Подводные камни электронных торгов

1653
 Бурков А.
Ведущий эксперт Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева, ГУ-ВШЭ
За время действия электронных торговых площадок у заказчиков и поставщиков товаров, работ (услуг) накопилось немало проблем. Связаны они с несовершенством механизма электронных торгов: ненадежностью технической системы и сомнительными действиями со стороны участников. О подводных камнях электронных аукционов и пойдет речь далее.

Каждому по потребности

В целях обеспечения государственных нужд бюджетные учреждения участвуют в электронных торгах, размещая соответствующие заказы. В ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) дается определение термина «государственные нужды». Это потребности Российской Федерации и государственных заказчиков в товарах, работах и услугах, которые обеспечиваются за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ (а также внебюджетных источников финансирования). Соответственно, к муниципальным относятся нужды муниципальных образований и муниципальных заказчиков, которые обеспечиваются за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников.

Статистика аукционов

За 2011 г. в России проведена 801 351 процедура электронного аукциона на общую сумму свыше 3 трлн руб. Существенная цифра, особенно если учесть, что более 50% аукционов оказались несостоявшимися, т. е. на них либо была подана единственная заявка, либо не было подано ни одной. Данные цифры заимствованы с ресурса www.zakupki.gov.ru.

Схема выбора способа закупки

Для бюджетного учреждения нормы Закона № 94-ФЗ обязательны всегда, независимо от того, каков источник финансирования. Из ст. 10 Закона № 94-ФЗ следует, что если закупаемая продукция попадает в перечень товаров, работ и услуг, закупаемых способом открытого аукциона в электронной форме (далее – Перечень), то применение конкурсных процедур запрещено. За нарушение данного запрета к должностному лицу заказчика или уполномоченного органа, согласно ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, применяются штрафные санкции в размере 50 000 руб.

Нормативный документ

В Правительство РФ внесен проект закона № 68702-6 «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Федеральная контрактная система предусматривает ведение деятельности заказчика на профессиональной основе.

Так, согласно ст. 36 законопроекта, для выполнения функций по планированию и осуществлению закупок заказчики создают специальные самостоятельные структурные подразделения (далее – контрактные службы).

Работники контрактной службы должны иметь высшее профессиональное образование или пройти профессиональную переподготовку, повышение квалификации в сфере закупок, а также обладать специальными знаниями и навыками и иметь соответствующий опыт работы. Стаж работы в сфере закупок руководителя контрактной службы должен составлять не менее трех лет.

Перечень принят Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона».

Что касается закупок мелкого объема, то несколько размытые указания Закона № 94-ФЗ исчерпывающе комментируются разъяснительным письмом Минэкономразвития России от 29.07.2010 № 13369-АП/Д22 совместно с ФАС РФ № АЦ/24051 от 27.07.2010 «О порядке проведения открытых аукционов в электронной форме».

Согласно разъяснениям, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 000 руб., допускается размещение заказа способом запроса котировок с учетом ограничения по одноименности (по дате заключения контракта в квартал). Для мелких закупок до 100 000 руб. указания аналогичны.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время государственный и муниципальный заказ представляет собой электронный аукцион с небольшими дополнениями.

Площадки размещения

В России действуют пять информационных систем для электронных торгов. Каждый участник может обратиться к официальному порталу государственных закупок www.zakupki.gov.ru и ознакомиться с этими ресурсами. За 2011 г. более половины всех электронных аукционов пришлось на площадки ЗАО «Сбербанк АСТ» и ОАО «Единая электронная торговая площадка». Кроме данных систем, легитимными ресурсами являются «Агентство государственного заказа Республики Татарстан», «РТС-тендер» и «ЭТП ММВБ».

Почему электронных площадок пять? Это принципиальное решение Минэкономразвития России, которое было направлено на усиление контроля за работой операторов и борьбу с коррупцией. С этой позиции и следует рассматривать систему электронных закупок России.

Идейное содержание

Идеология электронного аукциона держится на трех китах:

1. презумпция добропорядочности участника;

2. презумпция коррумпированности заказчика;

3. поддержка отечественной кредитно-финансовой системы.

Из идеологии следует постановка задачи: на ограниченном количестве информационных систем (отбор осуществлялся Минэкономразвития России и ФАС России) проводятся электронные торги, до окончания которых заказчик не должен знать, кто является участником и, соответственно, не может повлиять на результат. Для этого созданы информационно-финансовые посредники – операторы электронных площадок.

Запомнить

Для правильного выбора способа закупки заказчик должен определить код ОКДП продукции и проверить его наличие в Перечне товаров (работ, услуг).

Вся процедура торгов предусматривает исключительно электронный документооборот, который производится через электронную площадку и поддерживается технологическими средствами. Оператор площадки отвечает за хранение и предоставление в контрольные органы таких документов. Почему такое внимание уделяется правилам электронного документооборота? Причина – отсутствие федерального закона об электронном документе и неразвитость механизмов защиты.

А что у них

Технологию электронного аукциона многие считают отечественным изобретением, что не вполне верно. Процедура электронного реверсивного аукциона не является принципиально новой для зарубежной закупочной практики. Однако масштаб применения таких торгов абсолютно несопоставим с отечествен- ным. Например, в 2009 г. в Великобритании прошло не более десятка таких процедур. Причины такого настороженного отношения к электронному аукциону следующие: во-первых, для торгов необходимо сформировать начальную цену и определиться с отметкой максимального снижения цены (антидемпинговая защита), во-вторых, говоря о торгах в режиме онлайн, надо всегда предусматривать эффективный механизм защиты прав и интересов всех участников про- цедуры. Российская практика административных разбирательств по электронным аукционам подтвердила общие научные закономерности.

С чего начинается электронный аукцион

Заказчик должен получить в органах Казначейства России электронную подпись, которая выдается в аккредитованном при любой из площадок центре, и пройти аккредитацию на общероссийском сайте www.zakupki.gov.ru. Далее заказчик разрабатывает документацию, определяет дату аукциона и размещает на указанном сайте сведения о закупке.

Интересно, что в ч. 12 ст. 41-3 Закона № 94-ФЗ оговорено отсутствие ответственности оператора за проверку сведений, подаваемых участниками при аккредитации или при актуализации. Принятие такой поправки ставило целью избавить оператора от невыполнимой по объему ручной работы по проверке огромного массива информации (уставы, выписки ЕГРЮЛ и т. д.).

Пример

Практика проведения торгов по регламенту гл. 3 Закона № 94-ФЗ показала, что в некоторых случаях документы реестра участников на электронных торговых площадках относятся к различным юридическим лицам, хотя номинально закреплены за одним участником.

Движение денежных средств

Рассмотрим механизм обеспечения заявки. Согласно действующей системе, денежные средства участника поступают не на счет заказчика, открытый в органе Казначейства, а на специальный счет оператора. Чем больше участник положит средств на такой «депозит» в банке, тем больше у него будет возможностей для участия в различных торгах. Данный замысел законодателя поясняется следующим образом: во-первых, обеспечение конфиденциальности участника (заказчик не знает, кто зачислил деньги), во-вторых, возможность внесения денежных средств является косвенным подтверждением финансовой квалификации участника.

Процедура прохождения заявки

Участник формирует заявку в двух частях: первая – сведения о сути предложения, вторая – сведения непосредственно об участнике. Обе части поступают оператору. Далее оператор направляет заказчику первые части (если аукцион состоялся), оставляя у себя вторые.

Заказчик рассматривает заявку, при этом участнику не запрещено указывать в составе первой части минимальные сведения о себе. После рассмотрения первых частей следует непосредственно аукцион, в котором показываются только номера участников без раскрытия сведений об их наименовании. После этого заказчик рассматривает вторую часть заявки и, как результат, заключается электронный контракт.

Пример

У заказчика электронной торговой площадки возник вопрос размещения проектно-сметной документации, объем которой составляет 262 МБ, а формат чертежей превышал размер А3. Возможности размещения файлов больших объемов на электронной площадке крайне ограничены по многим техническим причинам. Запрет на прямое общение заказчика (уполномоченного органа) с участником размещения заказа привел к работе с информационным посредником (оператором площадки).

В проведении открытого аукциона в электронной форме нет и не предвидится порядка легитимного адресного предоставления аукционной документации. Вместо этого участнику предлагается самостоятельно скачать ее с сайта оператора.

В итоге заказчик решил проблему довольно просто: распечатал чертежи, сфотографировал их и разместил фотографии низкого качества. Формально норма законабыла исполнена, т. к. качество данных никем не контролируется.

Недоработки системы

Ход процедур проведения электронных торгов лучше всего отражает практика жалоб участников на действия операторов электронных площадок. Более половины всех жалоб относится к проблеме технических сбоев сервера площадки при подаче заявки или при вводе ценовых предложений.

При этом контролерами рассматриваются крайне сомнительные доказательства в виде «снимков экрана» и разбирательство производится достаточно субъективно. Для решения этих проблем в настоящее время создается система независимого регистратора всех юридически значимых действий участников, которые дошли до площадки.

Существует и другой внушительный пласт жалоб, не относящийся к работе операторов площадок, но характеризующий систему в целом. Приведем яркий пример.

Рособоронзаказ получил жалобу следующего содержания: при размещении заказа на защитные шлемы стоимостью свыше 50 млн руб. два участника, используя робот рассылки, снизили цену до 10 и 12 млн руб. соответственно. Реальный производитель, который подал жалобу, не мог допустить такого снижения цены, поэтому перестал вести борьбу за контракт.

В результате при рассмотрении заказчиком вторых частей заявки выяснилось, что оба «победителя» не имеют соответствующих лицензий на выполнение поставок спецтехники, обе заявки были отклонены. Контракт достался организации, которая заняла третье место.

«Четвертый лишний» заподозрил трех финалистов в договоренности между собой. Два первых участника (у одной компании уставной капитал сформирован ноутбуком стоимостью 10 000 руб.) получили назад свое обеспечение заявки и продолжили аукционную деятельность.

Нужны ли такие участники госзаказу? Сомнительно. Жалоба осталась без удовлетворения, т. к. формально никаких требований Закона № 94-ФЗ не нарушено.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль