств.

Для осуществления расходов бюджета главными распорядителямии получателями средств областного бюджета в управление областного казначействав электронном виде представляются заявления на финансирование расходов в формеплатежного поручения, расчетного чека, мемориального ордера (далее - заявки)вместе с документами, которые являются основанием для платежа.

Полученные заявки проверяются управлением областногоказначейства на предмет правильности заполнения банковских реквизитов,бюджетной классификации РФ, назначения платежа, соответствия подтверждающим документам,обоснованности платежа, а также целевого использования денежных средств.

Если все требования выполнены, заявки на финансированиеподлежат обработке в программном комплексе. Если же заявки оформлены сошибками или обнаружены какие-либо другие нарушения, в т. ч. по фактамнецелевого использования бюджетных средств, следует отказ, что также находитсвое отражение в программном комплексе.

К сожалению, осуществляя предварительный контроль, мысталкиваемся с целым рядом проблем. Вот лишь некоторые из них:

  • на наш взгляд, ряд неудобстввозникает из-за изменений бюджетной классификации в течение финансового года,причем как для органа, исполняющего бюджет, так и для получателей средств.Внесение изменений в ранее произведенные расходы - процесс достаточнотрудоемкий;
  • Бюджетным кодексом РФопределено понятие бюджетных обязательств и то, что их объем не может превышатьутвержденных бюджетных ассигнований текущего финансового года, независимо оттого, когда эти обязательства были приняты. Однако это положение неоднозначнопонимается участниками бюджетного процесса. Часто руководители бюджетных учрежденийподписывают расчетно-финансовые документы, не считаясь с финансовыми возможностямиучреждения. В результате чего приходится вносить изменения в ранее заключенныесоглашения и договоры, а также постоянно корректировать бюджетные ассигнованияи выделенные лимиты бюджетных обязательств. Руководители и главные бухгалтерыучреждений редко самостоятельно контролируют исполнение бюджетных обязательств;
  • встречаются факты, когда получатели бюджетных средствслишком долго оформляют договоры на оказание услуг в текущем финансовом году. Икогда возникает необходимость в оплате за ту или иную услугу, управление областногоказначейства не имеет возможности поставить на учет бюджетное обязательство,так как документы еще находятся на стадии оформления;
  • далеко не всегда получатели бюджетных средств правильнооформляют договоры, на основании которых принимаются бюджетные обязательства.В частности, имеют место случаи, когда договор не содержит таких обязательныхреквизитов, как предмет договора, цены, сроки действия;
  • много вопросов возникает при проверке документов,являющихся основанием для оплаты ремонтных и строительных работ. Один из обязательныхоправдательных документов - смета на выполнение работ. Сметная (проектная)документация на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение,капитальный ремонт, реставрационно-восстановительные работы должна проходитьобязательную государственную экспертизу. На практике же получатели бюджетныхсредств, особенно находящиеся в районах области, не всегда отдают свои сметы напроверку;
  • документы, представляемые для оплаты за выполненныеработы (ф. КС-2, КС-3), далеко не всегда оформляются в соответствии стребованиями постановления Государственного комитета РФ по статистике "Обутверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работв капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ" от 11.11.99 № 100;
  • часто руководители учреждений невнимательно подходят квыбору подрядной организации. На наш взгляд, прежде чем заключить договор сподрядчиком, необходимо обязательно затребовать у него лицензию с перечнемработ, которые он может выполнять. Однако договор заключается, а про лицензиюникто и не вспоминает, а на деле оказывается, что выбранная подряднаяорганизация просто не может осуществлять те или иные работы.

Однако, несмотря на имеющиеся проблемы, предварительныйконтроль при казначейском исполнении бюджетов наиболее эффективен в целяхсохранности бюджетных средств, недопущения их расходования не по целевомуназначению и оказывает положительное превентивное воздействие на процессиспользования государственных ресурсов.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×