text
Учет в учреждении

Процедуры финансового контроля: вопросы реализации

  • 2 августа 2012
  • 1574

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 2151) на органы Федерального казначейства возложены полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В их рамках территориальные органы казначейства выполняют операции по списанию средств с единого счета федерального бюджета и по их отражению на лицевых счетах клиентов после реализации процедур финансового контроля.

Напомним, что органы Федерального казначейства осуществляют финансовый контроль:

  • за непревышением кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведенными им лимитами бюджетных обязательств;
  • за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном получателем средств федерального бюджета;
  • за наличием у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Подробно рассмотрим особенности каждой процедуры.

Кассовые расходы и ЛБО

Контроль за тем, чтобы кассовые расходы не превышалидоведенные лимиты бюджетных обязательств (ЛБО), специалисты органов Федеральногоказначейства осуществляют, сопоставляя по платежным документам клиента суммыпредполагаемого кассового расхода с наличием свободного остатка ЛБО, отраженныхна его лицевом счете по соответствующим кодам бюджетной классификации. Этот видконтроля достаточно оперативен, поскольку его технология полностьюавтоматизирована и реализуется с использованием программных средств. К тому жеошибки несоответствия кассовых расходов лимитам бюджетных обязательств,допускаемые клиентами, носят чаще всего чисто технический характер ивыявляются органами казначейства в ста процентов случаев.

Коды бюджетной классификации: проблема соответствия

Наиболее проблемным в настоящее время представляетсяконтроль за соответствием содержания проводимой клиентом операции кодубюджетной классификации РФ. А обусловлены возникающие сложности впервую очередь недостатками нормативной базы, используемой органамиФедерального казначейства и бюджетными учреждениями для принятиясоответствующих решений.

Действующий в настоящее время приказ Министерствафинансов от 21.12.05 № 152н "Об утверждении указаний о порядке применениябюджетной классификации Российской Федерации" (далее - приказ № 152н)носит достаточно рамочный, неоднозначный характер и содержит ограниченныйперечень направлений расходования бюджетных средств. А период времени,установленный Инструкцией Минфина России от 31.12.02 № 142н и требованиямиБюджетного кодекса для проверки казначейством документов, представленныхбюджетными учреждениями, жестко ограничен. В связи с этим специалистам органовказначейства и бюджетных учреждений приходится самостоятельно приниматьрешения по отнесению тех или иных расходов, не нашедших отражения в приказе №152н, на коды экономической классификации.

Чтобы решения эти носили максимально объективныйхарактер, в нашем управлении создана специальная комиссия, котораярассматривает наиболее спорные вопросы, требующие коллегиального обсуждения. Всостав комиссии включены специалисты отдела внутреннего контроля и аудита,отдела расходов, финансового отдела. Для участия в заседании комиссииприглашаются наиболее квалифицированные специалисты бюджетных учреждений. Впроцессе принятия решения заслушиваются мнения всех членов комиссии, изучаютсяразличные материалы, имеющие какое-либо отношение к рассматриваемому вопросу - это газетные или журнальные публикации, материалы, размещенные в сети Интернет,результаты проверок, проводимых органами финансового надзора.

Решения комиссии оформляются протоколом и носятрекомендательный характер. Как показывает практика, процент правомерностипринимаемых решений достаточно высок, поскольку в дальнейшем они находятподтверждение в разъяснениях специалистов Минфина России.

Таким образом, совместная работа УправленияФедерального казначейства с бюджетными учреждениями области строится так, чтобыисключить возможность проведения расходов, которые в дальнейшем могут бытьквалифицированы проверяющими органами как "нецелевое использованиебюджетных средств".

Тем не менее, учитывая, что нормативные акты,регламентирующие порядок применения бюджетной классификации, уполномоченопринимать Министерство финансов РФ, наиболее оптимальным представляется такойвариант работы всех участников бюджетного процесса и органов финансовогонадзора, при котором органы казначейства и бюджетные учреждения могли бы воперативном режиме получать консультации специалистов Минфина России.Например, на специально открытой для этих целей странице официального сайтаминистерства. Такая практика, к слову, позволила бы свести к минимумуобращения в судебные органы при возникновении спорных моментов по результатампроверок финансовой деятельности бюджетных учреждений.

Подтверждающие документы

Для проверки наличия документов, подтверждающихпринятые бюджетным учреждением денежные обязательства, в органы федеральногоказначейства вместе с платежным поручением на оплату товаров, работ и услугбюджетополучатели представляют подтверждающие документы. Их перечень определенп. 56 Инструкции № 142н, согласно которому к ним относятсядоговоры, акты выполненных работ, счета-фактуры и др. Учитывая рамкикомпетенции органов Федерального казначейства, представленные договорыпроверяются только в части предмета и суммы платежа. Как правило, одновременнос договором представляется либо счет-фактура, либо акт выполненных работ. Наэтих документах после их проверки ответственный специалист органов Федеральногоказначейства проставляет отметку с росписью. Такая мера необходима, посколькуесть потребность в дополнительном контроле за суммой осуществляемых авансовыхплатежей, чтобы избежать повторного проведения бюджетополучателями расходов поранее представлявшимся счетам.

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.