Слабые стороны муниципальных заданий

2655
 Сизова О.В.
Старший аналитик Центра исследования бюджетных отношений
В данном материале мы коснемся типичных проблем, возникающих при формировании муниципальных заданий, на примере учреждений культуры. Наша задача – понять, где система дает сбой и как ее отрегулировать. Для этого проанализируем данные о сформированных на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг. заданиях, опубликованных на сайте http://bus.gov.ru.

Множественность подходов

Отсутствие закрепленных законодательно единых подходов к формированию перечней государственных и муниципальных услуг, которые, кстати, на муниципальном уровне не обязательны, привело к появлению значительного количества альтернативных формулировок для обозначения одинаковой деятельности учреждений.

С одной стороны, подобная свобода при систематизации деятельности учреждений позволяет выбирать подходы, удобные для конкретного учредителя и подведомственной ему сети организаций. С другой – могут возникать сложности при попытках выделения и заимствования лучшей практики у других муниципалитетов ввиду несопоставимости состава услуг и работ, а следовательно, и показателей объема и качества.

Пример

Для описания схожей деятельности Домов культуры различных муниципальных образований в основном используются следующие варианты формулировок услуг и работ:
1) реализация культурно-досуговых, просветительских, оздоровительных и развлекательных мероприятий;
2) организация культурного досуга и отдыха населения;
3) организация работы клубных объединений;
4) проведение различных общественных и социально-значимых культурно-массовых мероприятий;
5) организация досуга различных групп населения;
6) проведение различных по форме общественных и общественно-значимых мероприятий.

Встречаются задания для одного учреждения на оказание от 1 до 4 из перечисленных услуг. На практике в деятельности Дома культуры можно выделить по крайней мере два обособленных направления – организация мероприятий и организация работы клубных объединений. Каждое из направлений связано со специфическими издержками, которые будут зависеть от количества проводимых мероприятий и интенсивности работы кружков.

Исходя из предпосылки о том, что муниципальное задание является инструментом планирования деятельности учреждения и напрямую связано с его финансированием, целесообразно выделить указанные в примере самостоятельные блоки работы в отдельные услуги. Альтернативное решение – выделение одной услуги (например, организация досуга населения) с двумя показателями объема – количество мероприятий и количество клубных формирований.

Новое в регулировании государственных и муниципальных заданий в статье "Муниципальное задание для бюджетных учреждений на 2016 год

Два показателя объема означают необходимость раздельного расчета нормативных затрат, что позволит более корректно спланировать объемы финансирования.

Подобное решение удобно использовать для небольших учреждений в целях упрощения работы с муниципальным заданием, в т. ч. за счет упрощения отчетности.

Показатели объема

При определении набора показателей объема важно помнить, что именно эти показатели в соответствии с действующим законодательством увязаны с объемами финансирования учреждений. Каждому показателю объема должно соответствовать конкретное значение нормативных затрат на оказание услуги. В то же время анализ утвержденных муниципальных заданий показывает, что подобная связь учитывается далеко не всегда.

Пример

Рассмотри показатели объема, выбранные различными муниципалитетами для библиотек. В заданиях на оказание услуги «Библиотечно-информационное обслуживание населения» выделены показатели:
1) библиотечный фонд;
2) выдача книг из библиотеки пользователям (читателям);
3) обслуживание населения – количество посещений;
4) количество читателей.

С точки зрения нормирования затрат последние три показателя связаны с одной и той же деятельностью учреждения, а значит, речь идет об одних и тех же затратах. Следовательно, попытка раздельного расчета затрат приведет к дублированию издержек.

Оптимальным представляется выбор одного из перечисленных показателей (например, количество книговыдач). При этом информация об общем количестве посещений и читателей, безусловно, является важной и характеризует качество оказания услуг. Соответствующие данные могут быть включены в состав показателей качества.

Могут быть использованы как абсолютные, так и относительные показатели (например, динамика количества читателей).

Аналогичные проблемы можно встретить и в заданиях для детских школ искусств, где в качестве показателей объема часто указываются одновременно количество, прием обучающихся и количество направлений обучения. С точки зрения нормирования в качестве показателя объема для образовательных услуг, в т. ч. в части дополнительного образования детей, удобно использовать контингент (для больших учреждений возможно его распределение по направлениям обучения для более корректного расчета нормативных затрат).

Запомнить

Стоит избегать показателей, не связанных прямо с объемами оказания услуг. Так, включение в состав показателей объема уровня укомплектованности кадрами представляется некорректным. Такой показатель, скорее, должен быть отнесен к характеристике качества услуги.

Качество услуги

Пожалуй, одним из самых сложных методологических вопросов, связанных с формированием муниципальных заданий остается определение набора и планирование значений показателей, характеризующих качество услуг.

Задача определения основы для сопоставления, поощрения и наказания учреждений, а в дальнейшем и принятия управленческих решений относительно участия негосударственных организаций остается нерешенной.

Международный опыт показывает, что идеального решения в данном случае не существует. Тем не менее постепенное появление консенсусов представляется возможным при условии согласованности действий и заинтересованности участников системы.

В качестве рекомендаций по определению набора показателей качества можно выделить следующие. Во-первых, следует избегать «негативных показателей», например, количество жалоб, количество предписаний надзорных органов и т. д. Во-вторых, при выборе показателей следует оценить риск возникновения «работы на показатель». Так, фиксированием в задании показателя «Динамика количества учеников с отметками “отлично” по сравнению с прошлым годом» может создавать стимулы к завышению оценок. В-третьих, переход к ориентации на интересы потребителей обуславливает важность включения показателей, характеризующих степень удовлетворенности потребителей оказываемыми услугами.

Наконец, важно учитывать специфику учреждения, обусловленную его географическим положением, масштабом и контингентом. Например, показатель, определяющий долю обучающихся, занявших призовые места на различных конкурсах, подходит для крупных учреждений дополнительного образования детей на федеральном и региональном уровнях. Для муниципальной школы искусств адекватным показателем можно считать сохранность контингента, которая демонстрирует заинтересованность населения в услугах.

мнение специалиста

Ирина Абанкина,
канд. экон. наук, директор Института развития
образования НИУ ВШЭ

С внедрением системы государственных (муниципальных) заданий возникли методологические сложности. Переход к новой системе финансирования означает, что теперь необходимо обеспечивать не сеть государственных (муниципальных) учреждений, а их деятельность – оказание государственных (муниципальных) услуг. Но кроме текущих расходов на осуществление услуги (оплата труда персонала, амортизация оборудования, расходные материалы), есть еще расходы инвестиционного характера, которые ориентированы на долгосрочный период и помогут в будущем модернизировать деятельность учреждения, улучшить качество услуги. Нужно ли такие расходы учитывать в государственном (муниципальном) задании, или их финансирование должно осуществляться только за счет субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций? Полной ясности пока нет.

Контроль за исполнением

В большинстве опубликованных на сайте http://bus.gov.ru заданиях предусмотрена только отчетность о достижении запланированных значений показателей объема и качества услуг.

Однако встречаются и такие задания, в которых предусмотрена иная информация, необходимая для их исполнения (контроля за исполнением).

Пример

Чрезмерное ужесточение контроля и ограничения свободы и инициативы учреждений может, например, выражаться в следующем. В задании для детской школы искусств предусмотрено, что для контроля ежемесячно подлежат проверке:
1) журналы успеваемости и посещаемости учащихся;
2) индивидуальные планы учащихся;
3) экзаменационные ведомости;
4) данные бухгалтерского учета и др.

Удачным решением будет включение в состав информации о выполнении задания характеристики факторов, повлиявших на отклонение фактических результатов от запланированных. А также перспектив выполнения задания согласно утвержденным объемам. Соответствующие положения создают условия для взаимодействия и диалога между учреждением и учредителем по результатам деятельности, предупреждают проблемы с выполнением задания.

Вывод

Анализ опубликованных на сайте http://bus.gov.ru муниципальных заданий для учреждений культуры позволяет предположить, что в настоящее время данный инструмент рассматривается участниками системы, скорее, как формальность, а не способ управления и выстраивания контрактных отношений.

Одной из причин данного явления можно считать описанную выше проблему с показателями, которую в более общем виде можно сформулировать как отсутствие инструментов для оценки результатов деятельности муниципальных учреждений, а следовательно, и возможности их увязки с финансированием.

Возможно, по мере постепенного внедрения норм Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, появления необходимых навыков ситуация изменится.

Однако данную проблему необходимо учитывать при разработке новых и корректировке уже принятых мер по совершенствованию деятельности муниципальных учреждений.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×