Верьте не слухам, а официальным разъяснениям

1485
 Истомина Д.
Старший аналитик Центра исследования бюджетных отношений
С вступлением в силу Закона № 223-ФЗ ряд организаций2 стали осуществлять закупки по новым правилам. Впрочем, эти правила заказчики могут устанавливать самостоятельно. Все дело в том, что согласно законодательству детали процедуры следует отражать в положениях о закупках, разрабатываемых и утверждаемых заказчиком либо особыми органами управления заказчика (наблюдательным советом автономного учреждения и т. п.). В настоящей статье рассмотрим, ряд вопросов, возникших у заказчиков в ходе реализация Закона № 223-ФЗ.

Официальный сайт

Самый горячий вопрос на сегодняшний день возник по причине несвоевременного принятия подзаконных правовых актов к Закону № 223-ФЗ. Так, с 1 июля 2012 г. заказчики, в т. ч. автономные учреждения, обязаны размещать информацию о закупках на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru).

Однако сделать это оказалось невозможно. Причины: отсутствие утвержденного Правительством РФ порядка размещения такой информации и проблемы с регистрацией на сайте и получением электронных цифровых подписей.

Соответствующий документ был предъявлен общественности значительно позже. Это постановление Правительства РФ от 30.06.2012 № 662, согласно которому положение о закупке, изменения, вносимые в такое положение, планы закупки и иная информация подлежит размещению на официальном сайте с 1 октября 2012 г.

Промедление с принятием необходимых нормативно-правовых документов, и как следствие неразмещение информации на официальном сайте, согласно требованиям Закона № 223-ФЗ грозило заказчикам определенными санкциями. В том числе оспариванием недовольными поставщиками результатов проведенных закупок.

В подобных условиях можно рекомендовать размещать всю необходимую информацию на собственном сайте заказчика. Внимательно отслеживать ситуацию с правовым регулированием, взаимодействовать с уполномоченными федеральными органами и удостоверяющими центрами, чтобы при первой же возможности выполнить формальности и соблюсти требования законодательства.

Положения о закупке

Выделяют два принципиально разных подхода, используемых при разработке положений о закупке:

1.детальное регулирование в положении всех возможных процедур, способов закупки и форм закупочной документации;

2. общее рамочное описание, основанное на цитировании положений Закона № 223-ФЗ с минимальным отражением специфики организации.

И тот, и другой подход имеют право на существование. Вероятнее всего, в дальнейшем произойдет их сближение. Качество положения о закупке (удобство его использования, непротиворечивость федеральному законодательству, удовлетворение потребностей заказчика и т. п.) будет возможно оценить к концу текущего года, когда у заказчика сформируется опыт применения данного документа.

Запомнить

Не следует забывать о необходимости оперативного внесения в положение о закупке изменений по мере принятия подзаконных правовых актов. Например, касающихся планирования закупок.

Единственный поставщик

Вопросы закупки у единственного поставщика в Законе № 223-ФЗ детально не урегулированы, как это сделано, например, в Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ. В том числе не установлен ценовой критерий для закупок у единственного поставщика.

Вследствие этого заказчики пытались сами разгадать позицию законодателей и выстроить удобный для себя и непротиворечащий их логике подход к организации таких закупок.

На форумах в сети Интернет можно наблюдать регулярное обсуждение специалистами вопроса о ценовом ограничении при проведении закупки у единственного поставщика, в частности о правомерности применения такого способа закупки при цене договора более чем 100 тыс. руб.

Непосредственно в Законе № 223-ФЗ содержится требование о необходимости размещения на официальном сайте (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным) сведений о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Однако существует мнение, что норма закона о необходимости публичного размещения информации о проводимой закупке (независимо от ее способа) создает определенные ограничения на закупку у единственного поставщика. Так, если поместить информацию на сайте, то осуществить такую закупку невозможно.

При этом в свете нормы Закона № 223-ФЗ, дающей право заказчику не размещать информацию о закупках, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. (ч. 15 ст. 4), напрашивается вывод о невозможности проведения закупок у единственного поставщика на сумму свыше указанной.

Иная позиция состоит в том, что заказчик вправе по своему усмотрению прописать критерии применения закупки у единственного поставщика.

На практике можно наблюдать, как данный вопрос решен отдельными заказчиками. В положениях о закупке, размещенных на сайте федеральных автономных учреждений, используется примерно одинаковый подход к установлению условий закупки: вводится ценовой критерий, значение которого колеблется от 100 до 500 тыс. руб. Помимо ценового критерия, в положениях о закупке прописываются иные условия, при которых целесообразно применять закупку у единственного поставщика, в частности:

  • потребность в товарах, услугах, работах возникла в результате чрезвычайного происшествия;
  • закупка товаров, работ, услуг, относящихся к деятельности субъектов естественных монополий;
  • закупка услуг у организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
  • закупка услуг по обучению, повышению квалификации сотрудников;
  • закупка, проводимая ранее иным способом, признана не состоявшейся и т. п.

Пример

В зависимости от специфики осуществляемой деятельности заказчик может предусмотреть более узкие условия для выбора закупки у единственного поставщика:

  • приобретение услуг, связанных с проведением технического обслуживания специальной аппаратуры, аттестации и контроля защищенности объектов автоматизации, обрабатывающих информацию, содержащую сведения, составляющие государственную тайну (ФАУ «Российский Речной Регистр»);
  • закупка товаров, услуг, работ на создание произведений литературы или искусства у конкретного физического лица (конкретных физических лиц) – автора сценария, артиста-исполнителя, ведущего теле- или радиопрограммы, дизайнера, концертмейстера, художника. А также на изготовление и поставки декораций, сценической мебели, костюмов и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения театральных постановок (ГАУ «Саратовский театр кукол «Теремок»).

Закупка при указанных условиях не связывается с применением ценового ограничения, т. е. цена договора по результатам проведения закупки у единственного поставщика может превышать 100 тыс. руб.

К сожалению, активность заказчиков на форумах не всегда преобразуется в реальные письменные запросы в федеральные органы исполнительной власти, ответственные за решение задач по применению Закона № 223-ФЗ. В связи с этим по большинству вопросов заказчики вынуждены пользоваться слухами, домыслами, собственными трактовками положений законодательства. Сейчас, когда правовая база по закупкам лишь формируется, заказчикам лучше идти рука об руку с федеральными органами исполнительной власти, своевременно ставя их в известность о возникающих проблемах и заручаясь письменными официальными мнениями уполномоченных органов.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×