Участие в залоговых отношениях

1847
 Абидуева Е.В.
Консультант отдела правового и информационно- аналитического обеспечения управления государственной политики министерства культуры и архивов Иркутской области
В современных условиях залог занимает особое место среди способов обеспечения исполнения обязательств. Однако при его реализации появляется много спорных ситуаций. Рассмотрим подробнее правовое регулирование отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами, в связи с обеспечением обязательств залогом, а также в каких сделках и в каких случаях учреждение может совершать залог имущества.

Зачем нужен залог

Одним из распространенных способов обеспечения исполнения обязательств является залог. Суть залоговых правоотношений заключается в следующем. Кредитор, сомневающийся в состоятельности своего должника по сделке, вправе требовать гарантий выполнения его обязательства путем предоставления (обособления, определения) отдельного имущества или имущественного права, из стоимости которого при неисполнении должником обязательства по сделке кредитор вправе получить денежное выражение указанного обязательства, включая убытки, вызванные таким неисполнением, иные расходы, указанные в ст. 337 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

Правовое регулирование залога осуществляется ГК РФ, Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее – Закон № 102-ФЗ), Законом РФ от 29.05.1992 № 2872-1 «О залоге» (далее – Закон № 2872-1), который применяется в части, не противоречащей ст. 334–358 ГК РФ и Закону № 102-ФЗ.

Предмет залога

В хозяйственной деятельности государственных и муниципальных учреждений (в данном случае автономных или бюджетных) наибольшую сложность представляет определение предмета залога. В соответствии с законодательством предметом залога может быть имущество и имущественные права.

Как следует из информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.1998 № 26 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм ГК РФ о залоге» имущество, являющееся предметом залога, должно обладать следующими характеристиками:

  • стоимостная оценка;
  • индивидуальная определенность;
  • возможность его реализации «в натуре» (так, например, предметом залога не могут быть денежные средства, находящиеся на банковском счете).

Правоспособность обеспечения бюджетным или автономным учреждением своих обязательств также ограничена ГК РФ и Законом № 2872-1.

Согласно этим документам:

1. залогодателем может быть должник (по основной сделке, исполнение которой гарантируется) или третье лицо, гарантирующее исполнение обязательств должника по основной сделке;

2. если предметом залога являются вещи, залогодателем может быть собственник или лицо, имеющее на них право хозяйственного ведения;

3. если предметом залога является имущественное право, залогодателем может быть лицо, которому принадлежит указанное право, если иное не установлено законом.

Право оперативного управления

Государственное (муниципальное) учреждение не может совершать залог имущества, закрепленного за учреждением собственником на праве оперативного управления. В соответствии с Законом № 83-ФЗ1 собственник не несет ответственность по обязательствам бюджетных и автономных учреждений, соответственно имущество собственника (публично-правового образования) не может быть передано для обеспечения исполнения обязательств учреждения, а тем более быть реализовано при неисполнении обязательства. Заключение договора залога имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, будет считаться ничтожной сделкой в силу прямого нарушения Закона (ст. 168 ГК РФ).

Нормативный документ

В отношении государственных (муниципальных) учреждений нормы, регулирующие залоговые правоотношения, должны применяться с учетом положений Бюджетного кодекса РФ, а также Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Логическую стройность установленных правил нарушает норма ч. 1 ст. 353 ГК РФ, согласно которой «в случае перехода права собственности на заложенное имущество либо права хозяйственного ведения или права оперативного управления им от залогодателя к другому лицу в результате возмездного или безвозмездного отчуждения этого имущества (за исключением случаев реализации этого имущества в целях удовлетворения требований залогодержателя в порядке, установленном законом) либо в порядке универсального правопреемства право залога сохраняет силу».

Если применять указанную норму в правоотношениях, когда собственником является публично-правовое образование, то полностью нарушается принцип самостоятельной ответственности учреждения по своим обязательствам.

Вместе с тем если предположить, что в оперативное управление учреждения имущество передано физическим или юридическим лицом, которое заранее дало согласие на свободное распоряжение закрепляемым таким образом имуществом, то учреждение может это имущество заложить.

На практике одним из самых спорных вопросов является вид вещных прав бюджетных и автономных учреждений на принадлежащее им имущество. В соответствии с законодательством имущество закрепляется собственником (публично-правовым образованием) за учреждением на праве оперативного управления. Возникновение права оперативного управления не обуславливается отнесением имущества к категории особо ценного движимого или недвижимого. Вместе с тем в реестры государственной (муниципальной) собственности РФ, субъектов РФ (муниципальных образований) включается имущество, являющееся особо ценным движимым или недвижимым. На имущество, учтенное в реестрах, публично-правовое образование приобретает право собственности, а учреждение – право оперативного управления.

Право собственности

Правомочие по самостоятельному распоряжению вещью (право определять юридический статус имущества) – признак права собственности.

Однако в настоящее время существуют федеральные нормативные правовые акты, которые по факту ограничивают возможность самостоятельного распоряжения учреждениями принадлежащим им имуществом, что свидетельствует о необходимости приведения подзаконных правовых актов в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Запомнить

Имущество, не закрепленное собственником за учреждением, не является особо ценным движимым и недвижимым и поступает в самостоятельное распоряжение учреждения.

Аргументом в пользу того, что у бюджетных и автономных учреждений возникает право собственности на имущество, не относящееся к недвижимому и особо ценному движимому, может служить комплексный анализ норм ГК РФ и Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ). Если ГК РФ устанавливает возможность автономных и бюджетных учреждений самостоятельно распоряжаться имуществом, то БК РФ предусматривает наличие у них «собственных» доходов, не входящих в состав бюджетов.

До вступления в силу Закона № 83-ФЗ, Федерального закона от 03.11.2006 № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об автономных учреждениях”, а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений» к видам доходов бюджетов соответствующих уровней относились в т. ч. «доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах» (ст. 41 БК РФ).

Запомнить

Доход учреждений от платной и иной приносящей доход деятельности является собственным доходом учреждений с правом самостоятельного распоряжения получаемыми денежными средствами (если иное не установлено законом), а имущество приобретается в собственность учреждения. Такое имущество может быть предметом залога.

Аналогичные изменения в правовом регулировании коснулись и дохода, получаемого учреждениями, от оказания платных услуг. В настоящее время в соответствии с ч. 3 ст. 41 БК РФ доход от использования имущества бюджетных и автономных учреждений не включается в состав доходов бюджета соответствующего уровня. Доходы бюджетных и автономных учреждений от оказания платных услуг исключены из состава доходов бюджетов.

Вместе с тем стоимостные рамки отнесения движимого имущества к категории особо ценного (в различных субъектах РФ стоимость особо ценного движимого имущества определяется в размере от 50 000 до 500 000 руб., а в муниципальных образованиях – от 50 000 до 200 000 руб.), сводят на «нет» актуальность применения залога в хозяйственной деятельности учреждений.

Залог в крупной сделке

В понятие крупной сделки бюджетного учреждения согласно ч. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» относятся также сделки, связанные с передачей имущества (которым бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно) в пользование или в залог. Цена крупной сделки, превышающая 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если иной размер не установлен уставом, заведомо увеличивает предельную стоимость особо ценного движимого имущества.

Запомнить

Бюджетное учреждение может являться залогодателем в отношении имущества, приобретенного на собственные доходы и не включенного в состав особо ценного движимого и недвижимого имущества. Приобретение имущества на средства соответствующего бюджета, но в отношении которого у учреждения также возникает право самостоятельного распоряжения в силу его небольшой стоимости, изначально должно обосновываться необходимостью его применения при осуществлении учреждением основных видов деятельности. В соответствии с правовыми актами имущество, необходимое учреждению для осуществления основной деятельности, также подлежит включению в состав особо ценного движимого имущества, а потому предметом залога быть не должно.

Таким образом, бюджетное учреждение в рамках осуществления крупной сделки не может выступать залогодателем, если только стоимость крупной сделки не будет состоять из стоимости множества неценных вещей, передаваемых в залог, что достаточно сложно представить.

Между тем, по мнению автора, согласие учредителя будет требоваться при совершении такой крупной сделки, связанной с передачей имущества в залог, в которой бюджетное учреждение будет выступать залогодержателем имущества, если его стоимостная оценка соответствует цене крупной сделки, определенной законом или уставом. Содержание такого имущества, его страхование (в случаях, предусмотренных законом или договором) будет требовать особых финансовых расходов. Чтобы значительность расходов не нанесла ущерб деятельности учреждения, указанная крупная сделка должна быть предварительно одобрена учредителем.

Запомнить

Бюджетное учреждение может являться залогодержателем имущества, при этом правомочие учреждения определяется финансовой и хозяйственной целесообразностью, решение о которой принимается руководителем самостоятельно, а в случае совершения крупной сделки – с согласия учредителя.

Залог имущественных прав

ГК РФ не допускает залог имущественного права без согласия собственника вещи, в отношении которой установлены имущественные права, или лица, имеющего на вещь право хозяйственного ведения, если законом или договором запрещено отчуждение этого права без согласия указанных лиц.

В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ) государственное (муниципальное) недвижимое имущество без проведения конкурса на право заключения договора аренды может быть сдано в аренду государственным (муниципальным) учреждениям.

Третье лицо в сделке

Выступать третьим лицом, гарантирующим выполнение обязательств должника по основной сделке, бюджетное учреждение вправе, если данный вид деятельности прописан в уставе учреждения, т. к. очевидно, что указанная деятельность не может быть для учреждения основной.

В случае, если учреждение, заключившее договор аренды недвижимости, закладывает свое право аренды контрагенту по сделке – коммерческому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, – договор залога в судебном порядке будет признан недействительным. С одной стороны, прямого нарушения законодательства не было, но с другой – отсутствует юридическая возможность реализовать предмет залога (право аренды). Если стороной в договоре аренды является любая другая организация, кроме указанных в ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, право аренды (право заключения соответствующего договора) может возникать только по результатам проведения конкурсных процедур.

В силу юридико-технического несовершенства законодательства принятие бюджетным или автономным учреждением решения об установлении залоговых обязательств должно осуществляться на основе тщательного анализа правовых требований гражданского и бюджетного законодательства и не нарушать основные признаки правового статуса учреждений: самостоятельная хозяйственная ответственность и закрепление наиболее ценного имущества на ограниченном вещном праве оперативного управления.

Запомнить

Если иное не установлено, имущественное право учреждения на какие-либо вещи (движимые и недвижимые) может быть свободно заложено. Исключение из этого правила составляют случаи, когда правовой статус бюджетного или автономного учреждения как некоммерческой организации является существенным условием на этапе заключения основной сделки, по которой к учреждению переходят имущественные права на вещь.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль