text
Учет в учреждении

Каждой операции - свой документ

  • 30 августа 2012
  • 4924
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития

В данной статье рассмотрим ошибки бухгалтеров при документальном оформлении различных хозяйственных ситуаций. С этой целью проанализируем требования действующих нормативных правовых актов и применение их на практике.

Переходящий авансовый отчет

СИТУАЦИЯ. Сотрудник был отправлен в командировку в конце месяца. Вернулся он в начале следующего месяца. Согласно представленным документам часть расходов была произведена в одном месяце (проезд к месту командировки, проживание), а часть – в следующем (проезд из командировки).

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
В бюджетном учете все расходы подотчетного лица отражены датой авансового отчета. При этом оформлен один авансовый отчет. Произведенные подотчетным лицом расходы следовало отражать в учете датами документов, подтверждающих эти расходы. Следовало оформить два авансовых отчета, отдельно за каждый месяц.

КОММЕНТАРИЙ. Согласно п. 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы. Согласно приказу Минфина России от 15.12.20120 № 173н (далее – Приказ № 173н) Авансовый отчет (ф. 0504049) не является первичным документом, а относится к учетным регистрам. Следовательно, основанием для отражения сведений о расходах, произведенных подотчетным лицом, будут предоставленные им документы. В учете данные расходы должны быть отражены датами этих документов.

Как же быть с тем, что расходы пришлись на два разных месяца? Согласно положениям Инструкции № 157н (п. 11) и приказа № 173н Журналы операций (ф. 0504071) с последующим переносом данных в Главную книгу (ф. 0504072) должны формироваться ежемесячно. Для корректной привязки к Журналу операций (ф. 0504071) Авансовые отчеты (ф. 0504049) следует формировать в конце месяца с выведением остатка. А на следующий месяц открывать авансовый отчет с входящим остатком. В рассматриваемой ситуации при составлении двух авансовых отчетов по одной командировке не будет проблем ни с датами отражения операций в учете, ни с подшивкой авансовых отчетов в журналы операций.

Обоснование акта списания

СИТУАЦИЯ. Администрация сельского поселения произвела списание автомобиля, поврежденного градом. Для обоснования списания было получено техническое заключение, работа по составлению которого оплачена сторонней организации. Оприходованы пригодные для использования автошины, аккумулятор, автомагнитола. Автомобиль сдан в пункт приема металлолома.

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО

В акте о списании:

  • в разделе «Заключение комиссии» указано: «Автомобиль ремонту не подлежит. Следует списать с балансового учета».
  • в разделе «Перечень прилагаемых документов» указан технический паспорт автомобиля;
  • раздел «Затраты на демонтаж и списание» не заполнен;
  • раздел «Поступило от списания» не заполнен;
  • раздел «Выручка от реализации» не заполнен.

Следовало указать:

  • в разделе «Заключение комиссии» – обоснование списания и решение о способе уничтожения;
  • в разделе «Перечень прилагаемых документов» – документы, связанные со списанием автомобиля;
  • в разделе «Затраты на демонтаж и списание» – расходы на техническую экспертизу;
  • в разделе «Поступило от списания» – все оприходованные детали по рыночной цене, а также металлолом;
  • в разделе «Выручка от реализации» – выручку от сдачи металлолома.

КОММЕНТАРИЙ.Согласно п. 51 Инструкции № 157н списание объекта основных средств может производиться по основаниям:

  • нецелесообразности дальнейшего использования;
  • непригодности;
  • невозможности или неэффективности восстановления.

В описанной ситуации – повреждение градом – вряд ли можно говорить о нецелесообразности использования, непригодности или невозможности восстановления. Речь может идти только о нецелесообразности восстановления объекта с точки зрения стоимости и сроков ремонта. Значит, в разделе «Заключение комиссии» акта о списании так и должно быть написано: «Степень неисправности автомобиля (повреждения в результате града и общий износ узлов и деталей) подтвержден документально. Произведен расчет стоимости ремонта. Принято решение о нецелесообразности ремонта».

Также в п. 51 Инструкции № 157н указано, что при списании объекта основных средств следует принять решение о способе его уничтожения. И отразить его в акте о списании. В рассматриваемой ситуации в разделе «Заключение комиссии» может быть указано: «Принято решение о демонтаже исправных неизношенных узлов, которые могут быть использованы, остальные узлы следует сдать на металлолом или в организации, имеющие лицензию на размещение отходов 3–4-го классов опасности».

К документам, связанным со списанием автомобиля, которые должны были быть перечислены в разделе «Перечень прилагаемых документов», рекомендуется отнести:

  • справка о выпадении града с указанием даты, времени, территории (заказывается в метеоцентре);
  • техническое заключение, подтверждающее как имеющиеся повреждения в результате града, так и общее техническое состояние автомобиля;
  • расчет расходов на ремонт;
  • документ, подтверждающий квалификацию юридических (физических) лиц, выдавших техническое заключение и производивших расчет расходов на ремонт;
  • акт определения рыночной цены высвобожденных запасных частей;
  • документ, подтверждающий сдачу металлолома;
  • документ, подтверждающий наличие у организации, осуществившей прием металлолома, соответствующей разрешительной документации.

Передача денежных документов

СИТУАЦИЯ. Министерство труда и социальной защиты субъекта РФ приобретает путевки в лечебно-оздоровительные учреждения для детей с трудной жизненной ситуацией. Распространение указанных путевок производится через Центры социального обслуживания населения в муниципальных районах и городских округах. Центры социального обслуживания населения имеют статус бюджетных учреждений, для которых министерство является учредителем (оно соответственно работает по плану счетов казенного учреждения). Согласно указаниям министерства путевки подлежат учету учреждениями в составе денежных документов (счет 0 201 35 000 «Денежные документы»).

ОШИБКА БУХГАЛТЕРА КАК ПРАВИЛЬНО
Передача путевок от министерства в цент ры социального обслуживания населения оформляется Извещениями (ф. 0504805) и Накладными на отпуск материалов на сторону (ф. М-15). В указанном случае обязательным является оформление акта о приеме-передаче.

КОММЕНТАРИЙ. Согласно указаниям п. 86 Инструкции № 174н в бюджетных учреждениях поступление денежных документов в кассу учреждения в безвозмездном порядке от государственных учреждений, организаций отражается на основании акта о приеме-передаче. Такой акт должен составляться передающей стороной, в данном случае Министерством труда и социальной защиты.

Оформление Извещений (ф. 0504805) в указанном случае не является обязательным. Согласно приказу № 173н Извещение (ф. 0504805) используется при оформлении расчетов, возникающих по операциям приемки-передачи имущества, обязательств между учреждением и созданными им обособленными структурными подразделениями (филиалами), наделенными полномочиями ведения бухгалтерского учета. Инструкцией № 162н предусмотрено обязательное применение Извещений (ф. 0504805) для операций, отражающихся в учете с использованием счета 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты». В том числе при передаче имущества и обязательств в рамках подчинения одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, а также при отражении расчетов по доходам бюджета между учреждениями, наделенными и не наделенными полномочиями по администрированию кассовых поступлений доходов бюджета. В иных случаях передачи имущества и обязательств между государственными (муниципальными) учреждениями применение Извещений (ф. 0504805) федеральными учетными стандартами не предписано.

Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Простите, что прерываем ваше чтение

Это профессиональный сайт для бухгалтеров госучреждений

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, лучшие статьи доступны только зарегистрированным пользователям.

Чтобы продолжить чтение статьи, зарегистрируйтесь. Это бесплатно.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту!
Зарегистрироваться
×
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

Портал содержит эксклюзивные авторские статьи и образцы отчетных форм с примерами заполнения. Мы следим за качеством наших материалов. Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет всего минуту
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.