Любая реформа должна учитывать отраслевую специфику

2076
Любая реформа должна учитывать отраслевую специфику
На протяжении двух лет наша редакция внимательно отслеживает все изменения, происходящие в системе государственных и муниципальных учреждений, в связи с осуществлением реформы в рамках Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ. За это время принято немало нормативных правовых документов. Методология организации работы с учетом госзадания опробована на практике. Параллельно с фундаментальными изменениями бюджетной сферы шли и другие реформы: в системе оплаты труда, автоматизации учета и пр. Чего в итоге достигли «бюджетники», каков сегодняшний круг проблем, и перспективы развития, рассказывает эксперт номера.

Максим Владимирович, в июле текущего года официально за­кончился переходный период ре­формирования бюджетной сфе­ры. В связи с этим хотелось бы услышать вашу оценку сущест­вующего нормативно-правового поля в разрезе вверенного вам ведомства. Все ли необходимые документы приняты? Что вы считаете важным изменить, усовершенствовать?

- В целом правовые и методологиче­ские вопросы, технические сложности, которые возникали в процессе переход­ного периода, мы на своем уровне пре­одолели. Формально все документы для работы имеются, и система нормативно обустроена. Другое дело, что внутреннее содержание этих норм не всегда соответ­ствует идеологии нашего ведомства, на­шим задачам и структурной специфике. Для примера: большой проблемой для нас стало открытие счетов по публич­ным обязательствам. Мы столкнулись с тем, что при многоуровневой системе финансирования и наличии достаточно большого количества бюджетных учреждений по всей террито­рии Российской Федерации затруднительно финанси­ровать расходы непосред­ственно каждому бюджетному учрежде­нию на открываемые ему специальные счета.. Минфин России, Федеральное Казначейство, Минюст России пошли нам навстречу и признали возможность делегирования этих полномочий ниже­стоящим распорядителям бюджетных средств, целесообразность открытия счетов на уровне этих распорядителей. Сложности возникли и в связи с суще­ствовавшей необходимостью открытия для каждого публичного обязательства отдельного лицевого счета. Благодаря руководству Федерального Казначейства мы эту проблему также решили.

Много вопросов возникает при пере­даче имущества. Например, наши авиационно-спасательные центры получили статус бюджетных учреждений. При этом в авиации есть практика создания оборотных агрегатных фондов. Агрега­ты, запчасти целесообразно перемещать между подразделениями одного типа, для того чтобы обеспечить оператив­ную замену, ремонт и соответственно необходимый уровень готовности. У нас в системе МЧС России эксплуатируются однотипные воздушные суда, допустим вертолеты Ми-8. Согласитесь, будет неце­лесообразно держать для них столько же запасных комплектов деталей, например дорогостоящих лопастей, которые стоят по полтора-два миллиона. В случае необ­ходимости нужные запчасти передаются между учреждениями. Вместе с тем рас­сматриваемое имущество подпадает под разряд особо ценного, а следовательно, имеет свои ограничения при передаче, свой порядок, что сильно снижает опе­ративность работы. Таким образом, мы вступаем в конфликт с существующей нормативной базой, и вынуждены искать выходы из сложившейся ситуации.

Кроме того, в структуре нашего ве­домства сохранилась система централи­зованного снабжения, и мы считаем, что ее целесообразно сохранить, например, в отношении топлива, вещевого иму­щества (для обеспечения единообразия и соблюдения общих стандартов). В эту систему и как получатели, и как снабжа­ющие организации должны вписаться бюджетные учреждения, что при сущест­вующей правовой базе довольно пробле­матично. С точки зрения финансирова­ния централизованное снабжение более выгодно. Таких примеров можно приве­сти много. Это и привлечение бюджетных учреждений к реализации ФЦП, (в т. ч. таких научных центров, как ВНИИ ГОЧС (ФЦ), ВНИИПО), и участие их в ликвида­ции ЧС, и поисково-спасательные рабо­ты, и тушение пожаров.

В 2011 г. соотношение бюджетных и казенных и учреждений в вашем ведомстве было 80 к 20 %. Измени­лась ли эта пропорция сейчас?

- Нет, все осталось, как прежде. Отме­чу, что многие бюджетные учреждения (например, те же авиационно-спасательные центры), которые опробовали на себе принципы работы в новом статусе, хотели бы изменить тип на казенный. Частично это связано с субъективным фактором: люди не привыкли работать в новом режиме. А частично с тем, что по большому счету идеология работы в рамках госзаданий не всегда соответ­ствует нашим задачам по спасению людей и ликвидации ЧС. Очень сложно сформи­ровать государственное задание, скажем, на участие и личный состав бюджетных учреждений в работах по ликвидации ЧС или тушению пожара.

Много и другой отраслевой специфи­ки. Например, обеспечение готовности и дежурство воздушных судов. Надо ли указывать его в госзадании? Или возь­мем учебные заведения. Ежегодно кур­санты АГЗ участвуют в военных парадах. Можно ли рассматривать это как услугу (работу) в рамках госзадания? И как это участие оплачивать? Плюс материальные затраты, которые неизбежны при орга­низации парадов. Сегодня мы решаем этот вопрос в рамках отдельной целевой субсидии. Раньше было сметное финан­сирование, мы увеличивали вузам объем содержания и наградной фонд, и про­блемы не было. Сейчас мы вынуждены увеличивать наградной фонд, образно говоря, через голову. Аналогично обстоят дела с привлечением курсантов к рабо­те на ЧС или на пожарах. Они должны добраться до места ЧС, получить коман­дировочные, их надо кормить, создать необходимые бытовые условия (стирка, баня) и пр. Возникает вопрос: что зало­жить в госзадание, а что можно сделать централизованно? На это накладывается аутсорсинг, который мы внедряем по от­дельным услугам в вузах, и вместо упро­щения ситуации, получения подушевого финансирования мы создаем некий кон­гломерат из частных решений, в каждом случае индивидуальных. Возможно, при формировании переченя бюджетных уч­реждений надо было пойти по принципу МВД: перевести всех в статус казенных.

Вопрос использования аутсорсин­га в государственных учреждени­ях сегодня широко обсуждается. Насколько применим этот метод в вашем ведомстве? - Впервые вопрос о необходимости применения аутсорсинга появился, как только мы начали сокращать войска гра­жданской обороны. Исторически сло­жилось, что солдаты срочной службы самостоятельно занимались обустрой­ством быта: убирали территорию и по­мещения, организовывали питание, несли службу по охране в нынешних спасцентрах (бывших воинских частях). Когда численность солдат-срочников стала сокращаться, возникла и пробле­ма передачи указанных функций. Мы стали использовать аутсорсинг по этим услугам в спасцентрах, кроме того, пере­дали на сторону организацию питания в учебных заведениях, уборку террито­рий и помещений. Не могу сказать, что получили от этого серьезный экономи­ческий эффект. Экономии средств по на­шим оценкам аутсорсинг не дает. Как бы мы ни считали, как бы ни планировали, к сожалению, объективно это не получа­ется. Мы вынуждены внутри ведомства изыскивать какие-то резервы, для того чтобы покрыть расходы на оплату при­влекаемых организаций.

Дальнейший масштабный переход на аутсорсинг мы не планируем, будем дей­ствовать точечно, в тех сферах, где это целесообразно. Например, имеет смысл передавать услуги по ремонту техники авторизованным сервисам. У нас суще­ствует своя система ремонтных подраз­делений, но она постепенно сокращается в связи с появлением более сложной техники и оборудования, расширением сети сервисных центров представителей. Между тем каждый год появ­ляется новая техника, которая требует более специализированного подхода при ремонте, иных инструментов, зна­ний и т. д.

В таком большом ведомстве, как наше, для меня более понятна идея так назы­ваемого внутреннего аутсорсинга, когда выделяются специализированные учре­ждения в структуре, призванные решать некие «узкие» обеспечивающие задачи: тот же ремонт, питание и пр. Это могут быть бюджетные учреждения, для кото­рых формируются госзадания на опре­деленный вид работ, и, соответственно их объему, осуществляется финансиро­вание. В этом случае есть возможность регулировать их деятельность и полу­чить экономию средств.

Есть ли трудности при органи­зации в учреждениях МЧС России приносящей доход деятельности? В том числе с разработкой тари­фов на услуги (работы)?

- Политику ценообразования в рам­ках приносящей доход деятельности мы всегда отдавали на откуп учреждениям. Они самостоятельно определяют себе­стоимость и тарифы на услуги (работы). Наша задача - адекватное покрытие рас­ходов доходами, полученными от плат­ных услуг, чтобы не залезать в бюджет­ный карман.

Конечно, сегодня расчет тарифов дол­жен вестись более тщательно, по прин­ципам коммерческих структур, без пе­рекладывания части затрат на бюджет. Удачный опыт калькулирования сложил­ся у нас в сфере медицинских услуг. И мы его с успехом используем.

В ведомстве разработаны приказы, регламентирующие порядок определе­ния нормативных затрат при оказании услуг (выполнении работ). Это позволя­ет определять объем затрат, относимый на приносящую доход деятельность. Мы исходим от затрат, от некой услуги, кото­рая должна продаваться, быть рентабель­ной. Прибыль, которую мы закладыва­ем, должна обеспечивать продаваемость услуги. О сверхприбыли речь не идет.

В Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгал­терском учете», и в Инструкции № 157н большое внимание уделя­ется внутреннему финансовому контролю. Как этот контроль осу­ществляется в вашем ведомстве?

- В нашем Министерстве давно созда­на служба, которая занимается внутрен­ним финансовым контролем: контроль­но-ревизионное управление - КРУ. Эта служба имеет структурные подразделе­ния во всех территориальных органах ведомства. КРУ - орган самостоятель­ный, но мы активно взаимодействуем с ним по больным для финансистов вопросам и ставим определенные зада­чи, востребованные совместно в насто­ящий период времени. Так, например, в этом году активная работа ведется по организации контроля за социальными выплатами и сокращение кредиторской задолженности по данным выплатам; обеспечением личного состава коман­дировочными, денежным довольствием и заработной платой; оплатой проезда в отпуска; компенсацией за вещевое имущество.

Внутренний контроль нам существен­но в этом помогает, сигнализируя, какие проблемы потенциально могут возник­нуть, определяя, в полном ли объеме сде­ланы выплаты, все ли законодательные процедуры соблюдены, не допускаются ли нарушения штатной дисциплины и пр.

В связи с чем возникла проблема по социальным выплатам? Вроде бы деньги на это выделяются.

- Выделяются, но не в полном объеме. Есть ряд специфических выплат, по которым в последние годы существует хронический дефицит. Например, возмещение проезда в отпуска (это касается всех силовых ведомств). Пользуясь своим правом, сотрудники отправляются за счет бюджетных средств в дальние страны, в т. ч. Бали, Таиланд и пр. Денег это стоит немалых. Расход средств ежегодно нарастает валообразно. Соблюдая законодательство, мы вынуждены использовать дополнительные средства за счет внутренних ресурсов, чтобы оплатить сотрудникам проезд. При этом на образующуюся «кредиторку» Минфин,

несмотря на неоднократные наши обращения, денег не выделяет. Таким образом, это изначально дефицитные расходы. Кроме того, при таком резком ежегодном увеличении расходов спланировать достаточный объем денег (когда и в каком количестве они будут востребованы, не перенесется ли кредиторская задолженность на следующий год, потому что люди подадут документы к возмещению позже и пр.) сложно. Тем более в условиях, когда каждая категория личного состава финансируется по своей классификации.

Аналогичная ситуация – с компенсациями за вещевое имущество. Мало того что здесь присутствует дефицит денежных средств, зачастую недостает собственно имущества. Люди не всегда обеспечиваются им в полном объеме, либо сознательно не получают, в результате чего накапливаются задолженность, которую впоследствии сотрудник начинает предъявлять при увольнении.

Как уже отмечалось, проблематично запланировать в должном объеме командировочные расходы. Наша работа связана с постоянной готовностью вылететь (выехать) на территорию, где произошла ЧС. Это внеплановые мероприятия. Одновременно есть некий стабильный план работ подразделений. В результате незапланированных расходов (либо в отдельных случаях недостаточно просчитанных) получаем тот же дефицит средств.

Есть дефициты приоритетные, которые подлежат обязательному погашению. Например, обучение в подведомственных учебных заведениях по заочной форме (существует план комплектования вузов заочниками). Обучающийся должен отправиться на учебу, и мы в любом случае обязаны выплатить ему командировочные (на проживание, суточные).

На это мы вынуждены направлять дополнительные средства, чем подведомственные учреждения сознательно пользуются, финансируя в первую очередь другие мероприятия.

Центральный аппарат за что радеет: за интересы работников или за экономию бюджетных средств?

- Так нельзя ставить вопрос. Какой-то компромисс должен достигаться. Речь идет о справедливом распределении объемов финансирования. Все, что положено, мы отдаем сотрудникам в полном объеме. По денежному довольствию и заработной плате дефицита у нас давно нет: в первую очередь стараемся максимально увеличить имеющийся ресурс на решение соцвопросов. Да и по другим социальным выплатам тоже. Для Министерства это всегда было приоритетом. Проблема со своевременным финансированием со­циальных выплат стояла особенно остро и в связи с изменением порядка финансо­вого обеспечения бюджетных учрежде­ний по публичным обязательствам. Об этих сложностях я уже говорил.

Система денежного довольствия также пережила реформирование. Что изменилось в этой сфере?

- В 2012 г. мало что изменилось. И мы еще не знаем окончательно, возьмут ли нас с 2013 г. в новую систему денежного довольствия и в каких параметрах она будет реализована.

Для формирования необходимых для перехода финансовых ресурсов Минфин предлагает сначала оптимизировать на 20% численность, сократив личный со­став в погонах. В противном случае по его оценкам нельзя реализовать ранее озву­ченные руководством страны параметры перехода - 2-2,5 раза.

На протяжении пяти лет система целенаправлено реформировалась, уже сокращены войска ГО в 4 раза, на 30% -Федеральная противопожарная служба (в этом году завершаются оргштатные мероприятия). Считаю, что все необхо­димое сделано. Дело за малым: найти деньги. Окончательные решения будут приняты в процессе формирования бюджета.

Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ­ственных и муниципальных нужд» многие считают несовершенным. Очень активно сейчас обсуждает­ся контрактная система в сфере госзаказа. Что вы думаете по это­му поводу?

- Я считаю, что менять что-то надо од­нозначно, потому что очень многие во­просы, особенно касающиеся специфики нашего ведомства, не решаются годами. Усложняют работу попытки сделать си­стему госзаказа прозрачной, ориентиру­емой только на стоимость услуг (работ). Это зачастую приводит и к массовым нарушениям при размещении заказов, в т. ч. на строительство. Приходят не­добросовестные поставщики, которые скидывают цену, а потом не выполняют заказ и т. д. У нового законопроекта, ко­нечно, есть свои недостатки, но в целом контрактная система - это шаг вперед. Решит ли она все проблемы госзаказа, пока сказать трудно.

Каковы планы работы Финансо­во-экономического департамента МЧС России? К чему вы стреми­тесь, какие задачи ставите?

- Сейчас одна из основных задач- нор­мально войти в новую систему денежного довольствия. Приоритетом для нас всег­да были социальные гарантии личному составу. Повышение качества кадрового потенциала финслужбы - вторая задача.

Также мы активно готовим внедрение автоматизации учета, отчетности, пла­нирования на базе технологии единого сервера. Мы пытаемся прийти к единой автоматизированной системе на уровне всех подразделений. Предполагается вне­дрение единых форм учета, отчетности, процедур планирования и финансирова­ния расходов на базе единой нормативно-справочной информации. Это позволит снизить требования к квалификации нижнего звена финансовых служб, бух­галтерий, позволяет осуществлять более оперативный финансовый контроль. По сути, речь идет о своего рода «электрон­ном бюджете» на уровне ведомства.

Интервью с экспертом опубликовано в № 9-2012 журнала "Казенные учреждения. Учет. Отчетность. Налогообложение".
Ознакомиться с содержанием номера можно в Электронном архиве журнала.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×