По какой цене страховать имущество?

1319
 Александров А.Д.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
При страховании недвижимого имущества казенного учреждения, принадлежащего ему на праве оперативного управления, возникает немало вопросов. В частности, по какой стоимости страховать имущество – рыночной или балансовой? И необходимо ли проводить независимую оценку объектов недвижимости? Правоприменительная практика свидетельствует, что такая оценка формально не является обязательной, однако представляется целесообразной. Впрочем, обо всем по порядку.

Запрета на рыночную стоимость нет

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд казенных учреждений, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ). Заключаемые учреждениями гражданско-правовые договоры в целях Закона № 94-ФЗ именуются контрактами (ст. 5 Закона № 94-ФЗ).

Законодательство о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), Бюджетного кодекса РФ и состоит из Закона № 94-ФЗ и иных федеральных законов (ч. 1 ст. 2 Закона № 94-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона № 94-ФЗ контракт заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и иными федеральными законами с учетом положений этого закона.

Таким образом, к гражданско-правовым договорам (контрактам) казенных учреждений применяется как Закон № 94-ФЗ, так и ГК РФ.

Законодательство о размещении заказов не содержит специальных правил определения стоимости имущества в целях заключения договора страхования. Из п. 2 ст. 947, п. 1 ст. 951 ГК РФ следует, что имущество может быть застраховано на сумму, не превышающую его действительную стоимость, под которой понимается рыночная стоимость (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.10.2011 № Ф01-4293/11, 10.10.2011 № Ф01-3939/11, ФАС Северо-Западного округа от 29.08.2011 № Ф07-6944/11).

Федеральных нормативных правовых актов, возлагающих на казенные учреждения обязанность в целях страхования имущества, принадлежащего им на праве оперативного управления, определять стоимость этого имущества исходя из балансовой, в настоящий момент обнаружить не удалось.

Подобные правила можно встретить в актах ряда субъектов РФ и муниципальных образований (см., например, п. 8 Положения о порядке страхования недвижимого имущества государственной собственности Липецкой области, утвержденного постановлением Администрации Липецкой области от 31.10.2005 № 165).

Однако в любом случае запрета на страхование имущества учреждений именно по рыночной стоимости нормативными актами не предусмотрено.

А в некоторых региональных и местных актах прямо указывается на возможность такого способа определения стоимости имущества в целях страхования (см., например, п. 6.4 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Чудовского муниципального района, утвержденного решением Думы Чудовского муниципального района Новгородской области от 30.03.2010 № 441).

С учетом изложенного казенное учреждение вправе застраховать принадлежащее ему на праве оперативного управления имущество по рыночной стоимости.

Независимая оценка не обязательна

Гражданское законодательство не предусматривает обязательной оценки имущества казенного учреждения в целях заключения договора страхования. Из части второй ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что обязательная оценка производится в случае распоряжения государственными и муниципальными учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления, если для распоряжения требуется согласие собственника этого имущества.

К числу таких случаев относится распоряжение казенным учреждением принадлежащим ему недвижимым имуществом (см. п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Однако договор страхования не является сделкой по распоряжению имуществом, а представляет собой договор об оказании услуг, в связи с чем для его заключения в целом не требуется согласие собственника.

Таким образом, по общему правилу действительная (рыночная) стоимость имущества при заключении договора страхования может быть установлена не только путем оценки, но и другими способами.

Отметим, что региональные и местные акты, регулирующие порядок страхования имущества государственных и муниципальных учреждений, как правило, предусматривают проведение независимой оценки при страховании по рыночной стоимости (см., например, п. 3.1 Положения о страховании муниципального имущества города Ангарска, утвержденного решением Думы города Ангарска Иркутской области от 04.09.2008 № 143-13гД, п. 11 Положения о порядке страхования недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности города Набережные Челны, утвержденного постановлением руководителя Исполнительного комитета г. Набережные Челны РТ от 01.10.2007 № 3633, п. 4.1 Положения о порядке и условиях страхования муниципального имущества Тюменского муниципального района, утвержденного решением Думы Тюменского муниципального района от 27.04.2007 № 309).

При этом представляется, что определение рыночной стоимости имущества казенного учреждения в целях заключения договора страхования именно с привлечением независимого оценщика в наибольшей степени соответствует целям законодательства о размещении заказов (ч. 1 ст. 1 Закона № 94-ФЗ).

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×