Расчет затрат в деталях

1869
 Ловидова А.Г.
зам. начальника отдела методологии эффективности общественных финансов Департамента бюджетной методологии
Несмотря на то что общий порядок расчета затрат на оказание госуслуг в целом понятен, при реализации его на практике, появляется немало вопросов. В данной статье мы попытались составить пошаговую инструкцию по расчету затрат, выделив основные этапы. Такая инструкция поможет и начинающим плановикам, которые впервые взялись за расчеты, и специалистам, уже имевшим опыт формирования объема финобеспечения.

Этап 1. Определяем нормативные затраты на оказание госуслуги

Шаг 1. Выбираем метод расчета. В бюджетных и автономных учреждениях используют нормативный, структурный или экспертный методы.

Вариант 1. В случае наличия в учреждении утвержденных нормативов затрат, выраженных в натуральных показателях (например, нормативов питания, медпрепаратов и т. п.), правильно брать за основу нормативный метод. Затраты определяются путем умножения стоимости единицы группы затрат на количество единиц группы затрат, необходимых для оказания единицы услуги (приказ Минфина России от 22.12.2010 № 178н). Таким образом, рассчитывается норматив затрат:

1. на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда – как произведение средней стоимости единицы рабочего времени персонала, занятого в оказании услуги, на количество единиц времени, необходимых для оказания единицы услуги;

2. на приобретение расходных материалов – как произведение их стоимости на количество, необходимое для оказания единицы услуги;

3. на коммунальные услуги и иные затраты, связанные с использованием имущества, – как произведение норматива потребления коммунальных услуг на размер тарифа, установленный на соответствующий год;

4. на общехозяйственные нужды - как произведение стоимости приобретенных в соответствующем финансовом году услуг на их количество, необходимое для оказания единицы услуги: Nгy = Pед × Qед,
где Nгу – нормативные затраты на оказание единицы услуги (норматив);Pед – стоимость единицы группы затрат;Qед – количество единиц группы затрат, необходимых для оказания единицы услуги (норма расхода).

Нормативный документ

Предоставление субсидии на возмещение нормативных затрат осуществляется на основе Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденного совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 138н/528. В Соглашении главными позициями являются объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.

Пример

В клинической больнице для расчета нормативных затрат этилового спирта на проведение операции по удалению липомы умножим стоимость одного грамма препарата (20 коп.), на норму – 400 г (количество, необходимое для оказания единицы услуги, установленное в приказе Минздрава СССР от 30.08.1991 № 245). Получим:Nгy = 20 × 400 = 8000 (коп.) = 80,00 (руб.)

Отметим, что расчет затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда производится только нормативным методом.

Вариант 2. При структурном методе нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются пропорционально выбранному основанию:

  • объему оказываемых услуг в случае, если они имеют одинаковую единицу измерения (например, человек, посещений и т. п.);
  • численности персонала, непосредственно участвующего в оказании услуги;
  • площади помещения, используемого для оказания услуги.

Как показывает практика, ГРБС чаще используют именно структурный метод, поскольку деятельность большинства учреждений не нормирована:Зi = З × ЗПi : ФОТ,
где Зi – затраты, приходящиеся на i-го сотрудника;З – общая сумма затрат, которую необходимо распределить (например, общехозяйственные расходы);ЗПi – заработная плата i-го сотрудника;ФОТ – общий фонд оплаты труда.

Запомнить

В случае отсутствия утвержденных натуральных нормативов затрат они могут быть самостоятельно установлены органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Пример

Бюджетное учреждение «Детский сад» оказывает три вида услуг: обучение детей дошкольного возраста (A), оздоровление детей дошкольного возраста (B) и семейное консультирование (C).

В отчетном году затраты на оплату труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании услуг, составили 800 000 руб. Затраты на оплату труда работников, принимающих участие в оказании услуги А, составили 160 000 руб. (20%), B – 280 000 руб. (35%), C – 360 000 руб. (45%).

В течение года были произведены следующие затраты: 12 000 руб. – на приобретение расходных материалов, используемых при оказании услуг (канцелярские принадлежности); 200 000 руб. – на общехозяйственные нужды.

Определим норматив затрат:

Вариант 3. При выборе экспертного метода нормативные затраты определяются на основании экспертной оценки. Например, может оцениваться доля затрат в общем объеме затрат, необходимых для оказания услуги; условный объем площадей, необходимых для оказания услуги; количество потребителей услуги.

Шаг 2. Определяем состав затрат. При определении состава нормативных затрат на оказание государственной услуги учитываются:

1. нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги;

2. нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества).

Шаг 3. Определяем структуру нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием услуги. Общей рекомендацией для типологизации основных затрат по оказанию услуг является использование статей (подстатей) КОСГУ.

Вариант 1. В Методических рекомендациях, утвержденных совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 137н/527, предлагается структура норматива затрат, в которую входят:

  • нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании услуги;
  • нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания услуги;
  • иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги.

Учреждение может (но не обязано!) воспользоваться данными рекомендациями.

Запомнить

Структурный метод может быть использован, если учреждение оказывает более двух государственных услуг.

Вариант 2. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, с учетом особенностей госуслуги может дополнительно детализировать и уточнить состав затрат.

Запомнить

При выборе метода (методов) определения нормативных затрат для каждой группы затрат необходимо учитывать отраслевые, территориальные и иные особенности оказания услуги.

Пример

ФГБУ «Центр МТО» выделены в отдельную группу транспортные услуги и услуги связи, которые имеют существенный вес в совокупных затратах учреждения по оказанию государственных услуг.

Шаг 4. Определяем состав затрат на общехозяйственные нужды. К ним относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием услуги, и к нормативным затратам на содержание имущества.

Вариант 1. Можно выделить следующие группы затрат:

  • на коммунальные услуги (за исключением нормативных затрат на содержание имущества);
  • на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления или приобретенным им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества. А также недвижимого имущества, находящегося у учреждении на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания государственных услуг;
  • на содержание объектов особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества;
  • на приобретение услуг связи;
  • на приобретение транспортных услуг;
  • на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании услуги (административно-управленческий, административно-хозяйственный, вспомогательный и иной персонал);
  • прочие затраты на общехозяйственные нужды.

Пример

При расчете стоимости услуг по оказанию медицинской помощи в качестве прямых расходов следует учесть не только трудозатраты медицинского персонала, оказывающего услугу, но и сотрудников, выдающих талончики на обслуживание.

Вариант 2. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, с учетом особенностей оказания соответствующей госуслуги может дополнительно детализировать и уточнить состав затрат.

Шаг 5. Определяем нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда. Исходим из потребности в количестве персонала, принимающего непосредственное участие в оказании услуги (вспомогательный, технический, административно-управленческий персонал не учитывается):ОТп = ОТу × Kот,
где ОТп – оплата труда персонала, непосредственно оказывающего услугу (выполняющего работу, осуществляющего направление деятельности);ОТу – затраты на оплату труда и начисления на оплату труда за отчетный год с учетом планируемой индексации на соответствующий финансовый год;Kот – коэффициент распределения трудозатрат персонала.

Нормативный документ

Норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583.

Шаг 6. Определяем нормативные затраты на материальные запасы. Исходим из нормативных объемов потребления материальных запасов (в случае их утверждения) или фактических объемов их потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении.

Шаг 7. Определяем нормативные затраты на коммунальные услуги. Расчет ведется обособленно по видам ресурсов, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг или их фактических объемов потребления за прошлые годы с учетом изменений в составе используемого при оказании услуг особо ценного движимого и недвижимого имущества. Затраты включают в себя расходы на: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение; тепло- и электроснабжение.Зком = 0,5 × Зо + Зхвод + Зводоот + 0,9 × Зэ + Згвод,
где Зком – затраты на коммунальные услуги;Зо – затраты на теплоснабжение;Зхвод – затраты на холодное водоснабжение;Зводоот – затраты на водоотведение;Зэ – затраты на электроснабжение;Згвод – затраты на горячее водоснабжение.

Шаг 8. Определяем нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества. Данные затраты могут быть детализированы по следующим группам:
  • на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов особо ценного движимого имущества;
  • на материальные запасы, потребляемые в рамках содержания особо ценного движимого имущества, не отнесенные к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием услуги;
  • на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  • прочие нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества.

Шаг 9. Выбираем способ распределения затрат на общехозяйственные нужды. Эти действия производят учреждения, оказывающие несколько государственных услуг.

Вариант 1. Пропорционально фонду оплаты труда основного персонала.

Вариант 2. Пропорционально объему оказываемых государственных услуг в случае, если они имеют одинаковую единицу измерения.

Вариант 3. Пропорционально площади, используемой для оказания каждой государственной услуги.

Запомнить

Затраты на коммунальные услуги определяются как произведение тарифа на объем потребления.

Нормативный документ

Порядок расчета субсидии рег ламентируется совместным приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 137н/527 «Об утверждении Методических рекомендаций по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений».

Этап 2. Определяем нормативные затраты на содержание имущества

Расходы, объем которых напрямую не зависит от количества потребителей оказываемой услуги (затраты на охранную сигнализацию, обеспечение пожарной безопасности, содержание прилегающей территории), учитываются в составе нормативов затрат на содержание имущества учреждений в полном объеме. Во избежание «двойного счета» однотипные расходы делятся по долевому принципу, с коэффициентами 10 на 50 или 90 на 50.

Например, расчет затрат на потребление электрической энергии производится по принципу 10 на 90, т. е. 90% приходится на затраты, связанные с оказанием услуг, и 10% – на условно-постоянные затраты.

Шаг 1. Рассчитываем нормативные затраты на потребление электрической энергии. Берем 10% общего объема затрат на оплату данного вида коммунальных платежей.

Шаг 2. Рассчитываем нормативные затраты на потребление тепловой энергии. Исходим из размера 50% общего объема затрат на оплату данного вида коммунальных платежей.

Шаг 3. Рассчитываем налоги. В качестве объекта налогообложения признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, в т. ч. земельные участки.

Пример

Распределение некоторых затрат на содержание имущества (административных, условно-постоянных) между затратами на оказание государственных услуг и затратами на содержание имущества:

Этап 3. Определяем объем субсидии на госзадание

Для этого суммируются нормативные затраты на оказание государственной услуги и затраты на содержание имущества.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидии из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Согласно п. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, используются в очередном финансовом году на те же цели.

Запомнить

В случае сдачи недвижимого или особо ценного движимого имущества в аренду затраты на его содержание не учитываются при определении нормативных затрат на содержание имущества.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль