Сестринская служба. Психолого-педагогические аспекты деятельности

91
Любая деятельность является качественной, если она системная. Задача повышения качества и доступности медицинской помощи подразумевает высокий профессиональный уровень медицинских сестер и особенно организаторов сестринского дела – главных и старших медицинских сестер.

Любая деятельность является качественной, если она системная. Задача повышения качества и доступности медицинской помощи подразумевает высокий профессиональный уровень медицинских сестер и особенно организаторов сестринского дела – главных и старших медицинских сестер.

Н.Г. Чернышевский утверждал, что человеку для образования ума и сердца необходимы три качества: обширные знания, привычка мыслить и благородные чувства.

Изменения, происходящие в мире, актуализируют признание в масштабе человеческого сообщества цивилизованных норм общения и деловой культуры.

Менеджер сестринского дела – это управляющий, руководитель, главной функцией которого является работа с сестринским и младшим медицинским персоналом. Менеджер, желающий быть самостоятельным в принятии решений, обязан иметь идеологию, связанную с мировоззренческой культурой и гражданской позицией.

 

Факультет повышения квалификации совместно с кафедрой педагогики и психологии КММИВСО провел исследование, направленное на изучение социально-психологической адаптации менеджеров сестринского дела по методике К. Роджерса и Р. Даймонда.

Данная методика предполагает изучение целостной системы осознанного саморегулирования деятельности и поведения посредством выявления степени адаптированности – дезадаптированности в системе межличностных отношений с использованием 101 утверждения. В исследуемую группу были включены 60 менеджеров сестринского дела, работающих главными и старшими медицинскими сестрами городских больниц и поликлиник г. Краснодара. Высшее сестринское образование имеют 40% респондентов, среднее профессиональное образование – 60%. В исследуемой группе 65% респондентов имели стаж работы в занимаемой должности более 10 лет, 18% – от 5 до 10 лет и 17% работали в должности менеджера сестринского дела менее 5 лет.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что среди главных и старших медицинских сестер, работающих более 10 лет, 47% респондентов готовы к выполнению социальной роли менеджера, 34% испытывают трудности в управленческой деятельности, 19% опрошенных отмечают психологические затруднения во взаимодействии с руководителями разных уровней управления. В исследуемой группе со стажем менее 10 лет к выполнению социальной роли менеджера готовы 34% опрошенных, испытывают трудности в управленческой деятельности 26%, психологически затрудняются взаимодействовать с руководителями разных уровней 40% респондентов. Реальными лидерами являются 23% менеджеров сестринского дела, испытывают зависимость от заведующего отделением, главного врача и главной медицинской сестры 77% опрошенных.

Исследование организаторских способностей по В. Бойко представлено 40 вопросами, посредством которых определяется уровень проявления организаторских способностей. Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы: 40% менеджеров проявляют профессиональную самостоятельность, 30% испытывают трудности из-за незнания технологии проведения коллективных, групповых и индивидуальных мероприятий, у 30% респондентов организаторские способности нивелированы, сведены к менторскому тону, исключающему иное мнение и предпочтение.

У 40% менеджеров коммуникативные способности отвечают требованиям управленческой культуры руководителя, у 60% есть проблемы в обеспечении целесообразного взаимодействия.

У 40% менеджеров сестринского дела взаимодействие с медицинскими сестрами осуществляется на основе профессиональных установок, у 23% – дружеского расположения, 20 – общения-дистанции; 10 – общения-устрашения, у 7% опрошенных – на основе общения-заигрывания.

Результаты исследования ценностных ориентаций менеджеров сестринского дела по М. Рокичу, предполагающего ранжирование 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей по степени значимости их для каждого участника, свидетельствует, что у 50% опрошенных уровень ценностных притязаний и степень удовлетворения этих ценностей находятся в гармонии, у 30% имеются проблемы из-за частичного несоответствия ценностей и степени их удовлетворения, у 20% – острая неудовлетворенность из-за несоответствия ценностей и степени их удовлетворения.

Эмпирические исследования актуализировали реализацию аспектов психолого-педагогического обеспечения деятельности менеджера сестринского дела, т. к. позволили выявить нерешенные в практической деятельности проблемы:

  •  трудности в осуществлении управленческой деятельности;
  •  психологические сложности во взаимодействии с руководителями разных уровней управления (с заведующим отделением, главной медицинской сестрой, заместителем главного врача по работе с сестринским персоналом, главным врачом);
  •  неспособность осознавать свободу в честном служении делу, предполагающую осознанную ответственность перед руководителем ЛПУ;
  •  несформированность организаторских и коммуникативных способностей, развитием которых необходимо заниматься;
  •  несоответствие ценностных притязаний и степени удовлетворения этих ценностей.

Полученные результаты были представлены на конференции медицинских сестер, проводимой в ГУЗ ККБ № 1 им. профессора С.В. Очаповского в апреле 2008 г. Сотрудники кафедры педагогики и психологии в соответствии с выявленными проблемами разработали программу тематического усовершенствования “Психолого-педагогические аспекты деятельности менеджеров сестринской службы” в объеме 72 ч. В программе представлены разделы “Психология управления”, “Социальная психология групп”, “Эффективная команда: шаги к созданию”, “Имиджелогия. Секреты личного обаяния”.

В течение 2007/08 учебного года было проведено 3 цикла тематического усовершенствования “Психолого-педагогические аспекты в деятельности менеджеров сестринской службы” для руководителей среднего звена, главных, старших медицинских сестер и их дублеров в ГУЗ ККБ № 1 им. профессора С.В. Очаповского. Группы комплектовались с учетом стажа управленческой деятельности: 50% менеджеров, имеющих стаж более 5 лет, 50% – менее 5 лет.

В управленческой деятельности менеджера важна мотивация и мотивирование, управление мотивационным потенциалом сотрудников. Вниманию управленцев сестринского дела были представлены теории мотивации в историческом развитии: концепция “экономического человека” Ф.У. Тейлора, концепция “социального человека” Э. Мейо, концепция “творческого человека” Г. Оллпорта и А. Маслоу. Роль личности руководителя в эффективной управленческой деятельности, индивидуальная управленческая концепция, ее психологическая сущность, природа, функции и основные “дефекты” – эти и другие темы нашли отражение в разделе “Психология управления”.

Раздел “Социальная психология труда” представлен “Базовыми законами групповой динамики”. Вниманию слушателей были предложены модель лидерства: личностные характеристики, черты и навыки лидеров и подчиненных; поведение лидера; эффективность лидерства, лидерство “путь – цель”, нормативная модель; влияние группового климата, теория жизненного цикла лидерства.

Особое внимание уделялось теме “Эффективная команда и шаги ее создания”. В процессе изучения темы слушатели знакомятся с понятием команды, принципами и технологией ее создания, основными типами распределения функций и формами управления в команде, секретами эффективности и профилактикой распада команд. Кроме того, на занятиях рассматривают пути командообразования: определение целей и средств их достижения, подбор и отбор членов команды; исследование межличностных предпочтений, диагностика жизнеспособности команды.

Раздел “Имиджелогия” представлен темами “Силовое поле общения”, “Мастерство управления”; “Общение – учебник жизни” (глубинный смысл общения, стратегии общения, нормативные поведенческие правила менеджера); “Инструментарий личного обаяния”, “Искусство вхождения в образ”.

Каждый раздел тематического плана повышения квалификации реализуется силами профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики и психологии КММИВСО совместно с факультетом повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Характерная особенность реализации данной программы – это систематическое осмысление материала, предлагаемого вниманию слушателей, посредством проведения практических занятий в виде психологических тренингов в малых группах, общих дискуссий, решения проблемно-ситуационных задач и их анализ.

Источник: Журнал "Главная медицинская сестра",№6-2009

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль