Публичные обязательства в системе 1С

1998
 Жуковский Д.В.
Начальник отдела автоматизации бюджетного учета группы компаний "Бизнес ИТ"
В соответствии с бюджетным законодательством органы государственной власти (местного самоуправления) передают свои полномочия по исполнению публичных нормативных обязательств бюджетным учреждениям. При реализации этого положения на практике возникает немало вопросов. В том числе в рамках ведения автоматизированного учета.

Нормативное регулирование

Понятие публичных нормативных обязательств (ПНО) приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ). Под ними подразумеваются публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.

Бюджетные (автономные) учреждения могут наделяться такими полномочиями, например, в следующих случаях:

  • детские сады – в рамках выплаты компенсаций части родительской платы;
  • общеобразовательные школы – в рамках выплат компенсаций учителям;
  • высшие учебные заведения – в рамках выплат сиротам.

Согласно положениям п. 9 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2012 № 83-ФЗ операции по исполнению публичных обязательств учитываются на лицевом счете, открытом соответствующему получателю бюджетных средств.

При этом согласно постановлению Правительства РФ № 5901, федеральное бюджетное учреждение:

  • санкционирование кассовых выплат по исполнению публичных обязательств осуществляет в порядке, установленном Минфином России в отношении получателей средств федерального бюджета;
  • представляет в федеральный орган госвласти (государственный орган) отчетность об исполнении публичных обязательств в порядке, установленном Минфином России для составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации получателями бюджетных средств (ПБС).

Запомнить

В нормах законодательства речь идет не о праве органа государственной власти (местного самоуправления) передавать бюджетным (автономным) учреждениям свои полномочия по исполнению ПНО, а об обязанности сделать это.

Нормативный документ

Порядок осуществления полномочий федерального органа государственной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, регламентируется п. 5 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 3.12 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Из положений нормативных документов следует, что при наделении бюджетного учреждения полномочиями по исполнению публичных обязательств перед физлицами в денежной форме указанное учреждение:

  • в части таких операций становится ПБС;
  • подчиняется требованиям БК РФ;
  • сдает отчетность как ПБС – по Инструкции № 191н;
  • ведет бухгалтерский учет как ПБС – по Инструкции № 162н;
  • использует полные 26-значные номера счетов с включением кода КРБ в соответствии с Указаниями № 180н;
  • формирует отдельный рабочий план счетов;
  • формирует отдельные журналы операций, главную книгу в части операций ПБС.

Особенности учета

Для бюджетных учреждений, ведущих учет в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» (далее – 1С:БГУ), отражение операций ПБС может представлять определенную сложность.

Для каждого учреждения через регистр сведений «Учетная политика» устанавливается только один из трех типов планов счетов: для казенных учреждений/для бюджетных учреждений/для автономных учреждений.

Каждому плану счетов соответствует:

  • набор доступных видов источников финансового обеспечения (для казенного доступен код 1 и не доступен – 4, для бюджетного и автономного – наоборот);
  • набор используемых типов КПС (классификационных признаков счетов)1 – для казенного – гКБК, КДБ, КРБ, КИФ2, для бюджетного и автономного – произвольный.

Неправильный способ учета

Некорректная работа в 1С:БГУ в рамках рассматриваемого вопроса заключается в изменении в программе настроек типа плана счетов. При этом чаще всего тип «для бюджетных учреждений» дополнительно наделяется свойствами казенного учреждения, в частности, добавляется возможность вести учет по коду источника финансирования 1. Однако изменение настроек структуры плана счетов в 1С:БГУ недопустимо. Это приведет к нарушению механизмов программы:

  • не будет автоматически формироваться отчетность ПБС: формы, предусмотренные Инструкцией № 191н;
  • не будут формироваться отдельные учетные регистры.

Запомнить

При осуществлении в качестве ПБС операций с наличными денежными средствами или денежными документами учреждение ведет отдельные кассовые книги.

В связи с этим бюджетным учреждениям рекомендуется проверить, не были ли нарушены настройки структуры плана счетов. Правильные настройки, просмотреть которые можно через меню «Операции» – «Справочники» – «Структуры рабочего плана счетов», должны выглядеть следующим образом:

Правильный способ учета

Для организации учета ПБС в бюджетном учреждении с использованием программы «1С:БГУ» необходимо:

  • создать в справочнике «Учреждения» путем копирования данных своего бюджетного учреждения дополнительное «учреждение»;
  • для визуального различия в списке учреждений «новому учреждению» к наименованию добавить «(ПБС)».

Пример

Допустим, учреждение называется МБУ ЦСОН «Красновский». «Новое учреждение» в автоматизированной учетной программе можно назвать МБУ ЦСОН «Красновский (ПБС)».

При этом бухгалтеру в отношении «нового учреждения» необходимо произвести следующие действия:

  • в разделе «Учетная политика» с 01.01.2012 установить тип плана счетов «для казенных учреждений»;
  • на закладе «Бюджетные полномочия» включить «Полномочия получателя бюджетных средств»;
  • зафиксировать «новое учреждение» кнопкой «Записать».

На закладке «Лицевые счета/Ответственные лица» следует добавить лицевой счет получателя бюджетных средств. В лицевом счете на закладке «Реквизиты лицевого счета» добавить раздел лицевого счета «01 Средства бюджета», для которого устанавливаем код финансового обеспечения 1 – деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность).

В справочник «Классификационные признаки счетов (КПС)» добавляем предусмотренные бюджетной сметой коды КРБ, а также КИФ, если предполагаются операции с наличными денежными средствами.

официальное мнение

Юлия Камардина,
заместитель начальника отдела методического
обеспечения бюджетных полномочий Федерального
казначейства по исполнению федерального бюджета

Порядок передачи полномочий публичных нормативных обязательств и их исполнения бюджетными (автономными) учреждениями определяется соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования. Основанием для передачи соответствующих бюджетных полномочий является правовой акт об осуществлении учреждением полномочий органа государственной власти (органа местного самоуправления) по исполнению публичных обязательств.



Секретные материалы!

Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

Школа Главбуха госучреждения

Школа Главбуха государственного учреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Записаться в Школу

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...






Рассылка

© 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62697 от 10.08.2015.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для бухгалтеров бюджетных и автономных учреждений

Чтобы продолжить чтение статьи на портале, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего 53 секунды. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогут составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Зарегистрируйтесь и скачайте файл!

Только зарегистрированные пользователи могут скачивать файлы с сайта. Это бесплатно и займет всего несколько секунд. У нас на сайте:

Фото
  • 6000 статей
  • 14 000 ответов на вопросы
  • 300 видеосеминаров
  • 500 форм документов с образцами
  • Бесплатная правовая база
  • Сервисы, которые помогу составить учетную политику, определить код КОСГУ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль