Приобрели оборудование за счет целевой субсидии: что делать

1974
 Багрин В.П.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Учреждение приобрело оборудование за счет субсидии на иные цели, приняло на баланс по коду вида деятельности “5”. Далее возникает закономерный вопрос, за счет каких средств его содержать и уплачивать налог на имущество, ведь целевая субсидия выделена единовременно и не предусматривает подобных расходов.

Одним из базовых принципов бухгалтерского учета в организациях госсектора является обособленный учет хозяйственных операций, осуществляемых государственными (муниципальными) учреждениями в рамках различных видов деятельности (финансового обеспечения) (п. 21 Инструкции № 157н*). Из данного принципа вытекает требование об учете нефинансовых активов в рамках того вида деятельности (финансового обеспечения), в котором эти активы преимущественно используются и за счет которого осуществляется основная часть расходов по их содержанию.

Бюджетные (автономные) учреждения организуют учет в разрезе семи видов финансового обеспечения. Однако квалифицировать в качестве самостоятельных видов деятельности “Субсидии на иные цели”, “Бюджетные инвестиции” или “Средства по обязательному медицинскому страхованию” можно с большой натяжкой. Согласно положениям Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ и Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ бюджетные и автономные учреждения, по сути, осуществляют только два вида деятельности:

  • по выполнению государственного (муниципального) задания;
  • по оказанию услуг и выполнению работ на платной основе, а также по реализации активов (в т. ч. готовой продукции, товаров).

Очевидно, что отражение хозяйственных операций, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания, должно осуществляться с применением кода “4”. Субсидии же на иные цели по своему экономическому смыслу являются инструментами дополнительной поддержки бюджетных (автономных) учреждений, которая оказывается исключительно для обеспечения возможности выполнения государственных (муниципальных) заданий в предусмотренных объемах и с должным качеством. При этом текущее содержание активов, создаваемых за счет средств целевых субсидий, как правило, осуществляется уже за счет субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, код вида финансового обеспечения “5” по отношению к коду вида финансового обеспечения “4” является “вспомогательным”. При этом для средств субсидий на иные цели преду сматривается специальный порядок расходования, учета и составления отчетности. А созданное за счет этих средств имущество в соответствии с его предназначением логично учитывать с указанием кода вида финансового обеспечения, за счет которого будет осуществляться их содержание (т. е. с кодом “4”).

Обособленный учет по коду вида финансового обеспечения “5” является обоснованным на этапах получения и расходования денежных средств, формирования первоначальной стоимости приобретаемых активов на счете 106 00 “Вложения в нефинансовые активы”. Дальнейший учет имущества, приобретенного за счет средств субсидий на иные цели, с применением кода “5” представляется избыточным.

Порядок учета нефинансовых активов, приобретаемых за счет целевых субсидий, действующими нормативными правовыми актами подробно не определен. Следовательно, он может быть разработан учреждением самостоятельно по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

В настоящее время на уровне многих публично-правовых образований принимаются решения, в соответствии с которыми имущество, приобретаемое за счет средств субсидий на иные цели, подлежит учету с применением кода вида деятельности “4”. Перевод активов с вида деятельности “5” на вид деятельности “4” предлагается осуществлять или непосредственно при приобретении имущества, или с определенной периодичностью.

Пример

Бюджетным учреждением за счет средств субсидии на иные цели приобретено оборудование стоимостью 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.) и прочие материальные запасы – иное движимое имущества общей стоимостью 59 000 руб. (в т. ч. НДС – 9000 руб.).

В соответствии с решением учредителя данные материальные ценности должны использоваться для выполнения госзадания, а оборудование при его приобретении подлежит включению в состав особо ценного движимого имущества. Объем субсидии на выполнение госзадания в текущем году в связи с приобретением имущества изменяться не будет. По согласованию с учредителем принято решение о содержании приобретенного оборудования за счет средств экономии субсидии на выполнение госзадания и средств от приносящей доход деятельности.

В учете бюджетного учреждения могут быть сделаны следующие записи:

Использовать в подобной ситуации счет 0 304 06 000 “Расчеты с прочими кредиторами” предлагается в письме Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798 (комментарий к нему читайте на с. 6, 7). Однако до внесения изменений в инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности в учетной политике учреждения может быть предусмотрена возможность применения иных корреспонденций.

Например, руководствуясь положениями письма Минфина России от 25.05.2006 № 02-14-10а/1354, выбытие активов по виду деятельности “5” может отражаться с применением счета 5 401 20 241 “Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям”. Также в данном случае вполне обоснованно применение счета 0 401 10 180 “Прочие доходы”.

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать



    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль