Принцип «от достигнутого» заменяется глобальным бюджетом

1598
 Мартынчик С.
Д-р мед. наук, зав. лабораторией НИИ общественного здоровья и управления здравоохра- нением ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова»
Новые подходы к планированию, связанные с переходом к финансированию государственных (муниципальных) учреждений, в т. ч. и в сфере здравоохранения, в рамках госзадания предполагают использовать бюджет в качестве инструмента достижения стратегических целей. Привычное планирование «от достигнутого» уступает место поэтапной работе по установлению целей, определению структурных подразделений – центров финансовой ответственности, разработке системы сбалансированных показателей, мониторингу показателей деятельности и реализации корректирующих действий.

Аналитический или системный подход?

Подчеркнем, что в настоящем материале речь пойдет о системе планирования в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения. Для перехода на программно-целевое бюджетное планирование можно использовать и аналитический, и системный подход.

Аналитический подход предполагает, что перечень программ оказания медицинской помощи, их содержание и объемы финансирования формируются исходя из сложившейся структуры и утвержденных показателей бюджета учреждений. Системный подход подразумевает формирование перечня программ бюджетирования исходя из стратегических целей и задач, стоящих перед учреждением на долгосрочную перспективу.

При выборе подхода нужно учитывать, что для того, чтобы бюджет стал действенным инструментом в повышении эффективности расходов учреждений, он должен быть сформирован с учетом взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования.

Именно поэтому предпочтительным представляется системный подход (рис. 1).

Рис. 1. Связь стратегического управления
и бюджетного планирования

Глобальный бюджет

Ряд экспертов считает целесообразным определить государственную (муниципальную) услугу в сфере здравоохранения как деятельность по предоставлению медицинской помощи, финансируемую за счет бюджета и ориентированную на законченный случай лечения по профилю заболевания.

Законченный случай оказания медпомощи рассматривается как единица измерения ее объема и финансирования в соответствии с внутриучрежденческим стандартом, нормативом, установленным учредителем, и достигнутым результатом лечения.

При определении стандартных (нормативных) затрат и стоимости законченного случая оказания медицинской помощи целесообразно применять подход, основанный наклинической и затратной однородности клинико-статистических групп заболеваний (КСГ). КСГ – это укрупненные единицы объема помощи, учитывающие нозологическую форму, исход лечения и использование ресурсов.

КСГ используются как система технологических и расходных нормативов для составления дифференцированных шкал возмещения расходов (в пересчете на законченный случай лечения). Кроме того, эта система - основа формирования глобального бюджета учреждений здравоохранения при программно-целевом бюджетном планировании.

Глобальный бюджет – это финансовый план (программа) работы учреждения на определенный период времени (календарный год). В работе над глобальным бюджетом принимают участие руководители всех уровней; работа организуется «снизу вверх» (на основании параметров, задаваемых вышестоящим руководителем).

В стратегическом плане определяются прогнозные показатели на двух-, трехлетний период; устанавливаются целевые значения различных измеряемых показателей, нормативы финансовых затрат для структурных подразделений учреждения по видам деятельности. В рамках бюджетного планирования определяют размер целевых ассигнований на финансирование государственных программ по оказанию медицинской помощи.

Запомнить

Бюджетное планирование на предстоящий финансовый год строится на основании данных предыдущих периодов.

Глобальный бюджет формируется из бюджетных планов так называемых центров финансовой ответственности (ЦФО) – структурных подразделений учреждения. ЦФО готовят свои бюджетные планы исходя из установленных целевых значений ключевых показателей видов деятельности и нормативов финансовых затрат.

В основе планирования глобального бюджета учреждения лежит система сбалансированных показателей. Смысл построения такой системы – в обеспечении взаимосвязи стратегических планов и конкретных задач, которые нужно решить различным подразделениям и службам учреждения (медицинским, экономическим, хозяйственным) для достижения этих целей.

В систему включают ключевые показатели, отражающие как поставленные цели, так и полученный результат работы (например, число пролеченных больных, число случаев с положительными и неудовлетворительны- ми результатами лечения и т. д.).

Сбалансированность системы нужна для того, чтобы ключевые показатели учитывались в тех пропорциях, в каких они влияют на конечный результат.

При этом выделяют:

1. традиционные финансовые показатели;

2. показатели, характеризующие отношения с потребителями услуг (пациентами), плательщиками за услуги (пациенты, страховые медицинские организации), конкурентами (другими ЛПУ);

3. показатели, характеризующие внутренние процессы учреждения (оказание медицинских услуг, текущее снабжение и т. д.);

4. показатели, отражающие потенциал учреждения (кадры, организационные и информационные технологии и т. д.).

Разработка глобального бюджета рассматривается с точки зрения интеграции имеющихся ресурсов и планируемых результатов (рис. 2).

На структуру глобального бюджета учреждения оказывают влияние:

  • уровень бюджетирования;
  • назначение бюджета;
  • бюджетный период;
  • планируемые величины;
  • методика бюджетирования (формирования и исполнения бюджета применительно к государственному (муниципальному) заданию).

Экономический смысл глобального бюджета состоит в согласовании экономических интересов финансирующей стороны (государства) и исполнителя государственной (муниципальной) услуги (учреждения здравоохранения).

Запомнить

Поскольку показатели деятельности центров финансовой ответственности (структурных подразделений) учитываются в общей системе управленческого учета учреждения, они должны быть связаны с системой сбалансированных показателей.

Процесс такого согласования состоит из следующих основных этапов:

1. разработка предварительных планов по оказанию медпомощи;

2. переговоры между распорядителем бюджетных средств и исполнителем услуг; согласование условий заключаемых договоров на оказание медицинских услуг;

3. заключение договоров на оказание определенных объемов медуслуг по согласованным ценам;

4. мониторинг результатов и оценка выполнения договорных обязательств.

Рис. 2. Классификация бюджетов учреждений здравоохранения

Организационно-экономический механизм

Организационно-экономический механизм программного бюджетирования и проспективной оплаты по законченному случаю оказания медицинской помощи определяется практикой договорных отношений (по расчетам и согласованию объемов финансирования определенных видов услуг, по порядку ценообразования, по установлению обязательств в части оплаты услуг и тарифного регулирования применительно к госзаданию).

Запомнить

Стратегическое и бюджетное планирование объемов госзадания лежит в основе системы контроля исполнения и корректировки бюджетов структурных подразделений учреждения. Это позволяет сопоставить результаты деятельности подразделений с запланированными целями и оперативно отслеживать отклонения от целевых значений по ключевым показателям.

Создание прозрачной и понятной системы финансирования по видам медпомощи позволяет определить степень ответственности структурных подразделений учреждения за выполнение натуральных и стоимостных показателей количества, качества оказанных медуслуг, а также решить, насколько необходима консолидация показателей по учреждению в целом.

Автором были систематизированы инструменты программно-целевого бюджетирования и предложена схема организации бюджетного процесса.

В таблице 1 приведена схема, позволяющая выделить этапы организации и основные структурные компоненты процесса.

Запомнить

Для выбора наиболее адекватного метода ценообразования и эффективного управления ресурсами учреждения целесообразно провести сравнительную оценку тарифа на законченный случай лечения по профилю заболевания и дифференцированных тарифов КСГ.

Таблица 1

Схема организации бюджетного процесса

Таблица 2

Схема расчета стоимости государственной (муниципальной) услуги

В таблице 2 приведена схема расчета стоимости государственной (муниципальной) услуги учреждения, позволяющая увязать бюджетные ресурсы с результатами. Предложенные рекомендации по управлению бюджетными расходами и ресурсами учреждения направлены на повышение доступности и качества медицинской помощи, а также на минимизацию финансовых рисков всех участников экономических отношений при реализации госзадания.

Эти рекомендации могут использоваться в практической деятельности учреждения для комплексного решения проблемы формирования, финансового обеспечения и исполнения госзадания на оказание медицинской помощи по широкому спектру клинических специальностей.

Запомнить

Для повышения эффективности управления государственными ресурсами и ориентации деятельности учреждения на результат рекомендуется провести мониторинг исполнения бюджета по критериям количества и качества оказанных медицинских услуг, создать информационную систему ЛПУ.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль