Санкционирование расходов – на должный уровень

3576
 Фирсанова Н.
Эксперт Международного центра финансово-экономического развития
Бухгалтерский учет санкционирования расходов ввиду своей сложности вызывает на практике массу вопросов. Как наладить такой учет на должном уровне, какими проводками отразить соответствующие операции, читайте далее.

В соответствии с планом ФХД

Санкционирование расходов – это определенная последовательность действий, направленных на то, чтобы сначала выяснить, соответствуют ли расходы целям деятельности и объему финансовых средств учреждения, а затем «дать санкцию» на осуществление этих расходов. Объем оказываемых услуг, потребности и финансовые поступления учреждения на текущий и следующие годы прогнозируются и утверждаются планом финансово-хозяйственной деятельности (далее – план ФХД). Поэтому суть операций санкционирования сводится к тому, чтобы определить соответствуют ли расходы плану ФХД. Если да – расходы считаются санкционированными (т. е. одобренными, разрешенными, позволенными).

Порядок и особенности составления и утверждения плана ФХД определяет учредитель учреждения (п. 2 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н (далее – Требования).

Для ведения учета предназна чены счета 0 500 00 000 «Санкционирование расходов» (пп. 308–314 Инструкции № 157н, пп. 161, 162 Инструкции № 174, пп. 187, 188 Инструкции № 183н).

Запомнить

Учет операций санкционирования необходимо вести в разрезе всех видов финансового обеспечения, которые предусмотрены планом ФХД (п. 308 Инструкции № 157н).

Учитывая содержание п. 10 Требований, санкционирование расходов в общем случае должно осуществляться в разрезе таких источников, как:

  • субсидии на выполнение госзадания (вид деятельности 4);
  • целевые субсидии (вид деятельности 5);
  • бюджетные инвестиции (вид деятельности 6);
  • поступления от оказания учреждением физическим и юридическим лицам платных услуг (выполнения работ), которые относятся к основным видам деятельности в соответствии с уставом, и поступления от иной приносящей доход деятельности (вид деятельности 2);
  • средства по ОМС (вид деятельности 7, для медучреждений).

Кроме указанных источников финансового обеспечения в автономном или бюджетном учреждении может быть задействован код вида деятельности 1 - бюджетная деятельность. По этому коду учитываются операции по осуществлению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, полномочия по исполнению которых от имени органа государственной власти передаются в установленном порядке учреждению.

Показатели бюджетной деятельности справочно указываются в плане ФХД (п. 10 Требований).

Согласно п. 309 Инструкции № 157н и п. 3 Требований, если план ФХД утвержден на текущий и плановый периоды, учет операций на счетах санкционирования ведется в разрезе:

  • текущего финансового года – на счетах 0 500 10 000;
  • очередного финансового года (первого года за текущим) – на счетах 0 500 20 000;
  • первого года, следующего за очередным (второго года за текущим), – на счетах 0 500 30 000;
  • второго года, следующего за очередным (третьего года за текущим), – на счетах 0 500 40 000.

Когда план ФХД на плановый период не утверждается, операции на счетах санкционирования отражаются лишь по текущему году.

Запомнить

Санкционирование расходов в рамках бюджетной деятельности в автономных (бюджетных) учреждениях осуществляется в пределах доведенных ассигнований в соответствии с требованиями Инструкции № 162н (п. 1 Инструкции № 162н, п. 3 письма Минфина России от 09.02.2012 № 02-03-09/429, № 02-03-09/428, ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Контроль за планом

Счет 0 500 00 000 «Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта» – это своеобразный инструмент своевременного контроля за исполнением плана ФХД, для осуществления которого необходимо шаг за шагом выполнить следующие действия:
1. отразить в учете показатели плана ФХД (в течение отчетного периода отражать уточнения и изменения плана);
2. в течение отчетного периода учитывать исполнение плана ФХД по поступлениям (доходам);
3. в течение отчетного периода учитывать исполнение плана ФХД по выплатам (расходам);
4. сформировать бухгалтерскую отчетность (промежуточную, итоговую) и проанализировать результаты выполнения плана ФХД;
5. после завершения финансового года произвести перенос показателей по счетам санкционирования, сформированных в отчетном финан совом году, на соответствующие аналитические счета следующего года.

Отражаем плановые показатели

Плановые показатели отражаются в бухучете на основании утвержденного плана ФХД с использованием счетов:

  • 0 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения» – отражает обобщенную информацию об утвержденных показателях плана ФХД в разрезе видов доходов и расходов (пп. 324, 325 Инструкции № 157н);
  • 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств» – отражает объем прав на принятие обязательств в пределах утвержденного плана ФХД в разрезе видов расходов (пп. 326, 327 Инструкции № 157н);
  • 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения» – отражает объем доходов, утвержденных планом ФХД в разрезе видов доходов (пп. 328,329 Инструкции № 157н).

Представим перечень бухгалтерских записей по отражению показателей плана ФХД на счетах санкционирования:

Если в течение года план ФХД корректируется, то любые операции по его изменению отражаются точно такими же проводками, какие приведены в таблице. Особенность учета на счетах санкционирования заключается в том, что изменение показателей в сторону уменьшения всегда отражается методом «красное сторно» (п. 311 Инструкции № 157н).

Запомнить

Головному автономному (бюджетному) учреждению необходимо вес ти учет операций санкционирования в разрезе подведомственных ему структурных подразделений (филиалов) (в т. ч. не являющихся юридическими лицами) (п. 313 Инструкции № 157н).

Аналитический учет операций по счету 0 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения» необходимо вести в разрезе видов доходов и расходов в карточке учета сметных (плановых) назначений (п. 170 Инструкции № 174н, п. 196 Инструкции № 183н). Для счетов 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств» и 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения» аналогичного требования в инструкциях по бухучету не установлено.

Пример 1

К началу 2012 г. государственному учреждению был утвержден план ФХД на текущий финансовый год. На плановый период (очередной и следующие за ним финансовые годы) план ФХД не утверждался. Плановые показатели (руб.) таковы:
1) планируемый остаток средств на начало года – 120 000, из них:

  • средства субсидий – 0;
  • средства приносящей доход деятельности (ПДД) – 120 000;

2) поступления, всего – 480 000, из них:

  • субсидии на выполнение государственного задания – 300 000;
  • поступления от ПДД – 180 000;

3) выплаты, всего – 570 000, из них:

  • заработная плата – 200 000: средства субсидий – 120 000, средства ПДД – 80 000;
  • начисления на выплаты по оплате труда – 60 000: средства субсидий – 40 000, средства ПДД – 20 000;
  • коммунальные услуги – 150 000: средства субсидий – 80 000, средства ПДД – 70 000;
  • прочие работы, услуги – 70 000: средства субсидий – 20 000, средства ПДД – 50 000;
  • увеличение стоимости материальных запасов – 90 000: средства субсидий – 40 000, средства ПДД – 50 000;

4) планируемый остаток средств на конец года – 30 000:

  • средства субсидий – 0;
  • средства ПДД – 30 000.

В апреле 2012 г. план ФХД был откорректирован. В результате изменились два показателя в рамках ПДД:

  • прочие работы, услуги – 40 000 (уменьшение на 10 000);
  • материальные запасы – 60 000 (увеличение на 10 000).

В бухгалтерском учете учреждения в течение текущего финансового года были отражены следующие операции:

Запомнить

Форма карточки учета сметных (плановых) назначений законодательством не утверждена. Этот документ учреждению нужно разработать самостоятельно и утвердить в рамках своей учетной политики.

В результате отраженных операций на счете 0 504 10 000 «Сметные (плановые) назначения по текущему финансовому году» сформировались следующие показатели (руб.):

  • дебетовый остаток равен 570 000 (сумма расходов (выплат) по плану ФХД);
  • кредитовый остаток равен 480 000 (сумма доходов (поступлений) по плану ФХД);
  • свернутое сальдо по счету дебетовое и равно 90 000 (разница между планируемыми доходами и расходами текущего финансового периода без учета остатков на начало и конец года (планируемый результат исполнения плана ФХД) – де фицит).

Источником финансирования дефицита средств учреждения по текущему финансовому периоду является остаток денежных средств на начало года. Учреждение запланировало наличие остатка средств на конец года в сумме 30 000 руб., планируемое изменение остатков средств составляет 90 000 руб. (120 000 - 30 000).

Учет поступлений (доходов)

Для отражения операций по исполнению доходной части плана ФХД используется счет 0 508 00 000 «Получено финансового обеспечения». На счете формируются только дебетовые обороты и соответственно только дебетовый остаток. Он отражает суммы полученного в текущем году финансового обеспечения (с учетом произведенных возвратов ранее полученных доходов). Об этом сказано в пп. 330, 331 Инструкции № 157н, п. 179 Инструкции № 174н, п. 205 Инструкции № 183н.

Запомнить

Суммы произведенных возвратов ранее полученных поступлений отражаются в учете методом «красное сторно» (п. 311 Инструкции № 157н).

Перечень бухгалтерских записей по счету 0 508 00 000 «Получено финансового обеспечения» следующий:

Очевидно, что дебетовый оборот по счету 0 508 00 000 «Получено финансового обеспечения» будет совпадать с данными по поступлению денежных средств в кассу и на лицевые (банковские) счета учреждения.

Дебетовый остаток на счете 0 507 00 000 «Утвержденный объем финансового обеспечения» по мере поступления доходов будет уменьшаться. В каждый конкретный момент времени он будет показывать, какую сумму доходов учреждение недополучило по сравнению с запланированными в плане ФХД поступлениями. Если по итогам отчетного периода остаток по счету 0 507 00 000 будет равен нулю, это будет означать стопроцентное выполнение плана по доходам. Если окажется так, что остаток будет кредитовым, – учреждение перевыполнило плановые доходные показатели.

Запомнить

Учет всех операций санкционирования необходимо осуществлять в специальном регистре – в Журнале по санкционированию (ф. 0504071) (пп. 11, 314 Инструкции № 157н). Периодичность формирования журнала следует установить в учетной политике учреждения в рамках документо оборота (пп. 11, 19 Инструкции № 157н).

Учет выплат (расходов)

Для отражения операций по исполнению расходной части плана ФХД используются счета:

  • 0 502 01 000 «Принятые обязательства»;
  • 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».

На этих счетах могут быть сформированы только кредитовые остатки (п. 319 Инструкции № 157н, пп. 165, 166 Инструкции № 174н, пп. 191, 192 Инструкции № 183н).

Определения «обязательства» и «денежные обязательства» бюджетного (автономного) учреждения приведены в п. 308 Инструкции № 157н.

Обязательства учреждения – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения.

Запомнить

Каждое учреждение самостоятельно решает, в какой момент и на основании каких первичных документов отражать в учете принятые и денежные обязательства. Правила учета обязательств (денежных обязательств) должны быть закреплены в учетной политике (п. 318 Инструкции № 157н).

Денежные обязательства – обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или согласно положениям законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Из данных определений следуют два важных вывода:

  • исполнение расходной части плана ФХД учитывается не по кассовому методу, как исполнение его доходной части, а по методу начисления.
    Обязательство (денежное обязательство) принимается вне зависимости от срока его оплаты в момент наступления соответствующей обязанности предоставить средства в течение года (уплатить определенную сумму). То есть расходная часть плана ФХД считается исполненной, когда удовлетворены потребности учреждения, – услуги для нужд учреждения оказаны, работы выполнены, товары получены и пр.;
  • принятые денежные обязательства автономного (бюджетного) учреждения – это часть его принятых обязательств, по которым наступил срок уплаты.

Основанием для отражения обязательств и денежных обязательств в бухгалтерском учете служат первичные учетные документы (п. 318 Инструкции № 157н). К ним относятся:

  • документы для учета принятых обязательств – государственный контракт, договор (в т. ч. гражданско-правового характера), соглашение, иной документ, подтверждающий заключение учреждением гражданско-правовой сделки;
  • документы для учета принятых денежных обязательств – акт выполненных работ, товарная (товарно-транспортная) накладная, иной документ, подтверждающий выполнение условий заключенной гражданско-правовой сделки, счет для предварительной оплаты (авансового платежа).

Запомнить

Аналитический учет принятых и денежных обязательств следует вести в раз резе доходов и расходов в журнале учета принятых обязательств (п. 320 Инструкции № 157н). Унифицированной формы такого журнала не существует. Приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н утверждена форма Журнала регистрации обязательств (ф. 0504064). Из порядка его заполнения следует, что именно он применяется для аналитического учета принятых обязательств и денежных обязательств, а в Инструкции № 157 в этом отношении допущена неточность.

Бывает, что обязательства и денежные обязательства принимаются одновременно на основании одних и тех же документов:

  • свод начислений по заработной плате (расчетно-платежные ведомости);
  • заявление на выдачу наличных денежных средств под отчет (в случае выдачи аванса);
  • приказ о направлении работника в командировку;
  • исполнительный лист, судебный приказ, мировое соглашение;
  • Справка (ф. 0504833) с приложением налогового расчета (налогового регистра);
  • требование об уплате налогов (сборов) и иных обязательных платежей;
  • положения законодательства или распоряжения органов местного самоуправления (о назначении и выплате стипендий, премий и пр.).

Перечень бухгалтерских записей по счетам 0 502 01 000 «Принятые обязательства» и 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства» будет следующим:

Корректировки принятых обязательств (денежных обязательств) от ражаются в учете аналогичными проводками. В сторону уменьшения – методом «красное сторно» (п. 311 Инструкции № 157н).

По мере отражения в учете указанных бухгалтерских записей кредитовый остаток по счету 0 506 00 000 «Право на принятие обязательств» будет уменьшаться и показывать «свободный остаток» плановых расходов.

Используя этот счет, учреждение будет своевременно располагать информацией о том, на какую сумму в рамках плана ФХД можно заключить договоры, контракты, иные сделки с учетом уже заключенных.

Кредитовый остаток на счете 0 502 01 000 «Принятые обязательства» в течение года будет отражать сумму заключенных договоров (контрактов) и иных сделок, по которым не наступил срок оплаты. Показатели счета 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства» используются при заполнении Отчета об обяза тельствах, принятых учреждением (ф. 0503738).

Читайте в следующих номерах журнала "Учет в учреждении"
    Читать


    Ваша персональная подборка

      Секретные материалы!

      Есть статьи, которые мы не можем показывать на сайте в общем доступе. Подпишитесь на нашу специальную рассылку и получите информацию, которую мы открываем только избранным! Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Школа Главбуха госучреждения

      Школа Главбуха государственного учреждения

      Научитесь работать без ошибок и нареканий!

      Записаться в Школу

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      Рассылка

      © 2011–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      «Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

      Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для главных бухгалтеров и экономистов госучреждений

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • Более 6000 статей про учет, отчетность и платные услуги;
      • 500 образцов заполнения форм (в том числе не типовых);
      • 300 записей вебинаров от экспертов и чиновников;
      • 30 000 ответов на вопросы от читателей.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Это займет всего минуту
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×