Лекарства и продукты питания будут закупаться по-новому

1682
 Пластинина Е.А.
Проректор по научной работе, зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГБОУ ДПО “Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова”
В конце июля 2012 г. вступили в силу очередные изменения в Закон № 94-ФЗ1. Новации внесены Федеральным законом от 20.07.2012 № 122-ФЗ и коснулись закупок лекарственных средств и пищевых продуктов. Кроме того, установлены квалификационные требования к участникам торгов. Данные нормы позволяют решить наболевшие вопросы в сфере госзакупок. Подробнее о преобразованиях в законодательстве читайте далее.

Лекарственные средства

В области медицинских закупок законодатель фактически закрепил правило 1 лот – 1 лекарство (международное непатентованное наименование, МНН). Ранее это правило существовало только на уровне разъяснений ФАС РФ с целью защиты конкуренции на рынке лекарственных средств.

По новым правилам, в случае если предметом торгов, запроса котировок является поставка лекарственных средств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) различные лекарственные средства с МНН или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями. Правда, указанное правило будет касаться только «крупных» закупок, по которым начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) будет превышать предельное значение, установленное Правительством РФ.

Также нормативно закреплена позиция ФАС РФ о необходимости указания в документации об аукционе МНН или при отсутствии таких наименований химических, группировочных наименований лекарственных средств. Исключение составляют случаи поставки лекарственных средств, входящих в перечень, утверждаемый в порядке, установленном Правительством РФ. Закупка указанных лекарственных средств осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, в документации об аукционе допускается указание торговых наименований. Слова «или эквивалент» не используются.

Запомнить

Возможность лотовой закупки лекарственных средств и в котировках, и электронных аукционах должна быть предусмотрена законом. Соответствующее постановление Правительства РФ будет определять предельную стоимость лота, при которой останется действующим правило: 1 лот – 1 МНН.

Пищевые продукты

Многократные срывы поставок продуктов питания в учреждения социальной сферы привели законодателя к необходимости установить дополнительные защитные меры в отношении закупок в указанной отрасли. Эта мера является обоснованной: многие регионы в 2011–2012 гг. столкнулись с необходимостью объявлять в школах незапланированные каникулы. Причиной тому – поставщики, которые выиграли аукционы, но не смогли обеспечить выполнение принятых на себя обязательств. В итоге питание школьников не осуществлялось.

Одной из защитных мер для заказчика является право выбора формы торгов. Так, с 23 июля 2012 г. размещение заказов на поставки пищевых продуктов в дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения; образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обу чающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением; нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности; образовательные учреждения дополнительного образования детей и другие организации, осуществляющие образовательный процесс для детей; медицинские организации; учреждения социального обслуживания, организации отдыха детей и их оздоровления осуществляется по решению заказчика или уполномоченного органа в форме конкурса или открытого аукциона в электронной форме. То же самое касается оказания услуг общественного питания для вышеперечисленных учреждений и организаций.

Таким образом, императивная норма о проведении электронных аукционов в указанной сфере канула в Лету.

Кроме того, заказчик получил возможность устанавливать дополнительные квалификационные требования к участникам при размещении заказов на поставки пищевых продуктов. Согласно этим требованиям у участников должен быть опыт исполнения двух контрактов на поставки одноименных товаров и на оказание одноименных услуг, стоимость каждого из которых составляет не менее чем 20% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится конкурс или открытый аукцион в электронной форме. При этом учитываются контракты, исполненные за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, открытом аукционе в электронной форме.

Запомнить

Защитной мерой при закупках пищевых продуктов в социально значимые учреждения является усиление значимости таких критериев оценки заявок, как качественные и функциональные характеристики товаров, качество работ услуг или квалификация участника размещения заказа. Максимальная значимость этих критериев теперь составляет 30%, что на 10% больше ранее действующего показателя.

Участник должен подтвердить положительный опыт размещения заказа – показать, что по выбранным им и представленным двум контрактам не взыскивалась неустойка (штраф, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

Для подтверждения необходимо включить в состав заявки сведения об исполненных контрактах, номера их запи сей из реестра контрактов, копий исполненных контрактов и актов приемки поставленных товаров, оказанных услуг по ним.

Запомнить

В связи с большим количеством случаев предоставления поддельных документов участниками размещения заказа такой способ обеспечения заявок, как поручительство, был отменен. В настоящее время в распоряжении заказчиков сохранились такие способы обеспечения контракта, как безотзывная банковская гарантия и залог денежных средств.

Согласно переходным положениям рассматриваемого закона до 1 января 2014 г. подтверждение соответствия участников размещения заказа указанному требованию может осуществляться без размещения в заявке на участие в конкурсе или в открытом аукционе в электронной форме номеров записей исполненных контрактов из реестра контрактов.

официальное мнение

Марина Андреева,
ведущий консультант отдела методологии
и нормативного обеспечения федеральной контрактной
системы Департамента развития федеральной
контрактной системы Минэкономразвития России

Внесение указанных изменений связано в первую очередь со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО).
На практике выявлен ряд проблем, препятствующих реализации в полном объеме положений Соглашения о государственных (муниципальных) закупках, заключенного в рамках создания Единого экономического пространства. Одной из наиболее значимых проблем является отсутствие действующего механизма обеспечения юридической значимости трансграничного электронного документооборота, который должен быть реализован в рамках Соглашения о применении информационных технологий при обмене электронной документацией во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза, которое предусматривает применение информационных технологий при обмене электронными документами. Отсутствие такого механизма фактически не позволяет участвовать гражданам и организациям Республики Беларусь и Республики Казахстан в электронных аукционах, проводимых в области размещения государственного (муниципального) заказа в Российской Федерации.
Внесенные поправки в ч. 1 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ позволят иностранным юридическим лицам участвовать в электронных аукционах, указывая при аккредитации идентификационный номер налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего государства.

Реестр контрактов

Расширился перечень информации, которую заказчики должны отражать в реестре контрактов. Теперь согласно п. 11 ч. 2 ст. 18 Закона № 94-ФЗ в реестре должны указываться сведения о принятых заказчиком решениях, о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.

Указанные сведения направляются заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказа в течение трех рабочих дней со дня принятия заказчиком решения о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней), в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

В случае поступления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, вступившего в законную силу судебного акта об отмене решения заказчика о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней), в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением предусмотренных контрактом обязательств, указанный орган в течение трех рабочих дней со дня получения такого судебного акта осуществляет внесение изменений в реестр контрактов в части приведения сведений в соответствие с таким судебным актом.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×