Практика применения кода классификации доходов

4588
Многие страны в последние десятилетия проводили и проводят комплексные бюджетные реформы, аналогичные той, которая начата в России. И везде преобразования включали как минимум два основных элемента: бюджетирование, ориентированное на результаты, и комплексное среднесрочное планирование расходов. Как показала международная практика, успешность бюджетирования и эффективность бюджетных расходов немыслимы без создания четкой бюджетной классификации, охватывающей все уровни бюджетной системы страны. В предлагаемой вниманию читателей первой части комментариев подробно рассмотрим действующую структуру и порядок применения двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

Изменения в бюджетной классификации и бюджетном учететесно связаны с проводимыми в настоящее время реформами в этой сфере:разграничением предметов ведения и полномочий между федеральными органамигосударственной власти, органами государственной власти субъектов РФ иорганами местного самоуправления, изменением системы предоставления социальныхльгот, продолжающимися преобразованиями в налоговой сфере, реструктуризациейбюджетного сектора.

На первом этапе внесения изменений в бюджетнуюклассификацию (до внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ) решается ряд задачпо ее совершенствованию, к числу которых относятся:

  • необходимость переориентации бюджетных средств на достижение конечныхрезультатов, в т. ч. путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса иадминистраторов бюджетных средств;
  • приведение в соответствиеструктуры функциональной классификации расходов с основными функциями,выполняемыми органами государственной власти и органами местногосамоуправления;
  • согласование бюджетнойклассификации с международными стандартами финансовой отчетности и созданиепредпосылок для введения интегрированного с бюджетной классификацией Единогоплана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений иобеспечивающего оценку финансового результата деятельности секторагосударственного управления;
  • приведение структуры бюджетнойклассификации в соответствие с экономическим содержанием операций в секторегосударственного управления;
  • применение признака (главы)администратора бюджетных средств ко всем операциям, проводимым в рамкахисполнения бюджета (доходы, расходы, источники финансирования дефицитовбюджетов).

Изменения в порядке применения бюджетной классификацииРоссийской Федерации производятся только путем внесения изменений в соответствующиеприказы Минфина России. Действующие в настоящее время Указания о порядкеприменения бюджетной классификации (далее - Указания) утверждены приказомМинфина России от 21.12.05 № 152н. Они разработаны в соответствии со ст. 11Федерального закона от 15.08.96 № 115-ФЗ "О бюджетной классификацииРоссийской Федерации" и устанавливают правила применения бюджетнойклассификации, которая является единой и используется при составлении,утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Бюджетная классификация включает в себя:

  • классификацию доходов бюджетовРоссийской Федерации;
  • функциональную классификациюрасходов бюджетов Российской Федерации;
  • экономическую классификациюрасходов бюджетов Российской Федерации;
  • классификацию источниковвнутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
  • классификацию источниковвнешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектовРоссийской Федерации;
  • классификацию видовгосударственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов РФ, видовмуниципального долга;
  • классификацию видовгосударственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов РФ, а такжегосударственных внешних активов РФ;
  • ведомственную классификациюрасходов федерального бюджета.

С целью соблюдения единых принципов формирования иисполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерацииутверждается единый 20-значный код для классификации доходов, расходов иисточников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.

Три первых знака 20-значного кода являются кодамиадминистраторов бюджетных средств, соответствующих перечню главныхраспорядителей средств соответствующего бюджета.

Вторая часть представляет собой собственнофункциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды,группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетнойклассификации.

Три последних знака 20-значного кода являютсяклассификацией операций сектора государственного управления, одобреннойпостановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.04 № 249.

В рамках бюджетной классификации операции секторагосударственного управления разделены на текущие (доходы и расходы),инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции сфинансовыми активами и обязательствами).

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации

В этой классификации группируются доходные источникибюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Структура 20-значного кода классификации доходовбюджетов РФ, представленная ниже в виде таблицы, состоит из четырех составныхчастей:

  • администратор;
  • вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья,элемент);
  • программа (подпрограмма);

Структура кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации

Теперь подробно рассмотрим порядок применения составных частей кода.

Администратор

Код администратора (1-3 разряды) состоит из трех знакови соответствует номеру, присвоенному администратору поступлений в бюджет всоответствии с федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ иправовыми актами, принятыми органами местного самоуправления.

Такими администраторами являются органы государственнойвласти и местного самоуправления, органы управления государственныхвнебюджетных фондов, Центральный банк РФ, а также созданные органамигосударственной власти и местного самоуправления бюджетные учреждения,осуществляющие в установленном порядке контроль за правильностью исчисления,полнотой и своевременностью поступлений, а также начисление, учет, взыскание ипринятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей вбюджет, пеней и штрафов по ним. В рамках бюджетного процесса администраторыосуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступленийсредств из соответствующего доходного источника и представляютпроектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующиефинансовые органы.

Назначение администраторами поступлений в бюджеты РФфедеральных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов иЦентрального банка РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Всвою очередь, органы власти субъектов РФ закрепляют источники доходов региональныхи местных бюджетов за администраторами соответствующего уровня, еслиадминистрирование этих источников не предусмотрено федеральным законодательством.А органы местного самоуправления закрепляют источники доходов бюджетовмуниципальных образований за администраторами своего уровня, если опять жеадминистрирование этих источников не предусмотрено федеральнымзаконодательством и законодательством субъектов РФ.

Чтобы обеспечить преемственность кодов администраторовпоступлений в бюджет, органы власти субъектов РФ и органы местногосамоуправления при формировании, утверждении и исполнении своих бюджетовиспользуют коды бюджетной классификации в следующем порядке:

  • по доходам, администрируемым федеральными органами,органами власти субъектов РФ (в части доходов федерального бюджета), органамиуправления государственных внебюджетных фондов, Центральным банком РФ, используютсякоды классификации доходов согласно порядку, устанавливаемому Минфином России.При этом коды администраторов поступлений в федеральный бюджет - органов властисубъектов РФ не могут совпадать с кодами администраторов поступлений вфедеральный бюджет, установленными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации;
  • по доходам, администрируемым органами власти субъектовРФ и местного самоуправления, а также созданными ими бюджетными учреждениями,используются коды бюджетной классификации с применением кодов администраторов,установленных соответственно региональным законодательством и правовымиактами, принятыми органами местного самоуправления.

Органы власти субъекта РФ не вправе устанавливать коды,совпадающие с кодами администраторов поступлений в бюджет субъекта РФ,установленными федеральными нормативными правовыми актами. А органы местногосамоуправления не могут устанавливать коды, совпадающие с кодамиадминистраторов поступлений в местные бюджеты, установленными вышестоящимиорганами власти и управления.

Вид доходов

4-13 разряды кода классификации доходов представляютсобой вид доходов или так называемое "тело кода доходов". Код видадоходов состоит из 10 знаков и включает в себя:

  • группу (4 разряд кода классификации доходов бюджетовРФ);
  • подгруппу (5-6 разряды кода классификации доходовбюджетов РФ);
  • статью (7-8 разряды кода классификации доходов бюджетовРФ);
  • подстатью (9-11 разряды кода классификации доходовбюджетов РФ);
  • элемент (12-13 разряды кода классификации доходовбюджетов РФ).

Код вида доходовпредусматривает следующие группы:

  • 1 00 00000 00 - доходы;
  • 2 00 00000 00 - безвозмездныепоступления;
  • 3 00 00000 00 - доходы отпредпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В группу "Доходы" (100 00000 00) включаются следующие подгруппы:

  • 1 01 00000 00 - налоги наприбыль, доходы;
  • 1 02 00000 00 - налоги ивзносы на социальные нужды;
  • 1 03 00000 00 - налоги натовары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ;
  • 1 04 00000 00 - налоги натовары, ввозимые на территорию РФ;
  • 1 05 00000 00 - налоги насовокупный доход;
  • 1 06 00000 00 - налоги наимущество;
  • 1 07 00000 00 - налоги, сборыи регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  • 1 08 00000 00 - государственная пошлина, сборы;
  • 1 09 00000 00 - задолженностьи перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • 1 10 00000 00 - доходы отвнешнеэкономической деятельности;
  • 1 11 00000 00 - доходы отиспользования имущества, находящегося в государственной и муниципальнойсобственности;
  • 1 12 00000 00 - платежи припользовании природными ресурсами;
  • 1 13 00000 00 - доходы отоказания платных услуг и компенсации затрат государства;
  • 1 14 00000 00 - доходы отпродажи материальных и нематериальных активов;
  • 1 15 00000 00 - административные платежи и сборы;
  • 1 16 00000 00 - штрафы, санкции,возмещение ущерба;
  • 1 17 00000 00 - прочиененалоговые доходы;
  • 1 18 00000 00 - доходыбюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенцийпрошлых лет;
  • 1 19 00000 00 - возвратостатков субсидий и субвенций прошлых лет.

В группу "Безвозмездные поступления" (2 0000000 00) включаются следующие подгруппы:

  • 2 01 00000 00 - безвозмездныепоступления от нерезидентов;
  • 2 02 00000 00 - безвозмездныепоступления от других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • 2 03 00000 00 - безвозмездныепоступления от государственных организаций;
  • 2 04 00000 00 - безвозмездные поступления отнегосударственных организаций;
  • 2 05 00000 00 - безвозмездные поступления отнаднациональных организаций;
  • 2 07 00000 00 - прочие безвозмездные поступления.

В группу "Доходы от предпринимательской и инойприносящей доход деятельности" (3 00 00000 00) включаются следующиеподгруппы:

  • 3 01 00000 00 - доходы от собственности попредпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • 3 02 00000 00 - рыночные продажи товаров и услуг;
  • 3 03 00000 00 - безвозмездные поступления отпредпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
  • 3 04 00000 00 - целевые отчисления от государственных имуниципальных лотерей.

Дальнейшая детализация подгрупп кода вида доходовосуществляется в разрезе соответствующих статей и подстатей.

Код элемента доходов для налоговых доходовсоответствует тому или иному бюджету бюджетной системы Российской Федерации взависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органамивласти, органами власти субъектов РФ и муниципальных образований всоответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Для неналоговыхдоходов код элемента доходов определяется в зависимости от полномочий поустановлению размеров таких платежей федеральными органами власти, органамивласти субъектов РФ и муниципальных образований, а также органами управлениягосударственных внебюджетных фондов. Для безвозмездных поступлений кодэлемента доходов определяется исходя из принадлежности трансферта егополучателю.

Таким образом, устанавливаютсяследующие коды элементов доходов:

  • федеральный бюджет;
  • бюджет субъекта Российской Федерации;
  • местный бюджет;
  • бюджет городского округа;
  • бюджет муниципального района;
  • бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • бюджет Фонда социального страхования РоссийскойФедерации;
  • бюджет Федерального фонда обязательного медицинскогострахования;
  • бюджет территориального фонда обязательногомедицинского страхования;
  • бюджет поселения.

Код элемента доходов "03" (местный бюджет)соответствует бюджетам муниципальных образований, не перешедших на системуорганизации местного самоуправления, предусмотренную Федеральным законом от06.10.03 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации" Он также применяется для отражения доходовбюджетов внутригородских образований Москвы и Санкт-Петербурга - городовфедерального значения.

Программа (подпрограмма)

В рамках кода классификациидоходов выделяется код программ доходов. Программы кодируются четырьмя знаками(14-17 разряды).

Детализация кодов программ осуществляется федеральнымиорганами, органами власти субъектов РФ и местного самоуправления в следующемпорядке.

По доходам, администрируемым Федеральной налоговойслужбой (ФНС) и Федеральной таможенной службой (ФТС), и доходам, полученным отгосударственной пошлины, не администрируемой ФНС, первый знак кода программиспользуется для раздельного учета обязательного платежа, пеней и процентов,денежных взысканий (штрафов) по данному платежу. Территориальные органы ФНС,ФТС и администраторы доходов, полученных от государственной пошлины, обязаныдоводить до плательщиков полный код бюджетной классификации в соответствии соследующей структурой кода программ: 1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка изадолженность по соответствующему платежу, в т. ч. по отмененному);
2000 - пени и проценты по соответствующему платежу;
3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) посоответствующему платежу согласно законодательству РФ.

Возврат излишне уплаченных сумм отражается по кодубюджетной классификации с применением кода программ, по которому поступилаизлишне уплаченная сумма. При этом проценты, начисляемые при нарушении сроковвозврата излишне уплаченных сумм, отражаются по коду бюджетной классификации сприменением кода программ "2000" Дальнейшая детализация по доходам,администрируемым ФНС и ФТС, не предусматривается.

Бюджетный учет по доходам, администрируемым ФНС и ФТС,и доходам, полученным от государственной пошлины, не администрируемой ФНС,ведется органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, иорганами, организующими исполнение бюджетов, по кодам бюджетной класси­фикациис применением в 14-17 разрядах "Программа (подпрограмма)" следующихкодов программ: 1000, 2000, 3000, а также 4000 - прочие поступления (в случаезаполнения платежного документа плательщиком с указанием кода программ,отличного от кодов программ "1000", "2000","3000").

Администраторы поступлений обязаны производить уточнениеплатежей с указанием кода программы "4000" с целью их отражения покодам программ "1000", "2000", "3000"

Органы государственной власти субъектов РФ вправеприменять детализацию кода программ по доходному источнику региональногобюджета, если этот источник не закреплен за администраторами поступлений в бюджетв соответствии с законодательством РФ, а также по следующим доходнымисточникам независимо от того, закреплены или не закреплены они зафедеральными органами государственной власти: "000 1 13 03020 02 0000 130 Прочие доходы бюджетовсубъектов Российской Федерации от оказания платных услуг и компенсации затратгосударства";
"000 1 16 90020 02 0000 140 Прочие поступления отденежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые вбюджеты субъектов Российской Федерации";
"000 1 16 90030 00 0000 140 Прочие поступления отденежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые вместные бюджеты"

Органы местного самоуправления вправе применятьдетализацию кода программ по доходному источнику соответствующего бюджета,если этот источник не закреплен за администраторами поступлений в бюджет,назначаемыми федеральными органами и органами власти субъектов РФ.

Отражение доходов целевых бюджетных фондов субъектов РФи муниципальных образований с применением кода программ не предусматривается.

Экономическая классификация доходов

Экономическая классификация доходов определяетсятрехзначным кодом (18­20 разряды) классификации операций секторагосударственного управления, предусматривающей их группировку по экономическомусодержанию, и представлена следующими позициями: 110 - налоговые доходы;
120 - доходы от собственности;
130 - доходы от оказанияплатных услуг;
140 - суммы принудительногоизъятия;
150 - безвозмездные ибезвозвратные поступления от бюджетов;
151 - поступления от другихбюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
152 - перечисления наднациональныхорганизаций и правительств иностранных государств;
153 - перечисления международныхфинансовых организаций;
160 - взносы, отчисления на социальные нужды;
180 - прочие доходы;
410 - уменьшение стоимостиосновных средств;
420 - уменьшение стоимостинепроизведенных активов;
440 - уменьшение стоимостиматериальных запасов.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×